Личность Ивана IV в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Экономически Россия значительно отставала от стран Западной Европы. Но ее культура развивалась как часть европейской. Ее успехи в сфере летописания, книгопечатания, литературы, живописи, архитектуры, прикладных искусств были весьма значительны. Национальное самосознание переживало подъем. Иван IV - одна из наиболее интересных фигур в истории нашей страны. К исследованию феномена его правления в разные времена обращались историки разных стран, представители различных исторических школ, его царствованию посвящено немало литературных и кинематографических произведений.

Содержание

Введение 3
1. Детство и юность Ивана IV 4
2. Венчание на царство Ивана IV Грозного 6
3. Первые годы самодержавной власти и первые
реформы Ивана Грозного 7
4. Конец «Избранной рады» 13
5. Опричнина 14
6. Смерть Ивана Грозного 17
7. Оценка деятельности и личности Ивана Грозного 18
Заключение 20
Список литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ИВАН 4.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и  «лихих людей». Земский приказ ведал  порядком в Москве.

Во-вторых, в 1550 году был  введен в действие новый «Судебник» (свод действующих законов), расширенный, систематизированный, включающий все новое, что накопилось в судебной практике со времен введения старого «Судебника» в 1497 году. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло. Издание судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон: 1) доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона; 2) приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона. Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту.

Такова общая схема  законодательного процесса в Русском  государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

В-третьих, было реорганизовано местное управление. Власть наместников, которые раньше назначались великим князем на определенное время, была заменена властью выборных земских органов. Наиболее эффективной формой создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники (целовали крест на верность царю) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.

Реформы коснулись  и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — начальствования, равенства, подчинения — что и предки.

Указ 1550 г. ввел два ограничения  местничества. Молодых аристократов нельзя было в 15—18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества.

В-четвертых, укреплению государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель. Церковный собор 1551 года привел к единообразию все обряды, поставил задачу улучшить нравы духовенства. Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах  
в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.

Собор унифицировал церковные обряды, вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.

Наиболее целенаправленным изменениям подверглось военное дело. Было подготовлено и принято «Уложение о военной службе», определяющее, с какого количества земли (поместья) воин должен был выходить в поход «конно, людно, оружно». Под Москвой была выделена земля для привилегированных дворян, из числа которых впоследствии назначались воеводы, «головы» (низшие офицеры), дипломаты и администраторы. Возник корпус первого русского постоянного войска – стрельцов получавших из казны жалованье, вооружение и обмундирование, значительно усилилась артиллерия. Все эти преобразования совершались одновременно с впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами.

 

Реформы «Избранной рады» привели к крупным военным  и внешнеполитическим успехам. Первым успехом стало завоевание (или присоединение) Казанского ханства. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, башкиры). В 1556 г. была присоединена Астрахань; таким образом, все среднее и нижнее Поволжье (как и вся область на реке Каме) вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были открыты для колонизации огромные пространства плодородных и малонаселенных земель. В 80-е гг. XVI века здесь возникают новые города — Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван IV обратил свое внимание на запад. Здесь он поставил цель: пробиться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена. В 1558 году Грозный начал Ливонскую войну, крайне непопулярную среди высшей знати. Война сначала была удачной (взяли Нарву, Юрьев и около 20 ливонских городов), но потом повела к тяжелым военно-политическим осложнениям и неудачам.

В окружении самого Ивана Васильевича многие именитые бояре не понимали и не поддерживали идею этой войны. Аристократическая верхушка была заинтересована в оборонительных войнах, в отстаивании южных рубежей от набегов татар. Напротив, низшая часть дворянства - выступала за продолжение наступательной войны с западными соседями. Стремление дворянства совпадали с крупными завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью, но они противоречили чаяниям боярства, не видевшим смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением налогов и повинностей. Пока в войне царским войскам сопутствовал успех, это противоречие не было столь очевидным, но как только начались серьезные неудачи, царь перешел к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки служилого класса, сделать из нее послушное, безгласное орудие.

Не желая  подчиниться московскому царю, магистр  Ливонского ордена Кетлер отдался под  покровительство и защиту Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за собой войну с Литвой и Швецией. Царь Иван, однако, решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний город Полоцк. К этому моменту эмиграция боярства, опасавшегося гнева царя, приняла массовый характер, а после смерти митрополита Макария и бегства в Литву князя Курбского в 1564 году противоречия переросли в открытые гонения на бояр, страна была ввергнута в опричную бойню.

4. Конец «Избранной рады»

Следующей вехой  нравственного развития Грозного является династический кризис 1553 года, когда  противоречия между Избранной Радой  и Захарьиными-Юрьевыми, родственниками царицы перешли в открытую вражду. Царь серьезно заболел и, стал думать о завещании. Он собирался оставить царство своему малолетнему сыну Дмитрию, и хотел, чтобы бояре немедленно ему присягнули. Однако часть бояр отказалась присягнуть царевичу, намереваясь передать престол двоюродному брату царя, князю Владимиру Старицкому. Известие о том, что Сильвестр также поддерживает кандидатуру Владимира, потрясло Ивана IV. С большим трудом удалось убедить бояр присягнуть царевичу, который вскоре утонул в реке Шексне.

