Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:49, реферат

Краткое описание

Культура Киевской Руси - яркое явление европейской средневековой культуры. Киевская Русь оставила заметный след в мировой истории. Она просуществовала с IX до середины XII ст. Это была одна из крупнейших монархий раннего Средневековья, которую можно сравнить разве что с империей Карла Великого. Во времена своего наивысшего расцвета она простиралась от Черного до Балтийского моря и Ледовитого океана, от Закарпатья до Северного Предуралья и Волго-Окского междуречья .Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отношения с ближними и дальними соседями - с Великой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королевствами, с итальянскими и немецкими городами, с Данией, Швецией и Норвегией, с Францией и Англией.

Содержание

Введение.
1. Факторы, которые повлияли на формирование культуры Киевской Руси.
2. Развитие письменности. Образование.
3. Наука, литература, книг описания.
4. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка.
5. Развитие медицинских знаний.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

культура киевской руси (2).doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наука, литература, книг описание

Литература Киевской Руси взяла начало из произведений, которые были переведены с греческого языка. Наверное, большинство таких книг были церковными. Необходимость в них связан с введением на Руси христианства. Но наряду с церковной переводилась, бесспорно, и светская литература - исторические, естественные, философские произведения, юридические трактаты, беллетристика. Самыми популярными были романы фантастической тематики: "Александрия" - описание завоеваний Александра Македонского, "Повесть об индийском царстве", "Троянская война", "Слово о мудрого Акира", "Стефанит и Ихнилат" - "звериный" эпос и др.. Все эти темы свидетельствуют о живой интерес таинственными странами Востока. Вся переводная литература находила место в разнородных сборниках под названиями "Пчела", "Золотой цып" и др..

Из оригинальных литературных произведений быстрее появились проповеди украинского духовенства. Первое место среди проповедников по праву принадлежит Илариону, первому митрополиту украинского происхождения, который написал полон гуманистических идей произведение "Слово о законе и благодати". С распространением христианства складывались описания жизней святых - Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, а в конце - "Печерский патерик" - сборник рассказов о киевских угодников. Среди церковной литературы выделяется "Чтение о жизни и погублен ... Бориса и Глеба" Нестора Печерского. Своеобразным ответом на запросы древнерусской жизни второй половины XI в. были "Изборника Святослава" 1073, 1076 Выдающимся публицистом считают князя Владимира Мономаха, перу которого принадлежит известное "Поучение ..." детям.

Неоценим достоянием стала составлена на основе норм украинского обычного права законодательная достопримечательность - "Русская правда". Этот сборник законов князя Ярослава и его преемников легла в основу Литовского устава и законодательства гетманской эпохи. Широкой популярностью на Руси пользовались произведения Кирилла Туровского. Его "Притча о человеческой душе и теле" подтверждает оппозицию автора к деяниям Андрея Боголюбского. В "Слове о царе" автор обвиняет сильным мира, что они заботятся только о своем теле, но не о душе. Конце XII в. было написано "Слово о полку Игореве" - жемчужину древнерусской художественной литературе найдено это произведение в рукописном сборнике конца XV - начала XVI в. в одном из монастырей России. Сборник был переписан в 1800р. и напечатан, а сам рукопись сгорела во время пожара Москвы в 1812 г. Исследователи обнаружили, что "Слово" написано в 1187 г., а темой его является трагический в последствиях поход 1185 против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Главная мысль произведения - слава и честь русской княжеской государства, которое безрассудные князья подвергают опасности и упадок. Этот эпос полон художественными описаниями природы, самого похода, отваги и мужества князей, фольклорными образами все картины полны очарования высокой поэзии.

"Слово" как тема  мало чрезвычайное влияние на  украинский и другие славянские  литературы, породило множество  подражателей и переводчиков; украинский язык отдельные части "Слова" переводили Т.Шевченко, Шашкевич, И. Франко, Панас Мирный и др. .

