Культурная революция в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:06, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение предпосылок, сам ход и результаты «Великой пролетарской культурной революции» в КНР на основе работ ученых, посвященных этой теме, источников, непосредственно касающихся ее и научных статей журналов. И в конце, мы попытаемся сложить собственное мнение о данной проблеме.

Содержание

1. Предпосылки «культурной революции» 4
2. Начало «культурных» преобразований 6
3. Движения «хунвэйбинов» 7
4. Борьба противников «культурной революции» и ужесточение репрессий 9
Заключение 18
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

Культурная революция в Китае.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

      В этой обстановке собрался IX съезд КПК (апрель 1969 г.), призванный закрепить результаты, достигнутые группировкой Мао Цзэдуна в годы «культурной революции», и одновременно ознаменовавший завершение ее наиболее ожесточенной фазы. Особенностью этого съезда было то, что его делегаты не избирались (это было невозможно сделать, поскольку прежние партийные комитеты не действовали), а подбирались активистами «культурной революции» в центре и на местах. В работе съезда не участвовали 2/3 членов прежнего состава ЦК и секретариата ЦК — они были репрессированы. Их место заняли представители армии, а также руководители «левых революционных организаций», доказавшие свою лояльность Председателю ЦК КПК.

Основным  итогом съезда было одобрение результатов  «культурной революции», чего более  всего добивался Мао Цзэдун. На съезде был принят новый устав  КПК, в котором утверждался режим  личной и безграничной власти Председателя ЦК КПК, при этом упразднялся секретариат ЦК. В руках председателя ЦК сосредоточивалась вся полнота власти (партия, правительство, армия). «Преемником» Мао Цзэдуна в руководстве КПК был назван Линь Бяо, что было беспрецедентно для коммунистических партий, стремившихся сохранить видимость облика «современных» политических структур.

По  сути дела, в сфере политических отношений новый устав КПК  фиксировал нормы, свидетельствовавшие  об откровенном возрождении традиций «восточного деспотизма». Еще одним  новым обстоятельством, не сулившим Китаю в близком будущем политического умиротворения, было обещание регулярно проводить кампании широкой чистки партии, т.е. регулярно возвращаться к политическим движениям, подобным «культурной революции».  Затем начался второй этап "культурной революции" - от IX до Х съезда КПК - начался в мае 1969 г. и завершился в августе 1973 г.

 Некоторые  руководители, которым удалось сохранить  свои позиции, требовали корректировки  экстремистских установок в области  экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранился.

          В 1970-1971 гг. произошли события, отразившие новый кризис внутри китайского руководства. В марте 1970 г. Мао Цзэдун принял решение о пересмотре Конституции КНР, высказав предложение об упразднении поста Председателя КНР. Однако Линь Бяо и Чэнь Бода высказались за сохранение поста Председателя КНР. В августе 1970 г. в Лушане был проведен II пленум ЦК КПК 9-го созыва. Линь Бяо и Чэнь Бода вновь заявили о необходимости сохранения поста Председателя КНР в новом варианте Конституции КНР. На пленуме разгорелась борьба. Мао Цзэдун 31 августа 1970 г. написал документ "Мое мнение", в котором подверг резкой критике взгляды Чэнь Бода, заявив, что последний "осуществил внезапную атаку, занимался провокационной деятельностью". После этого развернулась критика Чэнь Бода, было заявлено о проведении расследования в отношении него. Сразу после II пленума ЦК партии принял решение о начале кампании "критики Чэнь Бода н упорядочения стиля". 16 ноября 1970 г. ЦК издал "Указания по вопросу об антипартийной деятельности Чэнъ Бода", где говорилось, что он "лжемарксист", "интриган", "карьерист" и "антипартийный элемент".

           II пленум ЦК КПК 9-го созыва явился проявлением серьезных политических столкновений в руководстве КНР, приведших к "сентябрьскому кризису" 1971 г. "Линь Бяо и его сторонники попытались создать на II пленуме ЦК общественное мнение, способствующее захвату ими власти, - пишут китайские историки. - Потерпев неудачу, они разработали план государственного переворота. Однако Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай разгромили этот заговор".

