Культура Руси XIII-XV века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:24, реферат

Краткое описание

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким направлениям-хозяйственное, политическое, культурное. Русь формировалась и развивалась, как скопление огромного для того времени народа, состоящего из множества различных племён; как государство, население которого жило на территории колоссальных размеров.
Актуальность данной работы прежде всего интересна тем, что к именно периоду XIII-XV вв. относится формирование русской национальной культура. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают более реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Руси XIII-XV века.docx

— 1.46 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые  воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. 
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким направлениям-хозяйственное, политическое, культурное. Русь формировалась и развивалась, как скопление огромного для того времени народа, состоящего из множества различных племён; как государство, население которого жило на территории колоссальных размеров.

Актуальность данной работы прежде всего интересна тем, что к именно периоду XIII-XV вв. относится формирование русской национальной культура. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают более реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

 

В XIII в. русские земли подверглись  опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб  русской культуре. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников  в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство  перегородчатой эмали, многие приемы обработки  металла, умение изготовлять цветное  стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда  оно возродилось в конце XIII в., оказалось, что техника строительного  дела стала гораздо примитивнее, чем до нашествия.

Монгольское нашествие сложно повлияло на русскую культуру. Существуют разные точки зрения на развитие древнерусской  культуры в условиях татаро-монгольского ига.  Некоторые считают, что монгольское  нашествие не оказало на Русь никакого воздействия, что её культура, которая  сложилась до времени нашествия, сохранила свой национальный облик, европейский по направленности. Монгольское  нашествие не принесло с собой  ни просвещения, ни культурных ценностей, значащих больше, чем те, которые  были разрушены. Этой точки зрения придерживались Соловьёв и Ключевский. Противоположные взгляды высказывали Н.М.Карамзин(«Москва обязана своим величием ханам») и историк Н.И. Костомаров. Сторонники этой точки зрения отмечали влияние монголов на юридические и политические стороны российской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы культурного развития эпохи.

Развитие культуры XIII-XV вв. разделяется  на ряд этапов.

1. От вторжения Батыя до середины XIV в.

Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с не пострадавшими  от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые центры: Москва и  Тверь.

2. Вторая половина XIV в. - первая половина XV в.

Хозяйственный и  культурный подъем, рост каменного  строительства, появление рационалистических еретических учений .

3. Вторая половина XV в. и начало XVI в.

Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных  культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с  Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ РУСИ XIII-XV ВЕКА.

Архитектура.

Русское архитектура  тяжело пережила нашествие. Множество  храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке  и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими  центрами каменного строительства  являлись Новгород и со второй половины XIV в. - Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве  каменное строительство развернулось во 2-й четверти XIV в.  В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV - начале XVI вв.  В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии  Донском был построен первый на Северо-Востоке  каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми  постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в  Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

Церковь Николы на Липне.  Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Успенский собор в Звенигороде.      Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.

 

Успенский собор и Благовещенский собор в Московском Кремле.

Изобразительное искусство.

 

В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих  художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана  суровые, аскетические.

Иная манера была присуща  Андрею Рублеву, стремившемуся к  мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Росписи Рублева сохранились  в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением  является икона "Троица". На иконе  изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах.

Икона Феофана Грека «Троица» и икона Андрея Рублёва « Троица»

 

 

 

 

 

 

 

Фольклор

 

Главной темой фольклора  этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них  составили основу литературных произведений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV вв. сохранили множество черт былинного  эпоса времен Киевской Руси. Более  того, в ряде исторических песен  и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего  Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар.

Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события  в соответствии с народными чаяниями. Такова, например, песня о Щелкане Дюдентьевиче, основанная на истории восстания 1327 г. в Твери. Песня рассказывает о победе тверичей, ничего не говоря о последовавшей каре.

Особый цикл былин - о Садко  и Василии Буслаеве - сложился в  Новгороде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность и литература

 

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При  монастырях и княжеских канцеляриях  существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная  из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более  быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении  письменности.

По-прежнему самыми важными  произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей  отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания  оставались единство русской земли  и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала  и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово  о погибели Русской земли" и "Повесть  о разорении Рязани Батыем", в  состав которой вошло сказание о  Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в  конце XIII в. "Слово о погибели Русской  земли".

Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом  поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано  много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели  не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие  Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

 

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материальная культура. Занятия  и быт.

 

Бытовые условия жизни  русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой комплекс деревянных срубов, среди которых  встречались "белые избы", в  которых стояли печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в  богатых домах - слюдой. Помещение  освещалось лучиной или масляными  светильниками.

 

 

Питались на Руси XIII-XV вв. хлебом и различными мучными изделиями, крупами (гречневой, овсяной, пшенной). Употребляли разнообразные овощи: репу, морковь, капусту, огурцы, свеклу, лук. Наряду с мясом (бараниной и  говядиной) ели много речной рыбы, особенно в постные дни.

 

Одежды представителей разных слоев населения различался больше материалом, нежели покроем. Простолюдин  носил домотканое платье, а знать - бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя и даже горностая. Крестьянской обувью были лапти, в городах носили кожаные  сапоги.

 

С конца XIII в. началось возрождение  ремесленного производства, прежде всего  обработки металла. Высокого искусства  достигли кузнецы, изготовлявшие и  богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. - кованые пушки. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паникадила, пряжки. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

 

На высоком уровне находилась обработка дерева. Представление  о ней дают археологические находки  в Новгороде, в почве которого дерево не гниет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественная мысль.

 

XIV-XV вв. были на Руси  временем острых религиозных  споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла  ересь стригольников в Новгороде  и Пскове. Эта ересь носила  рационалистический характер, иными  словами пыталась обосновать  вероучение разумными аргументами  и отвергнуть догматы, не выдерживающие  критики с позиций разума. Стригольники  критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась  в среде приходского духовенства  в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю  как новгородско-московская или  ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время  тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями  между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Информация о работе Культура Руси XIII-XV века