Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:08, реферат
Воспитанный в годы боярского правления, с 8-ми лет лишенный матери, он испытывал на себе ужасы боярских распрей и боярского разгула. Он видел кровь и лесть, очень рано начал задумываться о власти, о том, что он государь Московский и Всея Руси. Я поставила перед собой задачу исследовать личность Ивана IV, все особенности его характера и темперамента, которые, по-моему мнению, в существенной степени повлияли на ход исторического развития России.
Введение
Глава 1. Детство и юность Ивана IV.
Глава 2. Личная жизнь Ивана Грозного.
Глава 3. Внутренняя политика Ивана IV.
Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном.
Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном.
Военные преобразования при Иване Грозном.
Опричнина
Глава 4. Внешняя политика Ивана IV.
Внешняя политика Ивана Грозного на юго-восточном направлении.
Внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении.
Внешняя политика Ивана Грозного на западном направлении.
Глава 5. Опричнина.
Заключение
Библиография
Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном.
К февралю 1549 года относится начало деятельности
на Руси Земских соборов - сословно-представительных
органов. "Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин,
- это орган, пришедший на смену вечу",
воспринявший древнерусские "традиции
участия общественных групп в решении
правительственных вопросов", но заменивший
"элементы демократизма началами сословного
представительства".
Первым собором обычно
считается совещание, созванное царем
27 февраля. Вначале он выступил перед боярами,
окольничими, дворецкими и казначеями
в присутствии церковного "освященного
собора", и в тот же день он говорил перед
воеводами, княжатами и дворянами.
Следующим шагом явилась
прямая ликвидация в 1551-1552 годах наместничьего
управления в отдельных областях. А в 1555-1556
годах приговором царя "о кормлениях"
наместничье управление отменялось в
общегосударственном масштабе. Его место
занимало местное управление, проделавшее
долгий и нелегкий путь.
Местное управление не представляло
собой единообразия, а принимало различные
формы в зависимости от социального состава
той или иной местности.
В центральных уездах, где
было развито частное землевладение, вводилось
губное управление, а дворяне выбирали
из своей среды губных старост. Вместе
с тоже выборными городовыми приказчиками
они возглавили уездную администрацию.
Это означало завершение губной реформы.
Выборные власти стали появляться
и в тех уездах, где не было частного землевладения.
Здесь из зажиточных слоев черносошного
населения выбирались земские старосты.
Впрочем, черносошные общины и прежде
имели свои выборные мирские власти в
лице старост, сотских, пятидесятских,
десятских и т.д. Эти волостные администраторы
генетически восходили к представителям
старинной сотенной общинной организации
Киевской Руси. Они традиционно осуществляли
надзор за общинными землями, распределяли
и собирали налоги, разрешали мелкие судебные
дела, решали другие вопросы, затрагивающие
интересы общины в целом. И раньше мирские
власти состояли из представителей наиболее
зажиточного крестьянства: "лучших"
и "средних" людей. Кстати сказать,
черные волости, даже становясь частновладельческими
землями, сохраняли структуру мирского
управления.
Земская реформа наряду с черносошными
землями затронула и города, где тоже (но
из зажиточного посадского населения)
выбирались земские старосты. Губные и
земские старосты в отличие от кормленщиков
- пришлых людей - действовали в интересах
и на пользу своих уездов, городов и общин.
Справедливости ради необходимо отметить,
что полностью местные реформы были осуществлены
лишь на Севере.
Считается, что губная и земская
реформы являются шагом на пути централизации.
При этом, однако, не учитывается тот факт,
что власти на местах становились выборными,
а, следовательно, на местах развивалось
самоуправление. Институты самоуправления
XVI века представляются продолжением демократических
вечевых традиций Древней Руси в новых
условиях формирования единого государства.
Традиции эти оказались действенными
и потом - в Смутное время.
Ко времени Избранной Рады относится
усиление значения приказов как функциональных
органов управления. Именно в середине
XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним
относится Челобитенный, в котором принимались
жалобы на имя царя, и проводилось расследование
по ним. Во главе этого, по сути высшего
органа контроля, стоял А.Адашев. Посольский
приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый.
Поместный приказ ведал делами поместного
землевладения, а Разбойный разыскивал
и судил "лихих людей". Первый приказ
военного ведомства - Разрядный - обеспечивал
сбор дворянского ополчения и назначал
воевод, а другой - Стрелецкий - ведал созданным
в 1550 г. войском стрельцов. Разрядным приказом
некоторое время руководил дьяк И.Г.Выродков,
при котором он стал как бы генеральным
штабом русского войска. Финансовые дела
находились в компетенции Большого прихода
и Четвертей (Четей). С присоединением
Казанского и Астраханского ханств создается
приказ Казанского дворца. Окончательное
завершение формирования приказной системы
приходится на XVII век.
Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном.
Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются
существенные вопросы землевладения.
В частности, принимаются постановления,
затрудняющие дальнейшее существование
вотчинных земель.