          Вслед за исчезновением с политической арены Чэнь Бода в сентябре 1971 г. исчезают министр обороны Линь Бяо и группа военных руководителей (шесть из них были членами Политбюро ЦК КПК). По сообщению китайской стороны, Линь Бяо 13 сентября 1971 г. погиб в авиационной катастрофе вблизи Ундэрхана на территории МНР, пытаясь после неудавшегося "переворота" удрать за границу. Вслед за этим прошла новая чистка в армии, в ходе которой десятки тысяч офицеров подверглись репрессиям. За повседневную работу Военного совета ЦК КПК с октября 1971 г. стал отвечать маршал Е Цзяньин. В стране была развернута кампания "критики Линь Бяо и упорядочения стиля".

 В марте  1973 г. ЦК КПК принял решение  о реабилитации бывшего Генерального  секретаря ЦК Дэн Сяопина и  восстановлении его в должности  заместителя премьера Госсовета.  Активизировался процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин, начатый в 1972 г. Были проведены провинциальные съезды КСМК.

 В центре  внимания Х съезда КПК (август 1973 г.) находились внутриполитические  проблемы. Съезд единодушно осудил  Линь Бяо и Чэнь Бода, призвал "и дальше как следует вести движение за критику Линь Бяо и упорядочение стиля", фактически обосновал неизбежность внутренней борьбы в КПК. Съезд признал правильной линию "культурной революции", ориентировал партию и народ на продолжение прежнего политического курса, теоретической основой которого являлись установки Мао Цзэдуна о "продолжении революции в условиях диктатуры пролетариата", об "обострении классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией". "X съезд продолжил левацкие ошибки IX съезда и выдвинул Ван Хунвэня на пост заместителя председателя ЦК партии,- говорится в "Решении" VI пленума ЦК КПК.- Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь образовали "группу четырех" в Политбюро ЦК, что укрепило силы контрреволюционной группировки Цзян Цин".

 В то же  время съезд санкционировал меры, направленные на возобновление  деятельности ВСНП, профсоюзных  и молодежных организаций, фактически  одобрил реабилитацию части партийных  и административных кадров, в  том числе Дэн Сяопина, который  был избран членом ЦК, а в январе 1975 г. стал одним из заместителей председателя ЦК КПК. В коммюнике съезда были опущены некоторые левацкие установки 1966-1969 гг., реализация которых нанесла тяжелый ущерб экономике страны.

         Третий этап "культурной революции" продолжался с сентября 1973 г. до октября 1976 г., т. е. от Х съезда КПК до разгрома "контрреволюционной" "банды четырех" во главе с Цзян Цин, ознаменовавшего собой конец "культурной революции".

 Несмотря  на достигнутый на Х съезде  компромисс между различными  силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974 г. по предложению Цзян Цин, Ван Хунвэня и их сторонников, одобренному Мао Цзэдуном, была развернута новая общенациональная политико-идеологическая кампания "критики Линь Бяо и Конфуция". Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма - древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане - главе первой общекитайской деспотии (III в. до н. э.). Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к историческим аналогиям, к аргументам из области китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем.

         В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва была созвана 1-я сессия ВСНП 4-го созыва, принявшая новую Конституцию КНР. Конституция представляла собой результат компромисса:

 с одной  стороны, в нее были включены  установки 1966-1969гг. (в том числе  и призывы "готовиться на  случай войны"), с другой - она закрепляла право членов "коммун" на приусадебные участки, не признавал а производственную бригаду (а не "коммуну") основной хозрасчетной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

         Сессия ВСНП сформировала высшие государственные органы власти КНР. В Постоянный комитет ВСНП вошли председатель - Чжу Дэ и 22 его заместителя, в большинстве своем старейшие кадровые работники (Дун Биу, Лю Бочэн, Не Жунчжэнь, Сюй Сянцянь, Сун Цинлин, Чэнь Юнь, Тань Чжэньлинь). В то же время в состав правительства вошли и сторонники Цзян Цин (Каи Шэн, У Дэ). Высшие посты в армии также были распределены между представителями соперничавших группировок в китайском руководстве.