Первой иллюстрированной книгой, дошедшей до нас, является "Остромирово евангелие", изготовленное в 1056 - 1057 гг для новгородского посадника Остромира. Замечательным памятником книжного искусства стал "Радзивилловской летописи", украшенный 618-цветными миниатюрами, и заинтересованным в XV в. из древнерусских оригиналов. Естественную основу тогдашней литературы составила устное народное творчество: песни, предания, легенды, заговоры и заклинания. Особое место занимали песни-былины. Известны былины Киевского и Новгородского циклов. Продолжением и углублением образования способствовали библиотеки, которые создавались при монастырях и церквях. На Руси существовало много библиотек, но первая и наибольшая, основана в 1037г. при Софии Киевской. Любителями книг считались: Ярослав Мудрый, его сын Святослав; князь Николай Святоша тратил на книги всю свою казну и дарил их Печерскому монастырю. Великим книжником летописи называют волынского князя Владимира Васильковича (XIII в.). Собственные книжные собрания насчитывались также у некоторых просвещенных монахов. Много книг имел один из учеников Феодосия Печерского - Григорий. Настоятельная потребность в книгах способствовала возникновению на Руси своеобразного отрасли ремесла, в которую были вовлечены многие людей. Кроме книгописцев и переплетчиков, над книгой трудились редакторы, переводчики, художники, мастера пергамента, ювелиры. Книга на Руси, как и во всей средневековой Европе, стоила довольно дорого. Как свидетельствуют византийские источники, за одну книгу в XI-XIII вв. можно было купить большой городской дом или 12 га земли. Волынский князь Владимир Василькович приобрел для построенной в г. Любомле церкви молитвенник за 8 гривен (кун). Этих денег хватило бы для покупки овец в 40 голов. По подсчетам ученых, книжный фонд Киевской Руси составлял менее 1 ЗО-НО тыс. томов. Кроме Киева, центрами переписывания книг были Новгород, Галич, Чернигов, Владимир-Волынский, Переяслав и другие древнерусские города.Примером высокого книжного письма является "Изборника" (1073, 1076 гг), созданные для великих киевских князей Изяслава и Святослава Ярославичей. В них, кроме фрагментов Св.Письма и писаний отцов Церкви, тоже находятся некоторые исторические сведения и показатель "ложных" и "праведных" книг. Книга открывается разворотом, на левом листе которого изображен князь Святослав с семьей, на правом - Спас на престоле. На третьем листе - изображение орнаментированного трехглавого храма, далее - четыре портретные миниатюры. На берегах книги - знаки зодиака. Замечательными памятками книжного искусства были уже упоминавшиеся нами "Остромирово евангелие", "Радзивилловской летописи", "Юрию евангелие" и др.. Историческую роль в развитии образования, книгописания играли монастыри. По подсчетам историков, в княжескую эпоху в Киеве действовало 17 монастырей, Галиче - 5, Чернигове - 3, Переяславе - 2, во Владимире-Волынском - 1. Монахи свое время проводили в молитвах и труда и не только производили сами себе одежду или занимались земледелием, огородничеством  но и были между ними переписчики книг, маляры (Алимпий), врачи (Агапит, Демьян Пресвитер), выдающиеся ученые (летописец Нестор) и др.. Они были первыми учителями монастырских школ, активными носителями книжного слова, сподвижниками на ниве культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Архитектура  и изобразительное искусство. Музыка.