Особое место занимают статьи
о частновладельческом населении. В целом
право перехода крестьян в Юрьев день
по ст. 88 сохранялось, но несколько увеличилась
при этом плата за "пожилое". Ст. 78
определяла положение другой значительной
группы населения - кабальных холопов.
Запрещалось, к примеру, превращать в холопов
служилых людей, ставших должниками.
Однако главные изменения
в социально-экономической сфере были
направлены на обеспечение землей служилых
людей - дворян. В 1551 году на Стоглавом
соборе Иван IV заявил о необходимости
перераспределения ("переверстания")
земель между землевладельцами: "у кого
лишек, ино недостаточного пожаловати".
Под "недостаточными" подразумевались
служилые люди. Для проведения упорядочения
земель предпринимается их всеобщая перепись.
В процессе ее осуществления прежнее подворное
налоговое обложение заменялось поземельным.
На основных территориях вводилась новая
единица обложения - "большая соха".
Ее размеры колебались в зависимости от
социального положения землевладельца:
на соху черносошного крестьянина приходилось
меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись
также интересы церкви, зато в привилегированном
положении оказывались помещики.
Размеры земельных
владений обусловливали и прежние службы
дворян. "Уложение о службе" (1555) устанавливало
правовые основы поместного землевладения.
Каждый служилый человек имел право требовать
поместье не меньше 100 четвертей земли
(150 десятин, или примерно 170 га), так как
именно с такой земельной площади должен
был выходить на службу "человек на
коне и в доспехе полном". Таким образом,
с первых 100 четвертей выходил сам землевладелец,
а со следующих - его вооруженные холопы.
Согласно "Уложению"; вотчины в отношении
службы уравнивались с поместьями, а вотчинники
должны были нести службу на тех же основаниях,
что и помещики.
Изменения в положении
служилых людей тесно связаны также с
отменой наместничьего управления (кормлений).
Вместо "кормленичего дохода", шедшего
в основном в руки наместников и волостелей,
вводился общегосударственный налог "кормленый
откуп". Этот налог поступал в государственную
казну, откуда раздавался служилым людям
в качестве жалования - "помоги". Денежную
"помогу" давали тем, кто вывел больше
людей, чем полагалось, или имел владение
меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше
людей, платил денежный штраф, а неявка
могла повлечь конфискацию владений и
телесное наказание.
Военные преобразования при Иване Грозном.
Большое значение в период
правления Грозного имели проводимые
им военные реформы. Суть их сводилась
к следующему:
1. Ядро армии должно составлять дворянское
ополчение. Под Москвой была посажена
на землю «избранная тысяча» – 1070 провинциальных
дворян, которые по замыслу царя, должны
были стать его опорой.
2. Помещик или вотчинник мог нести службу
с 15 лет и передавать ее по наследству.
3. Со 150 десятин земли и боярин, и двоярин
должны были выставлять одного воина и
являться на смотры «конно, людно и оружино».
4. В 1550 году вместо отрядов пищальников
(появившихся в начале XVI века) создается
постоянное стрелецкое войско (на первых
порах число стрельцов не привышало трех
тысяч человек).
5. В армию стали привлекать иностранцев,
хотя их число было не значительным.
6. Для несения пограничной службы привлекалось
казачество.
Опричнина.
К середине 60-х годов XVI века
в окружении Ивана IV не осталось
людей, которые могли бы хоть как-то
сдерживать буйные страсти государя,
характер его претерпел серьезные
изменения. «Некоторые грани его
личности, в особенности жилка
садистской жестокости, стали более
явными, находя выражение в припадках
безудержного гнева», - пишет Вивиан
Грин. Она же называет введение опричнины
«дальнейшим скачком по дороге вниз к
видимому психическому расстройству».
Итак, в
1564 году царь выехал из Москвы в Александровскую
слободу, откуда и были присланы в столицу
знаменитые грамоты об отречении. Скрынников
считает отречение хорошо продуманным
политическим шагом. В своем обращении
царь апеллировал к народу, поэтому под
давлением обстоятельств Боярская дума
была обратиться к государю с верноподданническим
ходатайством и принять все поставленные
Грозным условия, принять введение опричнины.
Скрынников пишет: «Царь обрушил на стану
«грозу», чтобы искоренить непорядки в
суде и защитить справедливость. На практике
опричнина привела к неслыханным беззакониям,
насилиям и кровопролитию. По своему деморализующему
влиянию на русское общество террор можно
сравнить разве что с монгольским игом».
Я, однако, не буду касаться социально
экономических и политических аспектов
опричнины, я лишь попытаюсь проследить,
каким образом кровавый террор повлиял
на личность Ивана IV.
Здесь следует
подробнее остановиться на нравах и обычаях
Александровской слободы, государства
в государстве, где поселился Иван IV. Покинув
столицу, царь окружил себя новыми помощниками,
набранными из подонков общества. Новое
окружение государя не понимало целей,
которые ставил перед собой Грозный, и
поэтому все больше скатывалось к насилию,
которое ничем не было ограничено. По мнению
Валишевского, « эти лукавые царедворцы
способствовали развитию у него влечения
к грубому разврату и льстили некоторым
садистским наклонностям, лежавшим, без
сомнения в его натуре». Как уже говорилось,
царь был весьма религиозным человеком,
и Александровская слобода, где он поселился,
удивительным образом сочетала в себе
черты кровавого вертепа и монастыря.
