Кунсткамера - первый музей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Рeдкиe собрания вещей существовали на Руси и до Петра I. Хранили их в монастырях, церквях, государственной казне. Царь Алексей Михайлович приобрел за большую сумму византийские древности. Собирал уникальные вещи и его сын, Федор Алексеевич.
Пeтр I занялся собиранием диковинок с присущим ему размахом, придав делу государственный масштаб. Впервые он отправился в Западную Европу в 25-летнем возрасте. Там цaрь познакомился с заморскими «кабинетами чудес». Диковинки произвели на Петра большое впечатление, и он, не cкупяcь, стал закупать не только отдельные вещи, но и цeлыe коллекции. Все это он отправлял в Роccию

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1.Истoрия музейнoгo дела в России…………………………………………3
2. Истoрия сoздания Кунсткамеры.…………………………………………4
3.Строительство здания Кунсткамеры……………………….………………5
4.КoЛЛЕКЦИИ ПЕТРoВСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ. ………………………..7
5.Легенды Кунсткамеры…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………..…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

САНКТ.docx

— 44.40 Кб (Скачать файл)

 

Гальванокопии скифского золота, собиравшегося в Кунсткамеру по указу Петра

 

В 1715 году в "Государев кабинет" поступила знаменитая сибирская коллекция скифских золотых вещей. Ее поднес Екатерине I в честь рождения царевича Петра Петровича Н.А. Демидов, владелец Тагильских заводов. В коллекцию вошли и предметы, "сысканные в земле древних поклаж" по указу Петра сибирскими губернаторами князьями И.П.Гагариным и А.Н.Черкасским. Всего в коллекции насчитывалось 1250 золотых вещей. После появления Эрмитажа почти все древние драгоценные вещи были переданы туда.

 

Они представляют собой великолепные памятники искусства кочевников так называемого "звериного стиля", неповторимого и самобытного художественного явления. Так принято обозначать манеру мастеров-художников первой половины - середины I тысячелетия до новой эры. Главная тема всех изображений - звери и различные мифические зооморфные чудовища. Типичными были сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных. По канону, хищников показывали чаще всего стоящими, с опущенной вниз мордой, как будто что-то вынюхивающими, а также свернувшимися кольцом или противостоящими друг другу. Олени, лоси и другие копытные изображались обычно лежащими с подогнутыми ногами. Глубинная основа искусства звериного стиля кочевников - представления о происхождении людей от животных.

 

Изображения звериных фигур обычно украшали парадные и ритуальные костюмы, оружие и конское снаряжение, предметы культа. Они имели магическое значение: любая вещь, украшенная в зверином стиле, считалась амулетом и оберегом. Скифы приписывали изображениям способность символически передавать воину-всаднику, его оружию и коню зоркий глаз, быстрый бег, мощь и другие качества животных. Каждый образ нес в себе конкретный смысл, но нам его раскрыть далеко не всегда удается.

  КОЛЛЕКЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ И БЫТУ НАРОДОВ АФРИКИ.

Время первого поступления - 1836 г. , последнее датируется 1997 г. Коллекции насчитвают 12 тыс. экспонатов из всех районов Африки, треть из них - из Эфиопии. Коллекции формировались в основном в конце ХIХ - начале ХХ вв. такими собирателями, как В.В.Юнкер, Э.Голуб, А.Мансфельд, Г.Мейер, Л.Фробениус, Д.А.Ольдерогге, а также врачом русского санитарного отряда в Эфиопии (А.И.Кохановский, Н.Бровцын и др.). В.Р.Арсеньев пополнил коллекции в последнее время.

Особую ценность представляет мемориальный кабинет Д.А.Ольдерогге с его библиотекой.

Площадь экспозиции составляет - 261 кв. м.

Состоит из Вводного раздела, в котором отражена история Африки и ее древней культуры, и Основного раздела, представляющего традиционные занятия африканцев - мотыжное земледелие, охоту, плетение, ткачество, кузнечную обработку металла, изготовление посуды из тыквы, резьбу по дереву, а также ритуально-магические предметы и музыкальные инструменты традиционных африканских обществ.

  Музей Ломоносова.

