Культура древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:57, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие культуры Двуречья.Культура Шумеро-Аккадского государства. Культура Древнего и Нового Вавилона. Культура Ассирии. Мифология Месопотамии.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 39.61 Кб (Скачать файл)

     Люди  покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она  сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности  для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться  жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

     Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Заккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные чем верхние; террасы были, как правило озеленены. Верхняя башня заккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченного стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели от туда астрономические наблюдения.

     Архитектурных памятников дошло до нас гораздо меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Т.к. кирпич - материал недолговечный, кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

     Вавилон был огромным и шумным восточным  городом. Его окружила мощная и толстая  стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные  четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м. - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., - также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд. И ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить правду от вымысла.

     Для вавилонского изобразительного искусства  типичным было изображение зверей, - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телль-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток была тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения.

 

4. Культура Ассирии: военное устройство, государственность, письменность, литература, архитектура, искусство.

     Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал - образованный и начитанный человек - вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

     Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он собирал их и сохранял. Образованность, однако, была присуща не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

     Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II. Но и другие знаменитые рельефы их ассирийских дворцов - это всегда прославления царя - могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.

     В городах Ассирии преобладали  не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как  в рельефах и росписях ассирийских  дворцов - не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и  великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

     Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство - был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.

     Треть могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в 3тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине 2тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрёстке караванных путей, и торговля сделала её богатой и великой. Столицами Ассирии были последовательно Ашшнур, Калах и Ниневия. К 8веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего востока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Мифология Месопотамии.

Мифология Месопотамии 1 (творение мира). 

     С точки зрения изучения месопотамской  мифологии, важно отметить, что практически  все образно-сюжетные линии были созданы шумерами. Аккадцы заимствовали их, но при этом внесли новое звучание, динамичность и даже "психологизм". Как мы видим, ментальный склад обеих  народов был разным. Поэтому большинство  мифов Междуречья существуют в двух версиях.

     Идея  войны поколений богов повлияла на весь Ближний Восток и проникла к грекам, для которых, как индоевропейского народа, в таком виде первоначально  была чужда. В греческой мифологии  мы видим многочисленные черты шумеро-аккадской: печальные образы подземного царства  Аида также не соответствовали жизнерадостному  представлению индоевропейцев.

     Народам Древней Месопотамии мы обязаны  и семидневной неделей, и популярной ныне зодиакальной астрологией, проникшей  в Европу опять таки через Грецию.

     Согласно  шумерскому варианту космогонического предания, первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в  виде огромной горы, вершиной которой  был бог неба Ан (Ану), изображаемый с рогатой тиарой на голове. Плоское дискообразное основание основание же тверди мыслилось богиней земли Ки.

     У неба и земли стали рождаться  дети-боги, важнейшим из которых  является Энлиль (Эллиль) – "господин", бог воздуха. Он разделил небо и землю и стал фактическим верховным божеством Шумера и Аккада (Ану представляли находящимся очень далеко и мало вмешивающимся в дела мира). Детями Энлиля были Нанна (Син) – бог луны, Уту (Шамаш) – бог солнца, Нинурта/Нингирсу – бог войны, Нергал – подземное божество, обладающее губительными функциями.  
 

Мифология Месопотамии 2.

     Когда возникла необходимость возглавить подземное царство, туда была отправлена Эрешкигаль, потому что больше никто из верхних богов не хотел туда идти (представления о загробном мире в Месопотамии были весьма печальны, души там "одетые одеждою крыльев" едят глину и пьют нечистоты). Эрешкигаль стала царицей ануннаков, "Хозяйкой далекой земли".

     Сестра  Эрешкигаль, Инанна (в Вавилоне Иштар) решила спуститься в "страну, из которой нет возврата". Эрешкигаль, опасаясь за верность супруга Нергала (две львиные головы, дубинка и секира), который мог не устоять перед красавицей, решает ее погубить. Перед каждыми из семи ворот Инанну встречает привратник, и отбирает в качестве платы за проход один из предметов одежды (и одновременно элементов магического оберега). Инанна предстает перед Эрешкигаль обнаженная и беззащитная. Та устремляет на нее "взгляд смерти", превращает в труп и подвешивает на крюк.

     Верный  слуга Инанны обращается к ее отцу Энлилю и брату Нанне, но те отказывают в помощи. Лишь Энки решает вмешаться. Он зачерпывает глины и создает двух забавных уродцев, кургара и галатура, которые проникают в преисподнюю и оживляют Инанну.   
 

Мифология Месопотамии 3.

     Третьим после Ану и Энлиля великим богом шумеров был Энки (аккадский Эа) – хозяин подземных вод, бог мудрости, хранитель табличек-ме. Его символом был крылатый рыбокозел, спутником – человеко-рыба Кулулу.

     На  блаженом острове Тильмун, орошенном также с помощью Энки, богиня Нинхурсаг (отождествляемая с Нинмах) выращивет восемь чудесных растений – своих дочерей. Энки съедает эти растения, после чего болезнь поражает восемь органов его тела. Нинхурсаг проклинает Энки и покидает остров, Мир начинает гибнуть.

     Возвращенная  на остров с помощью лисы, Нинхурсаг вновь создает восемь богинь, каждая из которых символизирует заболевшую часть тела Энки (ребро, челюсть, зуб…) и исцеляет больного. Сюжет с ребром отдаленно напоминает предание из Библии о сотворении Евы из ребра Адама.  

Мифология Месопотамии 4 (борьба богов).

     Ближневосточный (хурритский) миф о борьбе богов. Кумарби – аналог греческого бога Кроноса (римского Сатурна) породил Улликумме – слепое и глухое каменное чудовище, чтобы свергнуть бога бури Тешуба и вернуть утраченную власть. Он поместил его на плечи Убеллури – гиганта, поддерживающего вселенную. Улликумме разрушает Куммию (священный город Тешуба) и дорастает до неба. Боги вступают в битву с чудовищем. Но победить его они смогли только тогда, когда по совету месопотамского бога мудрости Энки отделили Улликумме от основания Убеллури, лишив его тем самым силы.

     Рисунок показывает момент битвы. Боги (слева Тешуб в колеснице, запряженной быками, справа Шавушка верхом на льве (аналог шумерской Инанны и вавилонской Иштар) атакуют Улликумме. Внизу – змей Хедамму, также порождение Кумарби.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Если  проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие выводов.

     Культура  Месопотамии сконцентрировала в  себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур  более поздних периодов: греческой. Арабской, индийской, а позже и  культуры Византии.

     Несмотря  на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые  оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. http://www.agmi.ru/category/istoriya_drugih_stran/shumero-akkadskoe_pri_iii_dinastii_ura.phtml
  2. http://www.bibliotekar.ru/istoriya/8.htm
  3. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st038.shtml
  4. http://www.pravenc.ru/text/76692.html
  5. http://atlas9.narod.ru/babylon1.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

1. Возникновение и развитие культуры Двуречья, ее значение для мировой культуры.

2. Культура Шумеро-Аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство.  

3. Культура Древнего и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурани, письменность и литература, архитектура, искусство, исторические памятники.

4. Культура Ассирии: военное устройство, государственность, письменность, литература, архитектура, искусство.

5. Мифология Месопотамии.

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура древней Месопотамии