Валишевский, например, считает, что опричнина
по сути своей во многом походила на монастырское
братство. Опричники при поступлении на
службу произносили клятву, аналогичную
клятве при пострижении в монахи, и в некотором
роде отрекались от мира, не имея права
поддерживать связь даже с близкими родственниками,
если те остались в земщине. В слободе
действовал устав, подобный монастырскому.
Около 300 наиболее близких к государю опричников
надевали на свои золотые кафтаны черные
рясы и принимали участие в сложных религиозных
обрядах, в которых Иван IV исполнял роль
игумена, Вяземский - келаря, а Скуратов
- пономаря. Мне кажется, что в этих богохульных
обрядах в полной мере раскрывалась болезненная
неуравновешенность и противоречивость
личности Грозного. В соответствии с представлениями
Ивана крайнее благочестие полностью
искупало крайний разврат, которым были
заполнены перерывы между церковными
службами. Существует масса отвратительных
легенд, повествующих о развлечениях,
которым предавался царь и его приближенные.
Кровавые
расправы следовали одна за другой, уничтожались
целые поселения, Грозного обуяла жажда
крови. Так в 1570 году жесточайшему разгрому
подвергся Новгород, независимое боярство
которого было обвинено в измене государю.
Уничтожение Новгородской республики,
несомненно, имело политические причины,
но методы, которые Иван IV при этом использовал
абсолютно бесчеловечны: «... замученных
привязывали к саням длинной веревкой,
волокли через весь город к Волхову и спускали
под лед... Связанных женщин и детей бросали
в воду и заталкивали под лед палками».
И все это по приказанию царя! Вот краткий
психологический портрет Ивана IV времен
опричнины: «Он скрытен, он отлично знает,
чего хочет, и хочет разумного или того,
что, по крайней мере, кажется таким при
данных обстоятельствах. Он изворотлив,
тонок и любознателен во всех отношениях.
Порой он бьет дальше намеченной цели,
что зависит от его необузданного темперамента.
У него больше жертв, чем действительных
врагов. Нельзя не согласиться на этот
раз с Ломброзо, сказавшим, что раз человек
отведал крови, убийство для него становится
потребностью. Кровь повелительна настолько,
что ей нельзя противиться. По его словам,
чувственная любовь нередко сплетается
с жаждой крови - вид ее сильнее возбуждает
половую страсть... За кровавыми сценами
всегда следует проявление самого неистового
разврата. В этом объяснение жизни Александровской
слободы».
Сложно объяснить, каким образом зверства,
учиняемые опричникам по приказу Ивана,
сосуществовали с идеями высшей власти,
которые Грозный высказывал, скажем, в
знаменитых посланиях князю Курбскому,
и с целью, которую ставил перед собой
государь, когда вводил опричнину - централизация
власти и уничтожение боярского могущества.
Мне кажется, что Иван IV, в силу обстоятельств,
вступив на путь террора, попал во власть
своих скрытых пороков и не мог более остановиться
в своем падении.
Глава 4.
Внешняя политика Ивана IV.
К правлению Ивана Грозного
несколько направлений
Твёрдая политика Ивана Грозного помогла освоить плодородные земли на юго-восточном направлении.
За Уральскими горами на берегах Иртыша и Тобола находилось большое Сибирское ханство. После падения Казани сибирский хан Эдигер подчинился Ивану Грозному, но Эдигера скоро сверг хан Кучум. Кучум отказался платить дань Москве, перестал платить дань, убил русского посла и стал совершать грабительские набеги на русские земли. В 1558 году Иван IV пожаловал обширные русские земли за Волгой по берегам Камы и Чусовой богатым купцам и промышленникам Строгановым, которые организовали там добычу соли, меди, железа. В 1574 году царь дал Строгановым жалованную грамоту на земли за Уралом и разрешил держать им войско, посылать людей в Сибирь и строить там крепости. Это оказалось очень важным шагом. Строгановы предложили отряду вольных людей – казакам во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем совершить поход за Урал и покорить царство Кучума. Ермак согласился. Строгановы взялись обеспечивать казаков всем необходимым, и казаки начали поход против Кучума. В октябре 1582 года с помощью хитрых манёвров Ермаку удалось победить хана Кучума и взять столицу Сибирского ханства – Кашлыку. Разгром царства Кучума открыл путь для переселения русских людей за Уральские горы. В Сибирь пошли казаки, крестьяне, ремесленники и построили там крепости – Тюмень и Тобольск. Это, несомненно, способствовало культурному и экономическому развитию края.
Таким образом, благодаря Ермаку Тимофеевичу Русь получила возможность развиваться на восточном направлении.
После победы над Казанью
и присоединения Астрахани