В фондах музея хранятся уникальные зарубежные и отечественные научные приборы ХШ - ХIХ вв. - глобусы (в том числе Большой Академический (Готторпский) глобус-планетарий), астролябии, квадранты, солнечные часы, компасы, чертежные инструменты, телескопы и другие; произведения декоративно-прикладного искусства России и Европы ХVП -ХIХ вв. - несколько редких первых образцов русского фарфора работы Д.Виноградова, изделия из Усть-Рудицких смальт, костяные ларцы, шкатулки, барельефы холмогорских мастеров, кокосовые кубки, металлическая посуда из разных стран, осветительные приборы, мебель; атлас Н.Висхера и один из первых Российских атласов, редкие книги, в том числе рукописные; небольшая, но интересная коллекция гравюр, среди которых есть первые оттиски и редкие экземпляры; живописные портреты М.В.Ломоносова работы Миропольского и Скородумова.

  Музей народов Сибири.

Сибирские фонды МАЭ часто называют золотым фондом этнографического сибиреведение. Коллекции по традиционной культуре и быту аборигенов Сибири стали поступать в Кунсткамеру еще в XVIII веке, однако до настоящего времени из них сохранились лишь единичные образцы. Самые ранние собрания по этнографии Сибири датируются первой половиной ХIХ века. К числу последних поступлений относятся экспедиционные сборы традиционной одежды долган Таймырского п-ова в 1996 г.

  НАРОДЫ КАВКАЗА.

Предметные коллекции по народам Кавказа находятся в фондах Музея и насчитывают более 1000 предметов.

К самым ранним относится коллекция одежды, приобретенная на Кавказе в 1842–1844 гг. специально для Кунсткамеры чешским ученым Ф.А. Коленати, а также мегрельский костюм, подаренный в 1837 г. Николаю I.

Коллекция Альберта Себы.

 

В 1716 году в Голландии было приобретено "Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии". В Европе того времени было принято коллекционировать разные диковинки природы - они назывались naturalia - и искусные произведения человеческих рук, artificialia. Коллекционеры называли себя "любителями", и это было действительно так: движущей силой науки того времени было любопытство, а средства на жизнь "любители" зарабатывали иными способами.

 

Себа, по профессии аптекарь, разделял экспонаты по традиции эпохи Возрождения, т.е. по полезности. Так, например, в зависимости от того, едят растение или им лечатся, оно попадало в определенный раздел. Но выкладывая диковинные узоры из раковин, растений и других природных объектов, он советовался с Линнеем и тем самым разрабатывал новую систематику.

 

 

  

  5.Легенды Кунсткамеры

 

  На протяжении всей истории Кунсткамеры от ее основания вплоть до наших дней музейные сотрудники жаловались на присутствие призраков и иных потусторонних сил. Это и неудивительно, ведь кроме человеческих эмбрионов, необычных скелетов и прочих уродливых экспонатов, когда-то принадлежавших к роду людскому, здесь собрано множество амулетов, талисманов, предметов культа разных народностей с различной энергетикой. Стоит ли упоминать, что и призрак казненного Кикина не раз навещал Кунсткамеру, пока она располагалась в его бывшем доме?

 

Рассказывают совсем уж необычные истории о предметах, тени которых перемещаются сами по себе, о какой-то бронзовой кошке, которая однажды подмигнула особо шустрому и смелому студенту, оставшемуся «на спор» в одной из кладовых Кунсткамеры на ночь. Надо ли говорить, что студента никто и никогда больше не видел?

  Утверждают, что по Кунсткамере в ночи бродит безголовый призрак телохранителя Петра Великого. Пётр нанял Николя Буржуа, рост которого составлял 2 м 27 см на ярмарке во Франции. Великан прожил в России недолго. После смерти Буржуа, в соответствии с контрактом, его скелет и сердце были выставлены Кунсткамере. Череп был уничтожен в пожаре, произошедшем в 1747 г., однако прочие кости сохранились. Взамен утраченного был подыскан другой череп, примерно подходящий по размерам, однако призрак продолжает бродить в поисках своей головы.

    Есть и курьезные истории: однажды из музея пропала голова казненной еще при Петре английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон, причем вместе со спиртом, в котором она хранилась. Пропажу спирта объяснили вполне обыденно: наверняка кто-то употребил его по прямому назначению, а вот в краже головы сразу обвинили английских моряков, чей корабль стоял тут же на якоре. Моряки долго не отпирались и пообещали вернуть голову Марии. И пропали на целый год. Правда, после они вернулись и привезли сотрудникам музея целых три мужских головы «басмачей». Обмен был признан равноценным.

   А самая любопытная  из баек питерской Кунсткамеры  – об идущих назад часах. Они  выполнены в корпусе из красного  дерева и были привезены из  далекого похода одним офицеров. Механизм у часов оказался  нерабочим. Но иногда стрелки  начинают двигаться, правда, в обратном  направлении. Они всегда доходят  до 9:45, а затем останавливаются. И  если это случается, то скорая  смерть обязательно ждет одного  из сотрудников музея.

