Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:10, реферат
Монголо-татарское нашествие, походы 1237-1238 и 1240-1242 годов, без всяких сомнений можно считать глобальным бедствием для Руси. По своим масштабам разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил русский народ и нарушил нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.
ВВЕДЕНИЕ
Основная часть:
Административные механизмы ордынского владычества
Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига
Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в
первой половине XIII века
Распад Золотой Орды и возрождение Руси
Прямое воздействие монгольского завоевания
Развитие вопроса о монголах в отечественной историографии ЗАКЛЮЧЕНИЕ
сумел мобилизовать армию, с которой победил на Куликовом поле. Его сын
Василий I еще раз использовал общий призыв при подготовке к нашествию
Тамерлана. В шестнадцатом веке призыв проводили несколько раз. К тому времени
он стал известен как посоха, поскольку требуемая квота рекрутов
устанавливалась посошно.
3) на социальную сферу
Перемены, которые произошли в Восточной Руси за монгольский период в
положении социальных классов, были не столь радикальны, как изменения в
правительстве и администрации, однако они были не менее важными. Можно
сказать, что в течение монгольского периода основы старого социального
порядка – свободного общества – постепенно и настойчиво разрушались, не
задевая поначалу внешней стороны. К моменту, когда Иван III провозгласил
освобождение страны от монгольского владычества и покорил Новгород, основа
новой структуры была готова, и новый порядок, порядок прикрепленного к
службе общества, стал ясно просматриваться. Это особенно справедливо
относительно высшего класса русского общества, бояр; как ни парадоксально это
может показаться, но процесс их подчинения монарху завершился быстрее, чем
строгая регламентация жизни и закрепощение низших слоев.
Московское боярство состояло из разнообразных и разнородных элементов.
Некоторые бояре 14 и 15 вв. принадлежали к древним боярским родам Великого
княжества Владимирского, значительное количество боярских семей были
западнорусского происхождения, другие семьи наши источники относят к
польскому и литовскому происхождению (хотя их точное этническое происхождение
не всегда ясно). И, наконец, некоторые их лучших московских боярских
фамилий были монгольского или тюркского происхождения. К ним можно отнести
Вельяминовых-Зерновых, ветвями рода которых были Сабуровы и Годуновы.
Арсеньевы и Бахметевы поселились на Руси в конце четырнадцатого и в
середине пятнадцатого веков. В последующих столетиях в Москву перемещались
менее значительные татарские фамилии, внося свою лепту в формирование в
Московской Руси класса служилых князей.
В то время как основной обязанностью знати и дворянства, а также основой их
прикрепления к государству стала военная служба, горожане и крестьяне несли
тягло. Их главными обязанностями было платить налоги и отбывать трудовые
повинности, когда это требовалось государству. Консолидация тягловых
социальных классов (которые количественно составляли основную часть нации)
завершилась в течение 17 века. Продолжительный процесс начался, однако, в
монгольский период. Основным фактором на начальной стадии процесса являлась
система всеобщего налогообложения и воинской обязанности, введенная на Руси
монголами.
В период, предшествовавший монголо-татарскому игу, жители крупных городов не
платили налогов, они формировали собственное ополчение, в котором служили как
свободные горожане, а не призванные солдаты. Призыв и налогообложение,
введенные монголами, вместе с ограничением вече коренным образом изменили
статус городского класса в Восточной Руси, и после освобождения от монголов
были использованы великим князем в интересах собственного правительства.
Как известно, церковь и ее владения были освобождены правительством Золотой
Орды от налогов и других повинностей. Поэтому крестьяне на монастырских
землях несли только монастырские повинности, но не государственное тягло.
Напротив, крестьяне на других землях и платили дань, и несли воинскую
повинность. Как ни парадоксально это звучит, привилегии церкви резко
сократились после распада Золотой орды и укрепления власти великого князя
московского. Церковь теперь должна была обращаться к великому князю за
подтверждением своих льгот. Несколько великокняжеских грамот предоставили
церкви административную неприкосновенность, но обложили крестьян церковных
владений налогами. В результате к 1500 году статус монастырских крестьян
приблизился к статусу крестьян других категорий.
4) на духовную и культурную жизнь
В средневековой Руси православная христианская церковь играла главную роль в
духовной жизни нации. Таким образом, особенно после победы в Золотой Орде
ислама, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на
Русь в религиозной сфере. Косвенно, однако, монгольское завоевание влияло
на развитие русской церкви и духовную культуру самыми разными путями. Первый
удар монгольского нашествия был для церкви таким же болезненным, как и для
других сторон русской жизни и культуры. Многие выдающиеся священники, включая
самого митрополита, погибли в разрушенных городах; многие соборы, монастыри
и церкви были сожжены или разграблены; множество прихожан убито или уведено в
рабство. Киев, митрополия русской церкви, был так опустошен, что многие годы
не мог служить центром церковной администрации. Из епархий больше всех
пострадал Переславль, и епархию там закрыли.