Архитектура городов и сел Киевской Руси представлена прежде деревянными постройками. Археологические исследования обнаружили многочисленные остатки срубных построек. Некоторые из них - настоящие шедевры народной архитектуры. Такими, очевидно, были дома зажиточных слоев населения, упоминаемые в письменных источниках под названием "хоромы". В крупных городах княжеско-боярские и купеческие "хоромы" имели два и более этажей. Жилье бедноты - однокамерные дома площадью до 20 м2. Из дерева возводились укрепления древнерусских городов - клети, пустыми башни, а также церкви, храмы. Свидетельство летописи о 600 киевских храмов, уничтоженных пожаром 1124р., Подтверждают это. Контакты с византийской культурой обусловили возникновение монументальной каменной архитектуры. Долгое время считалось, что первой каменной постройкой была Десятинная церковь (989-996 гг.) Однако анализ данных о дворцах княгини Ольги, а также открытие монументального до подобного здания в центре древнейшего киевского детинца, что старше Десятинную церковь, по крайней мере, на 50 лет, существенно корректирует эту мысль. Первые каменные здания на Руси появились под руководством византийских мастеров. Так, Десятинная церковь принадлежала к крестово-купольных византийского типа храмов. После завершения строительства церкви украшали иконами, драгоценными сосудами, крестами, Владимир вывоз из Херсонеса и унаследовал как приданое за принцессой Анной. Пол был сделан плитами и мозаикой, стены расписаны фресками и украшены мозаичными панно. В украшение Десятинной церкви положено много мрамора, что позволило современникам называть ее "Мраморной". Первый каменный храм Киевской Руси стал последним оплотом героических защитников Киева от ордынцев в декабрьские дни 1240 Летописец сообщил, что из-за большого количества киевлян, которые собрались на хорах, обвалилось своды, похоронив всех, кто искал спасения от татаро-монголов.

Новый этап развития монументальной архитектуры на Руси представляют здания "города Ярослава" в Киеве. На эту пору древнерусское зодчество приобретает четкие национальные черты. Это говорит такой шедевр архитектуры, как Софийский собор (1037 г.). В архитектурно-художественном ансамбле Софии особую роль играло внутреннее убранство. Разнообразие мозаик, фресок, столбы, арки, откосы оконных проемов - все это поражало великолепием. По примеру Софии Киевской сводились одноименные соборы (1045-1050 гг) в Полоцке и Новгороде. В Чернигове по велению брата Ярослава Мудрого Мстислава был построен Спасский собор, который имел сходство с Десятинной церковью.

