Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:18, контрольная работа
Актуальность темы: Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России, не потеряли своей актуальности и в наши дни. В России за один только XX век произошло три революции:
- 1905 - 1907 - Первая революция
- 1917 - Февральская революция
- 1917 - Октябрьская революция
Введение
1. О личности Александра II
1.1. Краткая биография Александра II
2. Либеральные реформы Александра II
2.1. Крестьянская реформа
2.2. Финансовая реформа
2.3. Судебная реформа
2.4. Земская реформа
2.5. Военная реформа
2.6. Цензурная реформа
2.7. Реформы в области народного просвещения
Заключение
Список использованной литературы
Значение судебной реформы.
Судебная реформа была самой последовательной и радикальной реформой Александра II, однако и она осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат. Были оставлены в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, инороднические суды. Высшие чиновники империи судились особым Верховным уголовным судом. Был сохранен крестьянский волостной суд, учрежденный Общим положением 19 февраля 1861 года. Последнее отчасти объяснилось тем, что крестьянские правовые понятия резко отличались от общегражданских. Поэтому волостной суд судил, руководствуясь не имперскими законами, а на основании написанного обычного права, местных крестьянских обычаев.
Несмотря на все эти отступления, новый суд резко отличался от дореформенного суда с его канцелярской тайной и взятничеством, бесконечной волокитой по инстанциям, отсутствием адвокатуры и произволом администрации. Судебная реформа 1864 года имела, несомненно, прогрессивное значение, способствуя развитию в обществе чувства законности и гражданского самосознания.
Трудно не согласиться с известным издателем и журналистом М.Н. Катковым, давшим реформе емкое определение: " С упрочением нового судопроизводства становится возможным жить в России, как в стране цивилизованной".
Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления.16 июня 1870 года Александр II утвердил проект нового Городского положения. Городское самоуправление было реформировано на тех же началах, что и земское. Выборы в городскую думу проводились также по трём избирательным съездам в зависимости от имущественного ценза. Право участия в выборах, независимо от сословия, получили владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также все лица, уплачивающие торгово-промышленные сборы. Лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения: врачи, преподаватели, инженеры, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры. Такой порядок сильно ограничил число избирателей. В среднем по 46 крупным городам избиратели составляли 5,6 % от общего количества жителей.
Выборы в думу происходили раз в четыре года. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся одновременно председателем как исполнительного, так и распорядительного.
Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограниченна узкими рамками чисто хозяйственных вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговли и промышленности, о здравоохранении и образовании, принятие санитарных и противопожарных мер.
Значение городской реформы.
Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно - культурном развитии России. Успешное решение многих проблем в значительной степени зависело от людей, входивших в состав дум и возглавлявших эти учреждения. Целую эпоху в истории Москвы составила деятельность Николая Александровича Алексеева, бывшего городским головой с 1855 по 1893 год. За 8 лет в городе появились такие великолепные здания, как Московская городская дума (в советское время здесь находился музей В.И. Ленина), Верхние торговые ряды (здание ГУМа), началась электрификация центральной части города, завершилось строительство нового водопровода. Вершиной бескорыстного и самоотверженного служения Н.А. Алексеева стало пожертвование им значительных средств на создание лечебницы для душевнобольных.
Уроки Крымской войны, вскрывшей военно-техническую отсталость русской армии, показали, что военная машина крепостнической России явно не в состоянии противостоять передовым армиям западноевропейских государств. Необходима была коренная перестройка всей военной системы.
В 1861 году на пост военного министра был назначен 45 - летний генерал Дмитрий Алексеевич Милютин, брат Н.А. Милютина, высокообразованный и военный и государственный деятель, известный своими либеральными взглядами. Кадровый выбор Александра II оказался испорчен.
Дмитрий Алексеевич дослужился до профессора Академии Генерального штаба. Написал ряд крупных трудов по военной истории, среди них "Итальянский поход Суворова". В конце 50-х годов был назначен начальником Кавказской армии, участвовал в разработке операции по пленению Шамиля, которое послужило окончанию военных действий в этом регионе. Имея великолепную теоретическую подготовку, необходимый боевой опыт и навыки, обладая к тому же выдающимися личными дарованиями, Д.А. Милютин, как никто другой, соответствовал поставленной задаче: реорганизовать военную силу России.
Д.А. Милютин прежде всего добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет. Затем была запрещена отдача в солдаты за преступления, отменены телесные наказания, широко применявшиеся в дореформенной армии, введено обучение солдат грамоте. В 1864 году им была осуществлена реформа военного управления на основе создания военных округов. Новая система руководства устраняла чрезмерную централизацию и способствовала быстрому развертыванию армии в случае военных действий. Достаточно быстрыми темпами происходила модернизация на смену гладкоствольному оружью, приходило нарезное оружье. Парусный флот заменялся паровым, появились новые военные суда: броненосцы, крейсеры, линкоры. Однако кардинальная реорганизация военного дела требовала более радикальных мер, а именно введения новой системы комплектования армии - замены старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью.