Только после того, как Менгу-Тимур выдал русским церковным властям охранную
грамоту, церковь еще раз оказалась на твердой почве и могла постепенно
реорганизоваться; по прошествии времени в некоторых отношениях она стала
даже сильнее, чем до монгольского нашествия. И правда, руководимая греческими
митрополитами, посвященными в сан Византии, защищенная ханской грамотой,
церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой либо
иной период русской истории. Это время было также периодом, когда русская
церковь имела возможность создать мощную материальную базу для своей
деятельности. Уровень процветания, достигнутый церковью к концу первого
века монгольского владычества, поначалу чрезвычайно помог в ее духовной
деятельности.
Среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача
оказания моральной поддержки ожесточенным и озлобленным людям – от князей до
простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия – завершить
христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось
среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то
время, находилась в городах. В сельских районах христианский слой был
довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в
период монгольского ига сельское население Восточной Руси было более
основательно
духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого
народа. Большая часть митрополитов того периода проводила много времени,
путешествуя по всей Руси в попытках исправить пороки церковной администрации
и направить деятельность епископов и священников. Было организовано несколько
новых епархий, четыре в Восточной Руси, две в Западной. Количество церквей и
монастырей постоянно увеличивалось и в городах, и в сельских районах.
Согласно Ключевскому, в первое столетие монгольского периода основали
тридцать монастырей и примерно в пять раз больше - во второе. Характерной
чертой нового монастырского движения являлась инициатива молодых людей с
горячим религиозным чувством, которые, приняв монашеский сан, удалялись в
пустыни для тяжелой работы, молитв и размышлений. Несчастья монгольского
нашествия и княжеских усобиц, а также суровые условия жизни в целом
способствовали распространению подобных умонастроений. Вдохновителем
монашеского движения стал преподобный Сергий Радонежский, оказавший огромное
влияние на духовное развитие и своих современников, и последующих поколений.
Примером своей жизни, высотой своего духа Сергий поднял упавший дух родного
народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее,
в возможность победы над монгольскими захватчиками. Кроме того, новые
монастыри становились опорными пунктами крестьянской колонизации верхней
Волги и северных районов Руси.
Церковный дух нашел яркое выражение в литературе, прежде всего в поучениях
епископов и житиях святых, а также в биографиях некоторых русских князей.
Основная идея большинства этих произведений заключалась в том, что
монгольское иго- это кара Божья за грехи русского народа и что только
истинная вера может вывести русских из этого тяжелого положения. В
страданиях русских обвиняли преимущественно князей, которые истощали силы
народа своими постоянными междоусобицами. Но простые люди также обвинялись
за приверженность к пережиткам язычества и призывались покаяться и стать
христианином по духу, а не только по названию.
В целом, в русском фольклоре и литературном творчестве монгольской эпохи
можно заметить двойственное отношение к татарам. С одной стороны, - чувство
неприятия и противостояния угнетателям, с другой, - подспудная
притягательность поэзии степной жизни. Благодаря тенденции, связанной с
неприязнью, былины домонгольского времени перерабатывались в соответствии с
новой ситуацией, и название новых врагов – татар – заменило имя старых
(половцев). Одновременно создавались новые былины, исторические легенды и
песни, в которых речь шла о монгольском этапе борьбы Руси против степных
народов. Разрушение Киева Батыем и набеги Ногая на Русь служили темами для
современного русского фольклора. Притеснение татарами Твери и восстание
тверичей 1327 года не только было вписано в летописи, но и со всей
очевидностью составило основу новой исторической песни. Битва на Куликовом
поле, конечно же, стала
сюжетом для множества
фрагменты которых использовались летописцами, а позднее записывались
полностью. Слагатели былин домонгольского периода чувствовали особую
притягательную силу и поэзию степной жизни и военных походов. Та же поэтика
чувствуется и в произведениях более позднего периода. Даже в патриотических
сказаниях о поле Куликовом доблесть татарского витязя. вызов которого принял
монах Пересвет, изображена с несомненным восхищением. В домонгольских русских
былинах есть близкие параллели с ранними иранскими и тюркскими героическими
песнями. В монгольскую эпоху на русский фольклор также оказывали влияние
«татарские» (монгольские и тюркские) поэтические образы и темы. Посредниками
в знакомстве русских с татарской героической поэзией были, возможно, русские
солдаты, которых набирали в монгольские армии. Да и татары, осевшие на Руси,
тоже внесли свои национальные мотивы в русский фольклор.
Обогащение русского языка словами и понятиями, заимствованными из
монгольского и тюркского языков, или из персидского и арабского (через
тюркский), стало еще одним аспектом культурного интеграционного процесса. К
1450 году татарский язык стал модным при дворе великого князя Василия II
Московского, что вызывало сильное негодование со стороны многих его
противников. Василия обвиняли не только в чрезмерной любви к татарам, но и
Информация о работе Монголо-Татарское нашествие Иго или Симбиоз?