Во второй половине XI в. культовое строительство получает распространение во многих древнерусских городах. В настоящее время основываются монастыри и именно в них возводятся новые каменные храмы. В Киеве - это соборы Дмитровского, Михайловского, Выдубицкого, Печерского, Кловского монастырей. Первым образцом монастырского храма был Успенский храм Печерского монастыря (1078), строили его греческие мастера. Владимир Мономах построил похожий храм в Ростове. В Киеве близок к Успенскому был Михайловский Златоверхий храм (1108р.).В Северной Руси в XII в. получили значительное развитие Киевская, Черниговская и Переяславская архитектурные школы. Ха-рактерными памятниками этого периода являются храм Федоровского монастыря (1131 г.), церковь Богородицы Пирогощи (1132 г.) на Подоле, Кирилловская (1146 г.), Васильковская (1183 г.) церкви в Киеве; Юрьевская (1144р. ) в Каневе; Борисоглебский (1128 г.) и Успенский (40-е годы XII в.) храмы в Чернигове. Близкой к архитектуре Киева и Чернигова была архитектура Владимира-Волынского с известным Успенским (Мстиславовых) собором 1160р. Также центром архитектуры княжеской Руси был древний Галич.Монументальные сооружения Галичины сведены со светло-серого известняка. За Ярослава Осмомысла формируется княжеский двор, в который входил белокаменный Успенский собор (1157р.). Во время раскопок в Галиче найдены остатки 10 церквей, а единственная, сохранившаяся до наших дней, церковь св. Пантелеймона (1200р.), и на ней видим влияния романской архитектуры соседних стран (Польши, Моравии и Венгрии). Летопись свидетельствует, что в Холме местным зодчим и резчиком Авдия была возведена церковь св. Иоанна. ее фасады украшали скульптурные маски, цветная роспись, позолота, вставлены витражи.Кроме Холма, традиции галицкой белокаменной архитектуры развились во Львове, где в конце XIII в. и в начале XIV в. было построено церкви св. Онуфрия, св. Пятниц и св. Николая.Конце XII - нач. XIII в. монументальная архитектура Руси обогатилась осложнением внешних форм.В Киеве и Киевской области были возведены храмы - Трехсвятительский (1189р.), св. Василия (1190р.) в Овруче, Апо-столов (1197 г.) в Белгороде. Некоторые из них, по мнению исследователей, построил киевский архитектор Петр Милониг. Новый архитектурный стиль отчетливо проявился в Пятницкой церкви (нач. XIII в.), Что в Чернигове.В искусстве Киевской Руси, наряду с архитектурой, значительного расцвета приобретает монументально-декоративный живописи. Живописные изображения в храмах были своеобразной Библией для тех, кто не знал грамоты. Византийский живопись распространился в Киевской Руси в X в. в форме монументальных стенных росписей (фресок) и мозаик. Отделка Десятинной церкви начинает киевскую художественную школу. Мозаики Десятинной церкви не сохранились, а от фресок остались лишь обломки. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве относятся к достопримечательностей украинского и мирового искусства. Уцелела лишь треть всей живописи (260 м2 мозаик и около 3000 м2 фресок). Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Фрески были как религиозный сюжет, так и вполне светское содержание. С середины XII в. в самостоятельных княжествах - Киевском, Черниговском, Переяславском, Галицком и Волынском - создаются местные самобытные художественные школы. Фресковая роспись заменяют настенную мозаику.Наряду с монументальной живописью на Руси развивается иконопись. В конце XI в. сложилась киевская школа иконописи. Выдающимся иконописцем Киевской Руси был Алимпий Печерский. Среди икон XII в. привлекает внимание икона "Ярославская Оранта" - одна из древнейших, при посвященных Деве Марии. Исследователи относят ее к киевской школы. В XII в. в связи с постоянной внешней угрозой нашествия кочевников особенно близкими живописи были идеалы воинской доблести. Распространение получили иконы "Георгия-воина", "Дмитрия Солунского", "Архангела", или "Ангела-Золотоые Волосы". В этот период появляются иконы с изображением первых русских святых - Бориса и Глеба. Традиции Киева распространяются на иконописные школы Галицко-Волынского княжества и других русских земель. Примером может служить икона "Волынской Богоматери" (ХИП ст.), Обнаруженная на Волыни в Покровской церкви г. Луцка.Развитие живописи подтверждают и портретные миниатюры, украшавшие "Изборник" 1073 г., "Трирский Псалтырь" (1078-1087 гг.) По мнению исследователей, миниатюры "Трирского гуслей" выполнен во Владимире-Волынском. На них изображены князь Ярополк и его жена Ирина, а также иметь Ярополка, Гертруда. Высокой мастерностью отмечаются миниатюры "Рождества Христова", "Распятие", "Христос на троне", "Богоматерь на троне".Большой славой пользовались киевские ювелиры за свое изящное чеканка, золочение, гравировка, технику эмали и зерне. Это знаменитые киевские "змиивникы", лунницы, колты, украшенные зернью или эмалью, изделия художественного ремесла Руси, в значительном количестве вывозились за границу. Вещи, изготовленные в Киеве, Галиче, Чернигове и других городах, случаются во время раскопок во всех европейских странах. Важным элементом древнерусской духовной культуры была музыка. Большое распространение получили обрядовые песни, танцы, Скоморошить игры, гуслярськи распевы. При дворе Святослава Ярославича жил знаменитый певец Баян. "Славного певца" называет летопись под 1241 галичанина Митус. О развитии музыкально-театрального искусства Руси рассказывают фрески Софии Киевской, миниатюры "Радзивилловской летописи". В "Житии Феодосия Печерского" рассказывается, что при дворе Ярослава Святославича существовала труппа музыкантов и скоморохов. Археологи во время раскопок нашли музыкальные инструменты - гудки, гусли, сополки, костяные кастаньеты.С введением христианства на Руси распространился хоровое пение - одной многоголосый. Наши предки знали нотную систему, так называемую Крюкову, что подтверждает высокий уровень развития древнерусской музыкальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие медицинских  знаний

В конце XI в. в библиотеке Ярослава Мудрого накопилось уже много произведений, среди которых были книги медико-биологического содержания, описывали целый ряд лечебных растений, металлы, опий, течение заболеваний, строение человеческого тела, тогдашние представления о физиологии человека.

