Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Культура Киевской Руси
5
1.1 Письменность, образование, школы.
10
1.2 Летописи.
11
1.3 Литература.
11
1.4 Архитектура.
12
1.5 Искусство.
13
2. Прикладное искусство
15
Заключение
22
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться  и совершенствоваться.  Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец,  Добрыня Никитич и Алеша Попович  героически сражались  против воинственных чужеземцев,  защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие  события  русской  истории. Былины  пели  или  рассказывали  нараспев,  чаще  всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

Таким образом, многочисленные восточнославянские племена  образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.

1.1 Письменность, образование, школы.

Основа любой культуры – письменность. Долгое время считалось, что письмо на Руси появилось с принятием  христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго  до этого \ под смоленском найден сосуд  с надписью “горушна” – пряности, относящийся к X веку \. Договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X века, имели копии на славянском языке.

Христианизация Руси дала толчок развитию письменности. Появились переводы греческих  богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых.

При церквях открывались школы. С XI века в богатых семьях стали  учить грамоте не только мальчиков, но и девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения  грамотности являются берестяные грамоты, служившие деловыми документами, обменом информации, приглашение в гости, любовной перепиской.

1.2 Летописи.

Они являются памятниками и письменности, и истории, и литературы, и культуры в целом. За их составление брались  очень грамотные люди.

Летопись – дело государственное, поэтому составлять их поручали тем, кто мог провести идеи, близкие княжескому дому. Объективность от этого зачастую страдала.

Появилось летописание вскоре, после  принятия христианства. Первая летопись была составлена в конце X века и  описывала события от династии Рюрика до Владимира.

Но летописям предшествовали отдельные  записи, служившие основой для  них. Это – истории о Кие  и основании Киева, походах на Византию и войнах Святослава, сказания об убийстве Бориса и Глеба и т.д.

Вторая летопись была составлена при  Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую.

“Повесть временных лет” –  по меньшей мере, пятая летопись \ XII век \. Вся

летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано  с

начавшимся политическим распадом Руси.

По мере распада, летописание стало  дробиться. Появились летописные своды  в каждом княжестве. А в различных  русских городах создавались  целые библиотеки летописных сводов.

 

1.3 Литература.

Она развивалась параллельно с  правописанием. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в ерестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал “Слово о законе и

благодати”. Оно посвящено обоснованию  государственно-идеологической концепции  уси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло смысл крещения Руси.

Его основная тема – равноправие  Руси среди остальных народов  и государств.

Другое литературно-публицистическое произведение \ во второй половине XI века  “Память похвала Владимира” монаха Макова. Здесь идеи Иллариона получают альнейшее развитие применительно к Владимиру. В это же время появилось“Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о Борисе и Глебе” и “Поучение детям” Владимира Мономаха”.

В начале XII века один из сподвижников Мономаха, игумен Даниил, создаёт “Хождение игумена Даниила в святые места”. Он отправляется в Иерусалим: описывает весь путь и пребывание при дворе иерусалимского короля Болдуина, который основывает здесь государство крестоносцев. Даниил молился у гроба Господня и поставил там лампаду от всего русского народа.

XII – XIII в.в. – “Слово” и  “Моление” Даниила Заточника,  который, побывав в заточении,  размышляет о смысле жизни,  о гармоничном человеке, об идеальном  правителе.

Наконец, - “Слово о полку Игореве”, призывающее к единству земли русской.

 

 

 

1.4 Архитектура.

Архитектура – душа народа, воплощённая  в камне. Русь долгие годы быладеревянной. Архитектура этого типа относится  к периоду язычества, а каменная связана с христианизацией.

Для русской деревянной архитектуры характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие пристроек – клети, переходы, сени. Украшали резьбой по дереву.

Из Византии, с приходом христианства, Русь восприняла сооружение церквей  по образу крестово-купольного храма греков; квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляющими его основу  крест . Этот стиль сначала на Руси применяли в деревянной архитектуре \десятинная церковь в Киеве \. Софийский собор в Киеве  более поздний  сочетал славянскую и Византийскую традицию: на основу крестово-купольного храма были поставлены 13 глав нового. Эта ступенчатая пирамида воскресила стиль русского деревянного зодчества. С.С., созданный в период Ярослава Мудрого 1019 – 1054 г.г.  показал, что строительство – это тоже политика \вызов Константинопольскому С.С. . Такие соборы строились и в других городах.

В XII веке на Руси стали строить  однокупольные храмы-богатыри Дмитровский  Собор во Владимире . Большого расцвета архитектура достигла в годы правления  Андрея Боголюбского во Владимире на Клязьме \ Успенский собор, Золотые

Ворота, храм Покрова на Нерли \. Характерной  чертой архитектуры тех

десятилетий стала резьба по камню. Другая черта – сочетание архитектурного ансамбля с природным ландшафтом.

1.5 Искусство.

