Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:49, реферат
Культура Киевской Руси - яркое явление европейской средневековой культуры. Киевская Русь оставила заметный след в мировой истории. Она просуществовала с IX до середины XII ст. Это была одна из крупнейших монархий раннего Средневековья, которую можно сравнить разве что с империей Карла Великого. Во времена своего наивысшего расцвета она простиралась от Черного до Балтийского моря и Ледовитого океана, от Закарпатья до Северного Предуралья и Волго-Окского междуречья .Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отношения с ближними и дальними соседями - с Великой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королевствами, с итальянскими и немецкими городами, с Данией, Швецией и Норвегией, с Францией и Англией.
Введение.
1. Факторы, которые повлияли на формирование культуры Киевской Руси.
2. Развитие письменности. Образование.
3. Наука, литература, книг описания.
4. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка.
5. Развитие медицинских знаний.
Заключение.
ТУХНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-
Кафедра социально-
Введение.
1. Факторы, которые повлияли
на формирование культуры
2. Развитие письменности. Образование.
3. Наука, литература, книг описания.
4. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка.
5. Развитие медицинских знаний.
Заключение.
Введение
Культура Киевской Руси - яркое явление европейской средневековой культуры. Киевская Русь оставила заметный след в мировой истории. Она просуществовала с IX до середины XII ст. Это была одна из крупнейших монархий раннего Средневековья, которую можно сравнить разве что с империей Карла Великого. Во времена своего наивысшего расцвета она простиралась от Черного до Балтийского моря и Ледовитого океана, от Закарпатья до Северного Предуралья и Волго-Окского междуречья .Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отношения с ближними и дальними соседями - с Великой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королевствами, с итальянскими и немецкими городами, с Данией, Швецией и Норвегией, с Францией и Англией. Династические связи киевских монархов, особенно Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, стали хрестоматийными. Древнерусские купеческие лодки и караваны проложили путь "из варяг в греки", в немалой степени повлияла на культуру и искусство соседей. Сложность изучения культуры Киевской Руси, особенно ее ранних этапов, объясняется недостатком письменных источников. Античные авторы, хорошо знавшие Средиземноморья, максимум лишь вспоминали о наших далеких предках, о местности и народы, жившие к северу от Дуная и Черного моря. Только в I-II вв. н.э. римские историки Плиний Старший и знаменитый Тацит вспомнили славян, назвав их венедами. Вслед за ними тоже сделал великий греческий философ Птолемей в своей "Географии". В VI-VII вв., Когда славяне, расселяясь по юго-востоку Европы, стали осваивать степи Северного Причерноморья, сведения о них появляются в готского хрониста Иордана, византийского дипломата Приска Панийский и византийских писателей Прокопия Кесарийского, Иоанна Эфесского ( VI в.).
1. Факторы, которые
повлияли на формирование
В истории Киевской Руси есть две отдельные религиозные и, соответственно, культурные суток. До 988 г., как отмечалось, средством удовлетворения духовных потребностей восточных славян был анимизм, в основе которого лежало обожествление сил природы и поклонения духам предков. Под конец X в. с развитием украинской государственности великокняжеская власть приходит к необходимости создания единой системы официальной религии - христианства. Христианство стало самым сильным оружием в укреплении государственного и социального строя и во всяком отношении имело исключительно прогрессивный характер, с ним начинается новая эпоха в истории нашего народа, характеризуется приобщением к европейской цивилизации. На фундаменте христианства вырастает христианская культура во всех своих проявлениях и формах. Однако под личиной христианства еще на протяжении веков среди восточных славян сохранялся религиозный дуализм, или двоеверие, которое заключалось в соблюдении языческих за походкой обычаев и обрядов (таких, в частности, как празднований(-ния) прихода весны, праздник Святого Андрея Первозванного, праздник Калиты, вытворился новый вид христианства, вобравший, кроме собственно христианской обрядности, культы древних старославянских верований. С принятием христианства в Киевской Руси распространилась новая, утонченная и сложно организованная религия. Христианство принесло в наши земли культ Софии - Премудрости Божией. Мудрость, а с ней вера, надежда, любовь - это христианские ценности, которые нашли отклик в народе, который имеет характер, психологию, в целом менталитет преимущественно женские и прислушивается в своих действиях, прежде всего, к своему сердцу. Недаром среди христианских культов святых наиболее органично украинским народом был воспринят культ Богородицы - Матери всех матерей. По географическому вектору украинская культура - это, бесспорно, культура европейского типа. А потому в украинской национальной культуре так отчетливо выступает европейский индивидуализм. От антов и волынян VI в. через княжескую эпоху, через казачество и вплоть до XX в. всегда, когда народ имел возможность проявить свою политическую волю, он проявлял одну и ту же характерную черту: склонность отдавать предпочтение индивидуальной свободе над интересами государства, склонность наделять высшей властью вече (совет) и ревностно следить действия своих вождей. Культура княжеских времен имела за основу местные народные элементы, обнаруженные в богатом быту и словесности, верованиях и народной философии. Эта первобытная культура развивалась на собственной почве, однако испытывала и чужестранных воздействий. В ранние времена эти влияния шли через хазар, арабов, персов как в области искусства, так и самого производства. Влияние Скандинавии сказался на государственной и военной организации Руси. Западноевропейские веяния шли через Венгрию и Германию, проявились в архитектуре, городском праве, употреблении латинского языка, в толерантности к католической церкви.
