Культура Петровского времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют по отношению к Петровской эпохе.

Содержание

Введение
Культура Петровского времени
1.1 Реформы в области политики
1.2 Реформы в области науки и образования, культуры
1.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи
Быт Петровского времени
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ

КУЛЬТУРЫ  И БЫТА И ИХ ОЦЕНКА.

Составил  студент Смелых С.В . 05января2008года

Принял преподаватель

Содержание

Введение

Культура Петровского  времени

1.1 Реформы в  области политики

1.2 Реформы в  области науки и образования,  культуры

1.3 Реформы в  области архитектуры, скульптуры, живописи 

Быт Петровского  времени 

Заключение 

Список использованной литературы

Введение

Культура Петровского времени.

Реформы в области  политики.

Петровская эпоха  известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют  по отношению к Петровской эпохе.

Детство и юность Петра прошли среди иноземцев, и  у них было чему поучиться. Петр был  чрезвычайно любознателен, за какое  бы дело ни брался, он вникал во все  его тонкости. В первой своей заграничной  поездке в 1697-1698 гг., он сумел увидеть  многое. И это чрезвычайно поразило Петра. Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки, культуры, искусства, военного дела. Российская армия состояла из неграмотных  крестьян, искусство развивалось  под большим влиянием церкви: в  архитектуре в основном преобладают  церкви, в живописи - иконы. В ремеслах и науке также велико влияние  церкви. “Ревнители древлего благочестия” всячески противились всему новому, и поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.

В Голландии царь побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил  Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет. В  Дрездене ему показали королевскую  кунсткамеру, в Вене кунсткамеру  и библиотеку. За границей Петр начал  собирать различные произведения искусства  и раритеты.

С большим уважением  относился Петр к знаниям и  знающим людям. Петр понимал, что  без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для  работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам - обучение русских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличной школой для русских военных, ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.

Россия конца 17 начала 18 вв.- вожделенна для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они  сюда в надежде разбогатеть, сделать  карьеру, реализовать свои творческие способности. Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые и просто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие находили в России вторую родину, заводили семью, а главное - трудились на благо России. Наверное, не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.

Приглашая иноземцев  в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы - расширить  границы присоединением Сибири, подойдя  к побережью Ледовитого и Тихого океанов, и завоевать выход к  Балтийскому морю. Генетический сплав  русского и иноземного на российской почве даст удивительный результат, изменит развитие России и породит  впоследствии целую плеяду талантливых  людей.

Изменение Петром 1 внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения  во внутренней жизни России, и затронуло  все области науки, культуры, искусства, а также быт всех без исключения слоев населения.

Реформы в области  науки и образования, культуры

Слово “учиться”  стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением  относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить  морское судно. Во время второго  заграничного путешествия в 1717 г. Ему  было присвоено звание почетного  члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о  ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также  прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время  как иностранные академии вынуждены  были сами изыскивать средства для  существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и  обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе  были ученые с мировым именем - математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался: ”я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии”. В состав Академии помимо научно-исследовательской  части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический  театр, ботанический сад и граверная  палата. Академический университет  явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему  светскому образованию в России.

Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы - навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки - арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В 1703 г. открылась  Немецкая школа, которую можно считать  первой российской гимназией. Обучались  в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время  Северной войны. Любопытно, что до его  пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина 1 - жена Петра.

В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали  создаваться цифирные школы, где  помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время  от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших  и неслуживших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины голодали, т.к. жалованье приходило с большим опозданием. Царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.

В петровское время  юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в  армии и на флоте - рядовыми, в  гражданском учреждении - низшим чиновником.

В 1722 г. была введена  “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три  вида службы : военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим - генерал-фельдмаршал. На гражданской - коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин, дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. “Табель о рангах” уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.

При Петре 1 появился и первый российский музей - Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили  различные древние предметы и  редкости, собранные царем во время  заграничного путешествия. Во время  второго путешествия царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры  коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме - заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось  также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к  населению доставлять “ каменья  необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие , какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчает высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри - небесную сферу. Есть в нем дверца, через которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В движение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе, совершался за сутки. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным, “…если кто придет с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки”. На эти цели из казны выделялась немалая по тем временам сумма - 499 рублей в год.

“ Я хочу, чтобы люди смотрели и  учились” - говорил Петр 1.

В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие , значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени, тиражом - около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь, размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер “Ведомостей” угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который  с некоторыми изменениями по сей  день используется. Петр 1 лично отобрал  окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые  буквы - омега, пси, ижица и другие. Числа , писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди них был и первый русский учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”, написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.

Петр прекрасно  понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому  всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа  издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести  на русский язык. При этом он давал  такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять  по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и  иллюстрации. Тексты стали разбивать  на абзацы. Изменился также и формат книг - книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные  книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.

Рост выпуска  книг, большой интерес к знаниям  стимулировали и развитие библиотечного  дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая  древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и  у самого Петра. В основном это  были издания необходимые царю в  повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели  отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и  садово-парковому делу.

В центре внимания светской культуры Петровского времени главенствует человек. В средневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публики пользуются популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражают свою эпоху и ее героев - умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.

Реформы в области  архитектуры, скульптуры, живописи.

“ Его царское  величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на свое государское именование прозванием Питербурхом обновить указал”. Таково первое сообщение в “Ведомостях” о строительстве Петербурга. Город был заложен 16 мая 1703 года. Первоначально Петербург закладывался как крепость, первый кирпич в основание будущей каменной цитадели заложил сам царь Петр. Под камень тот поместили золотой ковчежец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного. Руководить работами было поручено Доменико Трезини. Перед приездом в Россию Трезини находился на службе у датского короля, и был завербован русским послом Измайловым. Любопытно, что при заключении договора Трезини оговорил возможность беспрепятственного выезда из России по окончании работ, но так и не захотел уехать, оставшись в России до конца своих дней, и полностью посвятив себя строительству Нового города.

Петербург -- один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостного архитектурно-строительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.

Петербург основывался  как крепость, вокруг которой и  близ домика Петра (один из первых образцов "типового" жилого дома Санкт-Петербурга) на Городском (ныне Петроградском) острове  начал формироваться город. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, а позже получила название Петропавловской, произошедшее от находящегося в ней собора Петра и Павла. Поначалу храм был деревянным, позже Трезини перестроил его, сделав каменным. В Петровское время собор был нетипичен для русского зодчества, т.к. он имеет форму базилики - здания, сильно вытянутого с запада на восток, характерного для архитектуры Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русского храмового зодчества полукруглые выступы - апсиды. На храме установлен золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней. Высота шпиля 120 метров, что позволило собору долгие годы считаться самым высоким зданием России. В 20-е годы на колокольне установили куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии. Как внешнее убранство было нетипично для русского зодчества, так внутреннее поражало своей необычностью. Стены украшали картины, написанные в новой реалистичной манере, стены и своды расписаны под мрамор и украшены ордерными элементами. Пожалуй, главное отличие архитектуры нового времени от русского средневековья состояло в использовании архитектурного ордера. Ордер в переводе с латыни означает строй, порядок. Действительно, архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий. Любое более или менее значимое здание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классических ордеров ложится в основу архитектурного образования.

Информация о работе Культура Петровского времени