Достаточно хорошо по тем временам на Руси была организована опека над больными и калеками. "Церковный Устав" князя Владимира поручал церквам и монастырям организацию различных благотворительных учреждений (больниц, домов для престарелых, слепых, калек). На содержание больных и инвалидов Владимир установил большой налог. В уставе о церковных судах уже упоминается о врачах как об отдельной группе людей и о существовании больниц. В различных государственных актах того времени встречаем рекомендации гигиены и приказы хорошо относиться к больным. Например, в "Наставлении ..." Владимир Мономах пишет: "Куда пойдете или где остановитесь - напоите и накормите нищего и странника и больного посетите покойника проводите, ибо все мы смертны". В "Русской правде" указано право потерпевшего требовать от виновника деньги на лечение. В то время лечением больных преимущественно занимались монахи. Например, "Печорский патерик "упоминает о врачах св. Антония Печерского, св. Алимпия, св. Пимена, св. Козьму, св. Агапия, Демьяна Пресвитера и др..Но были на Руси и врачи-иностранцы: греки, армяне и др.. Князь Владимир Великий посылал своего врача (Ивана Смеру) в Грецию для пополнения знаний.

В XII в. известным был врач Петр Сириянина. Лечением занимались и народные медики: знахари, ведуны, лечци, знатоки дел и др..

Большую роль в лечебных делам заняли женщины из высших слоев тогдашнего общества. По историческим данным, дочь черниговского князя Ефросинья была знакома с медицинской литературой того времени. Княгиня Анна Всеволодовна, которая основала первую светскую (женскую) школу, - способствовала преподаванию медицины в этой школе. Но в то время во всей Европе медицина находилась на стадии первоначального развития.  Например, первые больницы в Византии были организованы в IV в., во Франции и Англии - в VII-VIII вв., а в Москве первая больница-приют - в XVII в. По историческим источниками, первый госпиталь для лечения больных и пребывания инвалидов построил на Руси в 1070 г. св. Феодосий Печерского. Первым известным нам в истории ученым-медиком была княгиня Евпраксия - Зоя. Внучка Владимира Мономаха, она родилась в 1108 г., получила хорошее образование, интересоваться народной медициной. В юном возрасте с успехом начала лечить больных, за что в народе получила название "Доброде". В 1122 г. выходит замуж за византийского царя Иоанна Комнена, приняв во время коронации имя Зоя. Переезд в Византии позволил Евпраксии-Зои дополнять и углублять свои знания в области медицины. С давних времен в Византии работало немало выдающихся врачей. Именно в Византии были заложены первые больницы при монастырь и внедрена систематическая наука медицины в школах, причем также преподавались анатомия, физиология, фармация, токсикология, общая патология, терапия, акушерство, гинекология на уровне тогдашних познаний. Соединив полученные знания с собственным опытом лечения больных, Евпраксия написала греческом языке трактат "Алимма" (Мази). Трактат служил своеобразной энциклопедиею медицинских знаний. Написана эта работа в 30-х годах XII в. Она находится в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции. Этот большой рукопись состоит из 5 частей и 29 разделов. В первых трех частях книги осветятся вопросы общей патологии, общей диагностики, общей гигиены, гигиены женщины и ребенка, а две последние посвященные лечению различных болезней .Феномен необычного взлета культуры Украины-Руси поясняется тесными связями с Византией, странами Европы, Хозарией. Хотя их влияние было значительным, но не решающим. Чтобы достичь значительных успехов в искусстве, архитектуре, литературе, чтобы зерна других культур могли расти в новой среде, они должны лечь в хорошую почву, каким был духовного и материальный мир восточных славян. В то же время высокий уровень культуры Руси влиял на развитие культур соседних народов. Так, описанных древнерусских летописей и сам процесс летописания прослеживаются в хрониках Матвея Парижского, польских и литовских хронистов. Огромным было влияние киевского фресковой живописи на роспись храмов Польши, Чехии, Готланда. Культура Руси во всех ее проявлениях показала свою яркую самобытность, заложила основы для дальнейшего развития культуры Украины позднего средневековья.

Информация о работе Культура Киевской Руси