    Экспонаты с  подобными, магическими свойствами  хранятся в особой кладовой  за черной дверью. Есть среди  них бронзовая кошка, про которую  рассказывали, что если она моргнет, то свидетель этого обязательно  умрет. Также есть история об  одном студенте, бывшим убежденным  материалистом, который вызвался  переночевать в той кладовой  и доказать, что все ее чудеса  один лишь выдумки. Вместе с  товарищами он подкупил сторожей, вошел в кладовку, после чего за ним закрыли дверь. А наутро за дверью никого не оказалось, лишь зловещая ухмылка застыла на морде у бронзовой кошки. А студента больше никто не видел, он попросту испарился.

  Во дворе Кунсткамеры в совершенно бесплатном и открытом доступе находятся странные божки, каменные идолы, вкопанные в землю. Путь к богам открыт каждому горожанину. Но при этом разыскать их не так-то просто. Индейские боги прячутся во дворике, за зданием Музея антропологии и этнографии Петра Великого, или, как говорят в народе, Кунсткамеры. Чтобы попасть в этот дворик, надо пройти по узкому проходу со стороны Менделеевской линии. Тем, кто добрался до богов, открывается необычное зрелище: в центре двора по кругу выстроились каменные идолы, один другого страшнее. Они покрыты мхом и пылью, зимой их засыпает снегом, летом поливает дождем. Считается, что лицезреть богов могут только посвященные.

  Во дворе Кунсткамеры нельзя говорить неправду, иначе последует кара. Именно поэтому многие девушки сюда приводят возлюбленных, чтобы узнать правду о его чувствах. Место это немноголюдное и поэтому здесь удобно выяснять отношения

Когда каменных идолов решили перемесить в другой место, все деревья вокруг завяли и чтобы не гневить богов, скульптуры вернули на их прежнее место

 Если посмотреть внимательно, увидим, что листья стоящих рядом  деревьев тянутся к центру  фигуры, образованной статуями. Видимо, мистический центр  расположен  в центре этой фигуры

У одного из сотрудников музея сын был болен раком. От отчаяния он пришел к идолам, разрезал себе палец и окропил лик одного из богов. Через несколько дней его сын пошел на поправку

Почитатели идолов дали им имена. Они считают, что скульптура с двумя веретенами в руках – соляная женщина Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Недалеко от нее находится бог созидания по имени Тлоке-Науаке, а рядом - бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек, в жертву которому ацтеки приносили ободранную человеческую кожу.

 Как же попали индейские боги в этот укромный уголок? По одной из легенд каменные статуи привезли из экспедиции по Центральной Америке в конце 19 века. Тогда во время шторма большая часть трофеев была утеряна, но несколько идолов удалось спасти и привезти в Санкт-Петербург. Но дирекция музея отказалась установить их в залах и поэтому их поставили на улице. Из-за своего мистического могущества статуи остались целыми и невредимыми во время революционных потрясений и блокады.

 

 

Легенды – легендами, но если во время дневного посещения Кунсткамеры посетителям становится жутковато при осмотре некоторых экспонатов, что уж говорить о ночном времени, столь любимом призраками и прочей нечистью!

 

Заключение

 

Грандиозны масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие из них уникальны. Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – наследник первого русского музея Кунсткамеры.

 

Музей Кунсткамера является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук – РАН.

 

 

C 1992 г. Музей вновь стал  самостоятельным Музеем и научно-исследовательским  институтом в составе Отделения  истории Российской Академии  Наук, сохранив свое старое название  «КУНСТКАМЕРА» и носит присвоенное  ему в 1903 г. имя Петра I. Полное  и официальное название сегодня  – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого  РАН.

 

    Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции . Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасали и спасли коллекции мирового значения. Их можно увидеть, посетив музей на Васильевском острове, или побродить по виртуальному музейному сайту и увидеть эти коллекции, где бы ты ни находился: в Санкт-Петербурге или в любой точке мира.

 

Сегодня Кунсткамера состоит из трёх связанных между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней, композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.

     Грандиозны  масштабы собраний. Коллекции не  просто бесценны, но многие из  них уникальны. Их можно увидеть, посетив музей на Васильевском  острове, или побродить по виртуальному  музейному сайту и увидеть  эти коллекции, где бы ты ни  находился: в Санкт-Петербурге или  в любой точке мира.

     Современный  Музей антропологии и этнографии  имени Петра Великого – наследник  первого русского музея Кунсткамеры.

  

Список литературы

 

 

 

 

 


Информация о работе Кунсткамера - первый музей России