После выздоровления Иван IV решил, как пишет Вивиан Грин, «не только устранить своих критиков, но и навсегда сломить власть бояр, которых он считал и врагами царя, и врагами русского народа. Сильвестр и Адашев попали в ссылку»6. Впоследствии оба они предстали перед судом по обвинению в отравлении царицы Анастасии, смерть которой в 1560 году стала для Ивана IV очередным болезненным ударом.

Адашев умер в заключении, а о судьбе Сильвестра, который был сослан в Соловецкий монастырь, ничего не известно.

5. Опричнина

К середине 60-х годов XVI века в окружении Ивана IV не осталось людей, которые могли бы хоть как-то сдерживать буйные страсти государя, характер его претерпел серьезные изменения. «Некоторые грани его личности, в особенности жилка садистской жестокости, стали более явными, находя выражение в припадках безудержного гнева» - пишет Вивиан Грин. Она же называет введение опричнины «дальнейшим скачком по дороге вниз к видимому психическому расстройству». Этот период в истории страны известен как период «опричнины».

В 1564 году царь выехал из Москвы в Александровскую слободу, откуда и были присланы в столицу знаменитые грамоты об отречении.

В первой грамоте государь обвинял князей, бояр, воевод в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну.

Содержание второй грамоты состояло в том, что на москвичей гнева и опалы царя нет. Скрынников считает отречение хорошо продуманным политическим шагом. В своем обращении царь апеллировал к народу, поэтому под давлением обстоятельств Боярская дума была обратиться к государю с верноподданническим ходатайством и принять все поставленные Грозным условия, принять введение опричнины.

Иван IV получал право  подвергать изменников опале, как ему  вздумается. Из государственной территории ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо (опричь) всех остальных областей, в нем были свои приказы, царский двор, свое войско, в его пределах власть безраздельно принадлежала царю. Скрынников пишет: «Царь обрушил на стану «грозу», чтобы искоренить непорядки в суде и защитить справедливость. На практике опричнина привела к неслыханным беззакониям, насилиям и кровопролитию. По своему деморализующему влиянию на русское общество террор можно сравнить разве что с монгольским игом»7

Покинув столицу, царь окружил  себя новыми помощниками, набранными из подонков общества. Новое окружение государя не понимало целей, которые ставил перед собой Грозный, и поэтому все больше скатывалось к насилию, которое ничем не было ограничено. По мнению Валишевского, «эти лукавые царедворцы  способствовали развитию у него влечения к грубому разврату и льстили некоторым садистским наклонностям, лежавшим, без сомнения в его натуре»8. Как уже говорилось, царь был весьма религиозным человеком, и Александровская слобода, где он поселился удивительным образом сочетала в себе черты кровавого вертепа и монастыря. Валишевский, например, считает, что опричнина по сути своей во многом походила на монастырское братство. Опричники при поступлении на службу произносили клятву, аналогичную клятве при пострижении в монахи, и в некотором роде отрекались от мира, не имея права поддерживать связь даже с близкими родственниками, если те остались в земщине. В слободе действовал устав, подобный монастырскому. Около 300 наиболее близких к государю опричников надевали на свои золотые кафтаны черные рясы и принимали участие в сложных религиозных обрядах, в которых Иван IV исполнял роль игумена, Вяземский - келаря, а Скуратов - пономаря.

Опричнина была учреждена  прежде всего для того, чтобы любой  ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и подавить любое сопротивление всех тех, кто мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени. Но результаты введения опричнины были прямо противоположными, за время ее существования на западном фронте русские войска не добились сколько-нибудь военных успехов. Суть новой политики состояла в разделении всего русского населения и всей русской земли на две неравные части. Большая часть – земские поступали под надзор опричников (поначалу 1000 чел., в нач. 1570 г. — ок. 6000 чел.). Власть опричников над земскими была полной, и пользовались они ею не только в интересах царя, но и в своих собственных. Те русские земли, которые были поставлены под опричное управление, раздавались опричникам в пользование, причем старые хозяева-помещики безжалостно изгонялись. Опричники стремились выжать из предоставленных им земель и крестьян максимум возможного. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.

Конные опричники имели  особые знаки отличия, к седлам прикреплялись  мрачные символы эпохи: метла  — чтобы выметать измену, и собачьи  головы — чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые  были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. 

Самой жуткой страницей  опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском  и где творил расправу полтора  месяца. «Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни» - пишет англичанин Дж. Горсей.  Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о двух-трех тысячах жертв. Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. За рубежом его называли Иваном Ужасным.

В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70-80-е  годы XVI века Московское государство  вошло в полосу кризиса. В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены, другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась мало боеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей.

Информация о работе Личность Ивана IV в истории