Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:10, контрольная работа
К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.
«Золотой век» русской
Первую треть XIX в., называют «золотым веком» русской культуры, которая прошла большой путь развития от классицизма и сентиментализма, которые еще господствовали в начале века, до прогрессивного романтизма 20–30-х годов и критического реализма, утвердившегося в 40–50-х годах.
Именно литература определила название этого времени как «золотого века». Утверждаются многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.
В начале века появились написанные
в духе классицизма пьесы Озерова,
читатели восхищались «Бедной
Лизой» Н. Карамзина, виднейшего
представителя отечественного
В.А. Жуковский в своих балладах воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием. «Дух беспокойный» воссоздает Лермонтов в истории Тамары (поэма «Демон»), пытается передать в космических образах трагедию современного человека и отношение самого поэта к реальной действительности: «Где не умеют без боязни ни ненавидеть, ни любить».
Основоположником критического
Сороковые годы – эпоха «гоголевского периода» русской литературы. Н.В. Гоголь создал незабываемые по выразительности картины, яркие и живые образы России в романе «Мертвые души», в комедии «Ревизор» под несравненным юмором нельзя не различить горечь и боль автора за гнетущую атмосферу русской общественной жизни. После первого представления «Ревизора», восторженно встреченного зрителями, Николай I сказал: «Всем досталось, а мне больше всех».
В 40-х годах крепнет
Очень важно, что в первой половине века формируется русский литературный язык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается словесный факультет в Московском университете и Общество любителей российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.
Развитие живописи и музыки.
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.
С начала XIX в. в русском изобразительном
искусстве развивается такое направление,
как сентиментализм. Впрочем, элементы
сентиментализма в творчестве русских
мастеров обычно сочетались с элементами
классицизма или романтизма. Наиболее
полно черты сентиментализма воплотились
в работах замечательного художника А.Г.Венецианова,
с любовью писавшего среднерусские деревенские
пейзажи, портреты крестьян. Романтическое
направление живописи воплотилось в творчестве
К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного
русского художника первой половины XIX
в. Его картина "Последний день Помпеи"
вызвала восторг современников и принесла
К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким
представителем романтического течения
являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую,
но исключительно насыщенную творческую
жизнь, в своих картинах он сумел выразить
такие лучшие человеческие чувства и идеи,
как патриотизм, гуманизм, свободолюбие.
30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения
в русской живописи нового направления
- реализма. Одним из его основоположников
стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова
были не герои древности, а простые люди.
Он стал первым художником, поднявшим
тему "маленького человека", ставшую
впоследствии традиционной для русского
искусства.
Значительным явлением художественной
жизни России первой половины XIX в. стало
творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста
И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы
посвятил работе над гигантским полотном
"Явление Христа народу", вложив в
него глубокое философско-этическое содержание.
Благородные идеи добра и справедливости,
нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие
русских художников в первой половине
XIX в., оказали сильное влияние на развитие
отечественного изобразительного искусства
и в последующие десятилетия.
Музыка в первой половине XIX в. в России формируется вполне самостоятельная и оригинальная музыкальная школа. В этот же период создается русская национальная опера. Среди талантливых композиторов первой трети XIX в. – А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев (автор свыше 200 романсов и песен и в том числе исключительно популярного «Соловья»), А.Л. Гурилев.
Особенно велик вклад в развитие русской музыки М.И. Глинки. Оперы «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» сразу же поставили Глинку, по выражению Чайковского, в ряд с крупнейшими композиторами мира. Но если первая из них имела громкий успех, то вторую публика встретила холодно.
«Создает музыку народ, а мы, художники, только аранжируем ее» – утверждал Михаил Иванович. Наверное поэтому, «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», удивительные романсы («Я помню чудное мгновенье...») были столь популярны и в России и за ее пределами.
Пушкинские сюжеты легли в основу опер «Русалка» и «Каменный гость» А.С. Даргомыжского. «Русалка» встретила холодный прием у столичной публики. «Большинство наших любителей и газетных писак не признает во мне вдохновенья, – писал огорченный композитор. – Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен низводить для них музыку для забавы. Хочу, чтобы звуки прямо выражали слово. Хочу правды».
Благородную задачу распространения классической музыки взяло на себя столичное Филармоническое общество. Благодаря его инициативе петербургские ценители музыки могли слушать произведения Гайдна, Моцарта, Баха. Впервые прозвучали в Петербурге некоторые партитуры Бетховена. Громадным успехом пользовались в русской столице композиторы Ф. Лист и Г. Берлиоз.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1)Орлов А.С. и др. История России: Учебник. М.: 2007, с.237-247.
2)http://www.grandars.ru/
3)http://istorya.ru/forum/
4) http://works.tarefer.ru/33/
Информация о работе Культура России в первой половине ХIХ века