В эпоху язычества - деревянные каменные скульптуры языческих богов и духов.

Живописцы разрисовывали стены  языческих капищ, делали эскиза магических масок, которые затем изготавливали  ремесленники; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, развлекали племенных вождей и народ.

В эпоху христианства церковное  искусство воспевало бога, подвиги  апостолов и т.д. В Византии искусство  создавалось по церковным канонам  – аскетизм и строгость. Перенесение  всего этого на русскую почву  столкнулось с радостным культом Природы и т.д. Уже в XI веке аскетическая манера Византийской иконописи превращалась под кистью русских мастеров в портреты, близкие в натуре, хотя, иконы несли в себе все черты иконописного лика. В это время прославился печорский монах-живописец – Алимпий.

Фресковая живопись, мозаика распространялись очень широко. Софийский собор  в Киеве: на фресках изображены Ярослав  Мудрый, его семья, скоморохи, святые, животные.

Позднее появилась Новгородская школа  живописи. Это – “Спас Нерукотворный"

XII век . Христос изображён с изломом бровей и предстает грозным, все

понимающим судьёй. “Успение Богородицы" – скорбь утраты.

С особым старанием украшали оклады икон, книги и ювелирные изделия.

    Музыкально-певческое искусство:

В "Слове о полку Игореве" – сказитель-певец Боян рассказывает о подвигах

русского народа, о главной проблеме – феодальной раздробленности.

Существовали деревянные инструменты  – гусли и лютня. Скоморохи.

Песни, былины, сказания – фольклор. Былины – богатыри-защитники, Илья Муромец

и т.д. Враги Руси – тугарин – половцы, жидовина – хазары.

     Быт народа:

Киев – огромный город. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями.

Пиры: рекой текло заморское  вино и свой мёд; мясо, дичь. Женщины  сидели за столом, наравне с мужчинами, гусляры развлекали. Дочь Ярослава Мудрого Анна, выйдя замуж во Францию, была удивлена провинциальностью Парижа  XI век , где всего этого ещё не было.

Любимая забава знати – охота, для  простого люда – игрища. Баня – неотъемлемая часть русского быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прикладное искусство

Внутреннее убранство дома. "Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие  встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных  форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши  умещалось по несколько вёдер.”

“... Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином!

Они веселье в сердце лили,

Кипела пена по краям.

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям....”, –  так описывает А.С. Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" картину  тесного, замкнутого неторопливого  быта Древней Руси.

Ковшики для питья имели ладьевидную  форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины – точёные сосуды для напитков в виде шара – тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Деревянные ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами. Мы охотно покупаем их для себя, дарим друзьям. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке, и не обожжёшься.

Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и  колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.

Особенно почитались у крестьянина  прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских  женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками”.

В каждой местности прялки украшались по-своему. В зависимости от места  изготовления прялки могли быть “стройные, высокие, силуэтом своим напоминают женскую фигуру в пышном сарафане и кокошнике, украшает их обычно сквозная резьба”, либо “массивные, тяжёлые, сплошь покрыты строгим геометрическим орнаментом, часто ещё и расписаны по резьбе”.

“У практичного хозяина всякое лыко в строку, в работу идут все части дерева: из луба резали всевозможную утварь, из корней, ветвей плели изящные и ловкие корзины. Удивительно красивые и удобные вещи крестьяне делали из берёсты (специально обработанной берёзовой коры).

Во всех изделиях из дерева, сделанных  народными умельцами, ясно видно высокое техническое и художественное мастерство. Удивительно, как приспособлено всё, что выходит из-под рук мастеров, к быту народа, к окружающей природе.

Жива и сейчас деревянная посуда: горит золотом, рдеет алыми цветами. Поистине – на старое глядят – новое творят.

В современной деревне, конечно, стало  меньше резных и расписных изделий  из дерева. Но, может быть, сейчас они  как никогда радуют нас. На ярмарках, выставках, в музеях народного искусства  они создают атмосферу праздничности, красоты, вызывают удивление и восхищение людей.

Народный костюм. Не перестаешь удивляться, насколько продуманным был каждый элемент народного костюма Киевской Руси. Каждый предмет одежды помимо того, что доставлял эстетическое удовольствие, имел и целевое предназначение. “Нелёгкая и непростая жизнь была у крестьянской семьи в прошлые века. Весной, летом, осенью – тяжёлая работа в поле. Зимой нужно заготовить дрова, если в тёплое время не успел, съездить в город продать кое-что из зимних запасов и купить самые необходимые для семьи вещи. Дел и забот всегда было много и у мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Так шли дни, месяцы, годы...

Зато когда приходил праздник, он был для крестьян особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни надевали свою лучшую, праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё мастерство в шитье и в украшении одежды”.

В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского  костюма были одинаковыми. Одежда резко  делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная, наоборот, – демонстрировала всё, на что были способны её хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.

Информация о работе Культура Киевской Руси