Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:38, реферат
Морозов являлся человеком корыстным и принадлежал к числу самоуправцев, на которых жаловались обычные люди при царе Михаиле. При правлении Морозова, собрался круг чиновников, ещё более корыстных и самоуправных, чем он сам. Они стали не только угнетать московское население, вымогать взятки, но и умышленно вводить ложные обвинения на невиновных людей, окончательно разоряя их. Положение народа ухудшилось, после того, как царь Алексей женился (1648) на дочери придворного Милославского - Марьи Ильиничне. После чего Морозов повторил шаг государя. Он женился на другой дочери Милославского, и тем самым Милославский получил большой почёт и влияние.
Юные годы и начало правления…………………..…………………3
Соборное Уложение 1649 года………………………………………4
Церковные реформы патриарха Никона…………………………….5
Социальный кризис……………………………………………..……7
Восстание под предводительством Степана Разина…………….…9
Воссоединение Левобережной Украины с Россией……….…..….10
Война с Польшей…………………………………………………...12
Война со Швецией…………………………………………….……13
Личность царя Алексея Михайловича………………………….…14
Заключение……….…………………………………………………19
Список литературы.…………………………………………………19
Таганрогский государственный педагогический институт
РЕФЕРАТ
Личность царя Алексея Михайловича
Выполнила: |
студентка 4 курса физико-математического факультета Деева Ольга |
Проверил: |
Таганрог
Содержание
Юные годы и начало правления…………………..…………………3
Церковные реформы патриарха Никона…………………………….5
Социальный кризис…………………………………
Восстание под предводительством Степана Разина…………….…9
Воссоединение Левобережной Украины с Россией……….…..….10
Война с Польшей…………………………………………………...
Война со Швецией…………………………………………….……13
Личность царя Алексея Михайловича………………………….…14
Заключение……….…………………………………………
Список литературы.………………………………
Юные годы и начало правления.
Алексей Михайлович (Тишайший) (19 марта 1629 — 26 января 1676) — второй русский царь (14 июля 1645 — 26 января 1676) из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича.
Царь Алексей рос тихо в тереме московского дворца, до пятилетнего возраста окруженный многочисленным штатом мам, а затем, с пятилетнею возраста, переданный на попечение дядьки, известного Бориса Ивановича Морозова. С пяти лет стали его учить грамоте по букварю, перевели затем на Часослов, Псалтирь и Апостольские Деяния; семи лет научили писать, а девяти стали учить церковному пению. Этим собственно и закончилось образование. С ним рядом шли забавы: царевичу покупали игрушки: был у него конь и латы «немецкого дела», музыкальные инструменты и санки потешные, словом, все обычные предметы детского развлечения. Но была и любопытная для того времени новинка "немецкие печатные листы", т. е. выгравированные в Германии картинки, которыми Морозов пользовался, говорят, как подспорьем при обучении царевича. Дарили царевичу и книги; из них составилась у него библиотека числом в 13 томов. На 14-м году царевича торжественно объявили народу. В 1645 г. скончался царь Михаил Федорович, а через месяц умерла и жена его, их сын Алексей остался сиротой. Ему было всего 16 лет, и, конечно, он не самостоятельно начал свое замечательное царствование; первые три года государством правил его воспитатель Борис Иванович Морозов.
Морозов являлся человеком корыстным и принадлежал к числу самоуправцев, на которых жаловались обычные люди при царе Михаиле. При правлении Морозова, собрался круг чиновников, ещё более корыстных и самоуправных, чем он сам. Они стали не только угнетать московское население, вымогать взятки, но и умышленно вводить ложные обвинения на невиновных людей, окончательно разоряя их. Положение народа ухудшилось, после того, как царь Алексей женился (1648) на дочери придворного Милославского - Марьи Ильиничне. После чего Морозов повторил шаг государя. Он женился на другой дочери Милославского, и тем самым Милославский получил большой почёт и влияние.
Так как Алексей Михайлович принимал мало участия в государственных делах, государством управляли воспитатель царя боярин Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский. Политика Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов был отстранен от государственных дел и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за московским вспыхнули восстания в южнорусских городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения в Новгороде и Пскове.
В 1649 году Алексей Михайлович сам принялся за управление государством.