2. Развитие письменности. Образование
Культурное развитие Руси поднялся на новую ступень после принятия христианства. С X в. с его распространением воцаряется византийский стиль в ремеслах, литературе, искусстве, праве. Вместе с ним произошли качественные изменения в мировоззрении и быту русичей: новая религия широко открыла двери византийства во всех сферах жизни. Христианство стало идеологической основой для феодальных отношений, способствовало вхождению Украины-Руси в европейский культурный мир. Однако и после этого Украина-Русь не потеряла самобытности, своеобразия во всех областях культуры. На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси среди славян распространяется письменность. Археологические и другие источники дают возможность определить время овладения неупорядоченным письмом - IX вв. Так, раннее знакомство, на Руси с письменностью свидетельствует летописное сообщение о находке первоучителей Кириллом в Корсуни (Херсонесе) Евангелия и Псалтири, написанных «русскими письменами". Также исследования показали, что договор Олега с Византией написан на болгарском языке, но произведенное в Киеве, а договор Игоря - тогдашней про украинском языке. Особый интерес представляет так называемая софийская азбука, обнаруженная С. А. Высоцким на стене Михайловского алтаря Софийского собора в Киеве. По мнению ученого, "софийская" азбука отражает один из переходных этапов восточнославянской письменности, когда к греческого алфавита начали добавлять буквы для передачи фонетических особенностей славянского языка. Не исключено, что это алфавит, которым пользовались еще во времена Аскольда и Дира. Позднее славяне имели две азбуки - глаголица и кириллицу. Кириллица была создана греческими монахами Кириллом и Мефодием, которые распространяли христианство среди славян. Именно кириллицей написаны все известные произведения XI в. и последующих веков: "Остромирово евангелие", "Изборник Святослава" 1073, 1076 гг "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Мстиславово евангелие", "Повесть временных лет" и др..
С введением христианства забота об образовании взяли на себя государство и церковь. В княжение Владимира в Киеве уже существовала государственная школа, в которой учились дети из ближайшего окружения князя. Школа для подготовки образованного духовенства была открыта Ярославом в Новгороде, который "собрал от старост и поповых детей триста учить из книг". Это было своего рода обязательное обучение для молодежи из высших сословий, имевшая занимать высшие светские и духовные должности. В 1086 г., согласно сообщению летописи, дочь Всеволода Ярославича Янка (Анна) основала при Андреевском монастыре школу для девочек. Кроме государственных и церковных школ, существовало и частное обучение. Так, Феодосий Печорский получал образование в небольшом городе Курске, где он учился в "единого учителя" - летописца Нестора.
О существовании школы в Софийском соборе свидетельствуют многочисленные надписи, сделанные его учениками в разных частях здания. Поздние князья не вели уже такой широкой культурной акции, и школа перешла под опеку церкви. Школы существовали при епископских кафедрах, больших церквах, монастырях; учителями выступали священники и дьяки. Главной целью школы определялось умение научить читать и писать, за учебники правили богослужебные книги, чаще псалтырь. Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого, - "Шестоднев" и "Физиолог". "Шестоднев" объяснял за 6 дней сотворения мира, а "Физиолог" - книга популярной зоологии. Обучение мирян обычно заканчивались на низшей школе. Желающим получить себе широкие знания, доходил до этого самостоятельно. При высшем образовании нужно было знание греческого языка, ее учили в некоторых школах, а живые связи с Византией эту науку облегчали. В западных землях знали также латинский язык. Верхом науки считалось знание стиля и риторики по Византийскими образцами. Образование в Украине глубоко проникла в высшие слои, это видно из частых упоминаний о князьях, что охотно зачитывались книгами и интересовались научными вопросами, например, Ярослав, его сын Всеволод, Владимир Мономах, волынский князь Владимир Василькович.