          Вскоре после завершения работы сессии ВСНП выдвиженцы "культурной революции" предприняли очередную попытку упрочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао Цзэдуна на рубеже 1974-1975 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы "за изучение теории диктатуры пролетариата". Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК (Чжоу Эньлай, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин), которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

 В ходе  новой политической кампании  распределение по труду, право  на приусадебные участки, товарно-денежные  отношения объявлялись "буржуазным  правом", которое необходимо "ограничивать", т. е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в "коммунах" ущемлялись экономические интересы трудящихся. В ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались приусадебные участки. Все это вызывало массовое недовольство трудящихся, забастовки рабочих, волнения крестьян.

          После тяжелой болезни в январе 1976 г. умер премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина - Тяньаньмэнь. Участники выступлений осудили деятельность Цзян Цин и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их отстранения. Позднее, оценивая эти события, Дэн Сяопин указывал, что массовые выступления на площади Тяньаньмэнь, хотя и носили стихийный характер, все же представляли собой движение, которое твердо поддерживало партийное руководство и выступало против "четверки".

             После этих событий прокатилась новая волна репрессий" Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофэн. В Китае развернулась новая политическая кампания "борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции", острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с "лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути". После выступлений на площади Тяньаньмэнь газета "Жэньминь жибао" писала: "Инцидент еще более убедительно доказал, что буржуазия находится как раз внутри самой Коммунистической партии. Если раньше некоторые люди не понимали, что идущие по капиталистическому пути - это как раз и есть внутрипартийная буржуазия, которая является главным объектом продолжения революции при диктатуре пролетариата, то контрреволюционный политический инцидент на площади Тяньаньмэнь заставил их осознать это".

 

9 сентября 1976 г.  в Пекине на 83-м году жизни  скончался Мао Цзэдун. Смерть  Мао Цзэдуна и последующие события, связанные с арестом и устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти "четверки" - Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, явились важным рубежом в истории Китая. Они поставили точку на крупнейшей политической кампании в КНР, продолжавшейся 10 лет и принесшей столько горя и жертв китайскому народу, - "культурной революции". Начался новый этап развития страны.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были изучены причины начала «Культурной революции». Так же, был описан сам ход событий.

 Результаты  «культурной революции» в ее  наиболее активной фазе неоднозначны. Мао Цзэдуну удалось добиться  устранения тех фигур в высшем  партийном руководстве, которые  оказывали ему наибольшее противодействие.  Лю Шаоци, Пэн Дэхуай, как и  сотни тысяч других членов партии, погибли в заключении, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, как и миллионы других, были репрессированы. Почти полностью поменялся состав партии .Всего за годы «культурной революции» репрессиям подверглись около 5 млн. членов партии и многие миллионы беспартийных. Мао Цзэдуну удалось сокрушить прежний и установить новый политический механизм в стране, более соответствовавший его представлениям о сути «китайской модели коммунизма», ядром которого стали ревкомы. Однако перед ним встали и новые проблемы, в первую очередь, с точки зрения поддержания режима его личной власти. Самой серьезной из них было явное возвышение роли военных в политической жизни страны. Ревкомы почти полностью находились в их подчинении (руководство 20 из 29 провинциальных ревкомов было в их руках), они возглавляли 80% ревкомов столиц провинций, автономных районов, уездов. Высшая власть в масштабах провинций была сосредоточена в партийных комитетах 11 больших военных округов, на которые был поделен весь Китай. Военным принадлежало более половины мест в ЦК КПК. Экономические результаты Культурной революции удавалось сохранить вплоть до 1978 года. В промышленности, сельском хозяйстве и торговле ещё существует доля частной собственности; социалистическая общественная собственность ещё не является полностью общенародной. За время «культурной революции» были уничтожены около 90% исторических ценностей Китая, Внутренней Монголии и Тибета. «Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции». 

«Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле… она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу. /Из решения ЦК КПК (1981)

 Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.

Информация о работе Культурная революция в Китае