Впервые мысль о введении в России всеобщей воинской повинности, правда, в завуалированной форме, была высказана Д.А. Милютиным еще в 1862 году в докладе императора. Отклика не последовало. Между тем дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление милитаристских настроений среди крупнейших держав континента практически не оставляли России иного выбора. Были причины и иного порядка. Использование всеобщей воинской повинности могло быть эффективным лишь при условии быстрой мобилизации воинских резервистов, а это, в свою очередь, требовало наличия развитой системы путей сообщения. Такая система в начале 60-х годов в России отсутствовала. Рост железнодорожного строительства, создание сети железных дорог к началу 70-х годов позволили завершить военную реформу по европейскому образцу. "Вовремя" подоспела и франко-прусская война 1870-1871 годов. Современников поразила та слаженность и быстрота, с которой была отмобилизована прусская армия. П.А. Валуев, оказавшийся свидетелем победного марша прусаков на Париж, вернувшись в Россию, в беседе с Милюковым прямо высказался за введение всесословной воинской повинности.
Больше медлить было нельзя. Разработанный комиссией под руководством Д.А. Милютина проект нового воинского устава, несмотря на жестяную позицию реакционеров, прошел все-таки в Государственном совете и 1 января 1874 года был утвержден Александром II. По новому воинскому уставу отменялись рекрутские наборы, и вводилась всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население страны, достигшее 20-летнего возраста, независимо от сословий. Срок действительной службы в пехоте был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, на флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Были установлены многочисленные льготы. Сроки действительной службы сокращались для лиц, получивших образование: для окончивших начальную школу - до трех лет, окончивших гимназию - до полутора лет, а выпускники высших учебных заведений могли служить всего 6 месяцев. С введением нового воинского устава Россия получила возможность иметь в мировое время сравнительно небольшую армию, а в случае военных действий. Призвав резервный запас, а иногда и ополчение, создать массовую армию, располагающую необходимыми резервами.
Значение военной реформы.
Военные реформы 1861 - 1874 годов сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии, что было убедительно продемонстрировано в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.
Д.А. Милютин пробыл на посту военного министра двадцать лет, получив в отличие от других реформаторов возможность не только разработать реформу, но и осуществить ее на практике. Умер он в 1912 году, в возрасте 96 лет, едва ли не последним из славной плеяды российских реформаторов 60 - 70 годов.
В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.
Разработка цензурной реформы велась комиссией Д.А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей.
Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную.
На практике это означало, что периодические издания
Это было новшеством, так как ещё по цензурному уставу 1826 г. за цензурой должен был следить верховный цензурный комитет. Он следил: 1) за науками и воспитанием юношества; 2) за нравами и внутренней безопасностью; 3) за направлением общественного мнения. Цензура того времени запрещала говорить не только прямо, но и косвенно в печати не только о правительстве, но даже о властях, т.е. обо всей администрации, чтобы не пострадало от того должное к ним почтение, чтобы не ослабли чувства преданности, верности и добровольного подчинения.
За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей.
Ведущее место в системе образования занимали университеты. Они давали кадры чиновников всех звеньев, врачей, учителей. В них же развивалась наука. В тоже время в университетах в середине ХIX в. сосредотачиваются центры революционного движения.
Новый Общий устав императорских Российских университетов от 1863 г. был направлен на предоставление большей автономии университетов в организации процессов обучения и развития науки (вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы), с одной стороны, и на усиление студенческой дисциплины - с другой. Были расширенны права университетского Совета в решении программно-методических вопросов, распределении денежных средств, издании научных трудов.
Одновременно усложнялся доступ в университеты посторонних лиц, умалчивал Устав и о возможных студенческих объединениях. Не упорядочил он и процесс обучения: платность обучения давало возможность пребывать в стенах университета тем, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако, несмотря на платность образования, доля студентов из малообеспеченных слоев была в Российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе.
Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий. В 1864 году Александром II утверждено было Положение о начальных народных училищах. По этому положению начальная народная школа поступала под ближайшее руководство особых училищных советов. Населению же земских губерний новое Положение давало возможность и право взять дело народного образования в свои руки, так как в числе других забот о населении земству поручена была, как мы уже знаем из земской реформы, и забота о народном образовании. Обращено было внимание и на женское образование.
Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения.
В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Заключение
Преобразования, которые произошли в России в 1860-1870-е годы, во время царствовании Александра II, вошли в историю как Великие реформы. Помимо главного деяния императора - отмены крепостного права, в стране произошли и другие крупные перемены. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.
Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.