Мифология славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Славянская мифология, совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.) По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Содержание

Ввведение
Глава 1. Представление о мире
1.1. Творение мира
1.2. Предания о небесных светилах
1.3. Легенды о сотворении первых людей
Глава 2. Божества славян и языческой Руси
2.1 Высшая мифология
2.2 Низшая мифология
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы славяноведения.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.

Леший может стать  пнем и кочкой, превратиться в зверя  и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух  леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми, - особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.

Деревенские слухи очень  настойчиво приписывают лешим страсть  к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними породы (лешачиха,), и детенышей

В стародавние времена  пастухи в начале лета заключали  с лешим договор: молоко из коров  не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется.

 

 

Заключение

Славянские мифы о  сотворении мира свидетельствуют об их понимании и восприятии мира вокруг них. Мифологический и современный  период четко разграничиваются не только во временном интервале. Но и принципиально разным отношением к ним: мифологическое время священно, а наше время воспринималось как более упрощенное. Мифологическое прошлое – целая эпоха, когда происходило первотворение, и формировались первопредметы: был добыт первый огонь, совершены первые поступки, явившиеся образцом поведения для людей последующих эпох. Что бы дать объяснение настоящему миф обращается к прошлому как к образцу, канону, идеалу.

В мифе все представления  об устройстве мира передаются в форме повествования об происхождении отдельных его элементов. Для мифологичекого сознания все, что создано сейчас есть результат первотворения. Содержание мифов воспринимается как реальность (в этом отличие мифа от сказки) и границы между вымыслом и реальностью не существует. Все события в мифах происходят как основа последующей эпохи. В мифах воплощен опыт многих поколений, соединяющий прошлое и настоящее. Поэтому этот опыт, сосредоточенный в мудрости предков и традиционных установлениях, которые воспринимались как основа существующего порядка не подлежащая проверке, и не нуждающаяся в ней.

Особенностью славянской мифологии является тесное переплетение язычества и христианства. В иерархии языческих богов и других мифологических существ высший уровень занимали боги отвечающие за наиболее важные сферы жизни: ритуальную, военную, хозяйственную т.д. в представлении язычника боги были наделены наибольшей силой и от них зависит благополучие человека.

Русская мифология –  совершенно особый мир. И хотя, из-за прихода христианства он рано утратил свои божества, положив основу двоеверию, многое удавалось сохранить в народной памяти и вере.

Список используемой литературы

  1. Гаврилов Д. А., Наговицын А. Е. Боги славян: Язычество. Традиция. — М.: Рефл-бук, 2002. — 463 с.
  2. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2000. — 526 с.
  3. Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. — М.: Вече, 2005. — 413 с.
  4. Семёнова М. В. Быт и верования древних славян. — СПб.: Азбука-классика, 2001.
  5. Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М.: АСТ, 2004. — 622 с.

 

1 Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. — М.: Вече, 2005. — 115-115с.

2 Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2000. — с.324-326

3 Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2000. — с.324-326

4 Семёнова М. В. Быт и верования древних славян. — СПб.: Азбука-классика, 2001-12с.

5 Семёнова М. В. Быт и верования древних славян. — СПб.: Азбука-классика, 2001-17с.

6 Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М.: АСТ, 2004. — 417-420 с

 


Информация о работе Мифология славян