Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:08, реферат
В 15 веке, в период действия Флорентийской Унии, решающее влияние на назначение митрополитов в Киевской митрополии имели соборы и сама Апостольская Столица. На соборах участвовало высшее духовенство и наиболее влиятельная часть общества (князья, крупные землевладельцы), а позднее и горожане. В силу сложившихся православных традиций, православные цари, знать, землевладельцы выступали защитниками и покровителями православия. Так было в Московском государстве.
В 1595 году на совете, который созвал король, и на котором присутствовал папский нунций, мнения разделились: одни (в том числе и нунций) советовали во имя гражданского мира и спокойствия не торопиться с делом унии, вторые — действовать решительно. Победили вторые, и епископам Потею и Терлецкому было приказано в скором времени отправиться в Рим к Папе. 24 сентября 1595 года король издал универсал, в котором официально объявил, что принял решение об унии католической и православной церквей во имя Речи Посполитой, общего благополучия ее граждан.
15 ноября 1595 года Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий прибыли в Рим. 23 декабря 1595 года произошла аудиенция у Папы, к которому обратился с речью Потей. От своего имени и от имени епископов-униатов он согласился на включение в исповедание веры следующих положений: Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына; причащение как на пресном, так и на кислом хлебе; догмат о чистилище; первенство церковной власти Римского Папы; согласие со всеми постановлениями Тридентского собора; эксклюзивное право церкви объяснять святое писание; семь таинств и все католические обряды; полезность индульгенции; первенство римской церкви над всеми остальными; осуждение схизмы и ересей; активная пропаганда «истинной веры».
Оформление унии
Климент VIII благословил идею унии и ее создателей. Был составлен протокол о церемонии, а в январе 1596 года Папа поставил свою подпись под документом о церковной унии. Папа внес определенные коррективы в униатский договор. Например, он оставил неизменными обряды восточной церкви, православный символ веры (исхождение Святого Духа только от Отца).
Униатский собор в Бресте открылся 6 октября 1596 года. На нем присутствовали папские послы, представители короля, митрополит, пять из семи епископов, представители католической церкви, иезуиты, государственные деятели — воевода Николай Криштов Радзивил, канцлер ВКЛ Лев Сапега и другие духовные и светские лица. Два епископа — Гедеон Балабан (епископ Львовский) и Михаил Копысьтенский (епископ Перемышльский) унию не поддержали.
Униатский собор утвердил римский договор Патея и Терлецкого и, таким образом, уния была принята. 8 октября 1596 года в «соборной грамоте» митрополита Михаила Рогозы и епископов была изложена основная идея Брестской унии. В христианской церкви должен быть «един господарь и шафар», который бы «о порядку и о всем добром всех абмышлял». Таким хозяином «от часов апостольских» являлся Папа Римский, «едины потомок Петра святого». Это следует из «Соборов и правил святых Отец», об этом свидетельствуют и «наши Словенские писма з Греческих з стародавна преложоные». Этого же правила придерживались «Царигородские патриархове, от которых и сия страна Руская веру святую приняла». Для «спасения своего и стада словесного нам от Бога врученого» необходимо восстановить церковное единство под патронатом Римского Папы. Именно с этой миссией направились в Рим Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, которые получили санкцию римского первосвященника на союз при условии сохранения «обрядов и церемоний церквей восточных греческих и Руских». Этот союз и утвердил Брестский собор.
На соборе были отлучены от церкви Гедеон Балабан, Михаил Копысьтенский, архимандрит Киево-Печерской лавры Никифор Тур, 9 архимандритов, 16 протопопов и все остальные священники, не принявшие унии. Королю была направлена просьба снять с церковных должностей всех тех, кто отказался присоединиться к унии.
Противление унии
Параллельно с униатским
собором состоялся и
На предложение униатов
присоединиться к церковному альянсу
православными был дан
Собор обратился к королю
с просьбой санкционировать его
решение о низложении униатских
епископов, а на их место посадить
новых, избранных православными. Ключевыми
аргументами были: уния готовилась
тайно от народа группой соглашателей-
Последствия унии
Брестская уния 1596 г. ознаменовала целый период в истории Православия на беларуской земле. После завершения работы двух Брестских соборов — православного и униатского, участники которых взаимно предали друг друга анафеме, королю Сигизмунду III надлежало утвердить деяния одного из них. Разумеется, будучи активным устроителем дела Брестской унии, король принял сторону униатов и утвердил деяния их собора. Тем самым Сигизмунд признавал лишенными сана и преданными анафеме всех епископов и священнослужителей, оставшихся верными Православию. Король своим указом от 15 декабря 1596 г. призвал своих русских подданных не слушаться их и не иметь с ними общения, а признавать только перешедших в унию митрополита Михаила Рогозу и его сторонников — епископов.
Конечной целью Брестской унии являлось постепенная латинизация греко-католиков. Вопреки первоначальному обещанию короля и папы, униатские иерархи не были уравнены в правах с латинскими. Последовали ущемляющие постановления правительства, относительно исповедующих Православие ( лишение избирательного права; запрет на погребение в дневное время; а крещение, бракосочетание и последнее причастие могло совершаться только с разрешения местного католического ксендза за отдельную плату, названную им; и даже принятие специального постановления о смертной казни для всех, кто отступит от католицизма (унии)).
В результате Брестской унии 1596 года вплоть до первой половины XIX века на территории Беларуси христианская паства была разделена на принявших католическое вероучение униатов и оставшихся верными восточному учению православных.