В правление Алексея Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято "Соборное Уложение" - новый сборник законов.
Соборное Уложение состояло из 25 глав
и содержало около 1000 статей. "Уложение"
было впервые отпечатано типографским
способом тиражом в 2000 экземпляров
и оставалось действующим вплоть
до 1832 г.
В "Уложении" наиболее важными были
три группы глав.
"Соборное Уложение" завершило
долгий процесс складывания
Церковные реформы патриарха Никона.
В правление Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные реформы. Они потрясли духовную основу общества - Русскую Церковь.
Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. После унии с римской католической церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя, как центра мирового православия, резко упал. В то же время, после возведения московского митрополита в сан патриарха престиж Русской Церкви на православном Востоке резко возрос.
И патриарх Никон стал развивать идеи Филофея - он стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.
Но к этому времени в Москве и Константинополе установились разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два церковных устава. Они были совершенно равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в русских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как русские церковные книги переписывались от руки.
Итак, патриарх Никон стремился
к тому, чтобы Русская Церковь
играла ту роль в православном мире,
какую играла Константинопольская,
т.е. стала наследницей
В 1653 г. Никон начал проводить реформу.
Русская Церковь стала переходить на греческий
церковный устав, богослужебные книги
стали приводиться в соответствие с греческими.
Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Внешне разногласия сводились:
- по каким образцам - греческим
или русским унифицировать
- креститься двумя или тремя перстами,
- как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца.
Но причина неприятия реформ
была более глубокой. Церковные споры
в Византии были обычным делом. Византия
была наследницей Римской империи.
Византийцы впитали культурное наследие
Рима. Византийцы привыкли, могли мыслить.
У восточных славян культурного наследия
не было. Размышлять, вести богословские
споры восточные славяне не могли. Поэтому
ещё со времён Древней Руси богословская
учёность приняла характер беспредельной
веры в книгу. Настоящим, истинным, ценным
на Руси считалось то, во что верили предки,
что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций
отцов частью общества был воспринят как
отказ от заветов отцов.
В это же время на страну обрушились голод
и моровая язва. Народ посчитал эти бедствия
карой Божьей за отступление от веры предков.
Тысячи крестьян, посадских людей бежали
на Поморский Север, в Заволжье, на Урал,
в Сибирь. Поддержали раскол и представители
некоторых знатных боярских фамилий, в
частности, родственницы первой жены Алексея
Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской
боярыня Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова.
Знатных сестёр заковали в кандалы, подвергли
страшным пыткам, потом сослали в Боровск,
где в земляной тюрьме они и умерли.
Протопоп Аввакум и его сторонники были
сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в
земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты
они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум
не отрёкся. За это он и его единомышленники
были сожжены на костре.
Патриарх Никон также впал в немилость
царя. В 1666 г. на церковном соборе он был
смещен с поста патриарха и сослан под
Вологду. После смерти Алексея Михайловича
Никону было разрешено вернуться из ссылки.
В 1681 г. он умер под Ярославлем.
Похоронен патриарх - реформатор под Москвой,
в Воскресенском Ново-Иерусалимском
монастыре, который построил по тому же
плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.
Социальный кризис.
Середина - вторая половина XVII в. была
наполнена социальными
Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б.И.Морозова, оказывавшего большое влияние на царя и, к тому же, породнившегося с ним путем брака с сестрой его супруги. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям "черных слобод", которые в отличие от "белослободчиков", освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. "Чернослободчики" требовали ликвидации "белых слобод" и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Недовольство выражало и дворянство.
К лету 1648 г. в
столице складывается напряженная
обстановка. 1 июня возвращающемуся
с богомолья Алексею
Эхо московских
событий прокатилось и по другим
городам Российского
Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. В обоих городах было заменено административное управление. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий, и том числе и дворяне. Окончательные решения принимал сход псковичей, созываемый звоном колокола. С организованностью и решимостью псковичей вынуждено было считаться московское правительство. Царские грамоты посылались "к всегородным земским старостам и стрельцам, и казакам, и посадским и всяким жилецким людем". В конечном итоге, правительство приняло условия переговоров и сняло военную блокаду города. Прощение было дано всем участникам сопротивления, в том числе и пятерым "заводчикам".