высокообразованные были женщины княжеского рода: княгиня Ольга, Анна Ярославна, Анна Всеволодовна, Евпраксия-Зоя и другие, которые оставили после себя заметен след на ниве украинской культуры. Древняя наука характеризовалась тем, что мало производилось реальных опытов, зато чрезвычайно заинтересован-ния будили теоретические рассуждения, которые назывались философией. В те времена вспоминаются такие "философы", как митрополит Клим Смолятич или волынский князь Владимир Василькович, который "... был книжник большой и философ, которого не было во всей земле и после него не будет... ". Но трудно считать их создателей каких-то новых философских систем - это были люди с большим образованием, интересовались некоторыми общими вопросами, и им были известны также фрагменты из трудов Платона и Аристотеля, вошедших в писаний Иоанна Дамаскина. Чрезвычайно ограниченные сведения по географии дополнял наиболее известный учебник Козьмы Индикоплова ("Топография"), александрийского купца VI в., совершивший путешествие в Африку и Аравии, но отвергал теорию Птолемея (земля является шаром) и пытался доказать, что земля & mdash , это плоскость четырехугольной формы, замкнутая стенами. Отдельные известия о разные земли и впоследствии народы бытовали среди византийских писателей и перешли от них до наших летописей. С украинской описательно-геограческих произведений наибольшую популярность приобрели "Хождение" Даниила Мниха, черниговца, который совершил путешествие в Палестину в Святую землю. Знание математики ограничивались простых четырех действий, дробей и вычисления процента - все для практических нужд. Выше стояла историография. В Украину знали известные византийские хроники, несколько из болгарских летописей и некоторые западные исторические рассказы. По этим образцам раздвинулось и украинского летописания. Академик Б. Рыбаков и другие ученые относят истоки исторической письменности до времен киевского князя Аскольда, а именно к 60-80 гг IX в. Выделяется так называемый Летопись Аскольда, следы которого сохранились в Никоновском летописном своде XVI в. Во времена Ярослава первая летопись известный в 1039 г., вероятно, при дворе киевского митрополита. В 70-80 гг XI в. летописание переносится в Десятинной церкви, а также Печерского монастыря, в котором летописное труд вели монахи Никон Великий, Нестор, игумен Сильвестр с Выдубицкого монастыря. Другие монастыри также имели свои летописи. В начале XII в. в Киево-Печерской лавре создается лето нарядный свод, названный автором "Повесть временных лет". Это произведение, доведенный летописцем Нестором в 1113р., Наиболее лучше сохранился в двух летописных списках - Лаврентьевской (XIV в.) И Ипатьевской (XV в.). Ипатьевский свод - крупнейшая сборник летописей, которая сохранилась в пяти списках, начиная с XV в. Ипатьевский сборник М.Грушевский характеризует как истинный архив нашей литературы, в котором сохранились почти единственные остатки нашей историографии. В нем отражены исторические события XI-XIII вв. Ранняя часть сборника составляет уже упоминавшийся летопись "Повесть временных лет. Откуда есть пошла русская земля", который проникнут идеей величия княжеского государства, идеей единства русской земли и ее политической независимости. Вторую часть Ипатьевской сборника составляет "Киевская летопись", основным содержанием которого является отражение борьбы Руси с половцами и войн русских князей от смерти Владимира Мономаха до конца XIII в. Заканчивается эта летопись 1200-м годом и призывом к дальнейшей борьбе с кочевниками. Одним из самых княжеских летописей является Галицко-Волынская, который заключен при дворе Даниила Галицкого и его преемников. Летопись занимает третью часть "Ипатьевского сборника". Его авторами были высокообразованные лица, хорошо знакомые с греческими и западноевропейскими источниками. В нем отражены главные события времен образования, расцвета и упадка Галицко-Волынского княжества. Это особый литературный сборник исторических рассказов, делится на две части - Галицкая летопись и Волынская летопись, принадлежащих различным авторам, которые являются идейными выразителями интересов княжеской власти. Галицко-Волынская летопись проникнуто духом искреннего патриотизма и преданности своей Родине. В летопись располагаются хорошую, воспитательного содержания рассказ о "Евшан-зелье".