Народная библиотека: понятие в контексте социокультурной динамики и механизмы возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Подготовка и проведение реформ 1860-х годов вызвала к жизни коренные изменения в сфере библиотечного дела провинциальной России. Атмосфера всеобщего подъема пробудила просветительский энтузиазм в сфере интеллигенции и послужила причиной появления первых общественных библиотек. Во многом этому способствовала позиция правительства. В 1865 году Александр II утвердил новый «Устав о цензуре и печати». Право на устройство публичных платных библиотек получили частные лица, «Акционерные компании» и товарищества». Для этого требовалось согласие губернатора и министра внутренних дел. Последний мог утвердить или отклонить устав библиотеки. Финансирование общественных библиотек складывалось из пожертвований, ассигнований со стороны местных органов самоуправления и платы за чтение, которая, как правило, была достаточно велика и ограничивала круг посетителей обеспеченными слоями населения.

Вложенные файлы: 1 файл

народная.doc

— 76.37 Кб (Скачать файл)

Народная  библиотека: понятие в контексте социокультурной динамики и механизмы возникновения

Словосочетание «народные библиотеки» обозначало до революции несколько категорий библиотечных явлений, имевших много общего. Главным критерием при их характеристике следует считать бесплатность.

Подготовка и проведение реформ 1860-х годов вызвала к жизни коренные изменения в сфере библиотечного дела провинциальной России. Атмосфера всеобщего подъема пробудила просветительский энтузиазм в сфере интеллигенции и послужила причиной появления первых общественных библиотек. Во многом этому способствовала позиция правительства. В 1865 году Александр II утвердил новый «Устав о цензуре и печати». Право на устройство публичных платных библиотек получили частные лица, «Акционерные компании» и товарищества». Для этого требовалось согласие губернатора и министра внутренних дел. Последний мог утвердить или отклонить устав библиотеки. Финансирование общественных библиотек складывалось из пожертвований, ассигнований со стороны местных органов самоуправления и платы за чтение, которая, как правило, была достаточно велика и ограничивала круг посетителей обеспеченными слоями населения.

В марте 1876 года появилась общедоступная библиотека в Бугуруслане. На момент открытия в ней насчитывалось всего 400 томов. О первом периоде её истории сведений очень мало. Известно лишь, что годовая плата за пользование литературой составляла 3 рубля. В 1881 году Бугуруслан сильно пострадал от пожара. Библиотека «...вся почти дотла сгорела, и только благодаря пожертвованиям местной публики её удалось восстановить.

Значительный вклад в дело возрождения библиотеки внёс И.В.С еребряков - содержатель книжного магазина и типографии. К 1908 году она обслуживала 100 человек из 14800 жителей города. Фонд включал 2500 томов книг. Книговыдача составляла 4600 томов ежегодно. Развитие библиотеки субсидировали органы городской власти.

После убийства императора Александра II (1881) правительственный контроль за чтением городской публики значительно усилился. Появился «Алфавитный список произведений печати, которые на основании Высочайшего повеления, 5-го января 1884 года, не должны быть допускаемы к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях».

Опыт первых общественных библиотек, открытых на территории России в пореформенный период, показал, что частные пожертвования и временные ассигнования из бюджета земских управ явно недостаточно для их полноценного развития. Требовались постоянные источники финансирования. Только они могли обеспечить обновляемость фондов, актуальность и новизну литературы, предлагаемой для читательской аудитории. В противном случае, общественные библиотеки были вынуждены прозябать в забвении, лишь изредка привлекая публику новыми газетами и литературными журналами. Качественно новый этап в их истории, начавшийся в 1890-е годы, был связан с реформой городских общественных управлений. «Городовое положение» 1892 года, в отличие от предыдущего, ограничило социальную базу городских дум и городских управ путем введения высокого имущественного ценза, подчинило их казенной администрации. Преобладание среди гласных дворян и существенное расширение круга решаемых проблем привели к тому, что программы культурных преобразований стали осуществляться более продумано. Общественные библиотеки, дотянувшие до выхода нового положения, получили поддержку городских бюджетов и, благодаря регулярному финансированию, стали крупными центрами региональной культуры и просвещения, объединив вокруг себя лучших представителей местной интеллигенции.

 

Юридическая история народных библиотек началась 15 мая 1890 года, когда вышли «Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора за ними». Согласно правилам, народные библиотеки могли устраивать все желающие: волостные правления, земства, городские общества, общественные организации, государственные и ведомственные учреждения, частные лица. Они ориентировались на  обслуживание низших слоев населения: крестьян, рабочих, мелких служащих. Книговыдача производилась бесплатно. Если библиотека имела помещение, специально предназначенное для чтения, то она именовалась народной библиотекой-читальней. Если практиковалась выдача книг и периодики на дом без права читать на месте, то народной библиотекой. Кроме библиотекаря, сторона -организатор должна была назначить ответственное лицо.

Кандидатура ответственного лица утверждалась губернатором. Поскольку речь шла об идеологическом здоровье самых многочисленных и малообразованных слоев населения, каждая народная библиотека попадала под перекрёстный надзор двух ведомств - Министерства народного просвещения и Святейшего Синода. Особый отдел Учёного комитета Министерства народного просвещения, должен был рассматривать круг книг и периодических изданий, выпущенных в стране, с целью рекомендации наиболее полезных в народные библиотеки.. «Разрешительный» каталог с самого начала поставил новые учреждения в жёсткие законодательные рамки. То, что ему не соответствовало, из фонда следовало удалить.     Для народных библиотек, основанных до 1888-1890 годов, это решение стало настоящим ударом. Уже сложившиеся фонды были подвергнуты чистке. Кроме каталога, участие Министерства народного просвещения в деятельности народных библиотек проявлялось в присутствии специального надзирающего лица - учителя ближайшего училища. Он назначался губернатором по согласованию с попечителем учебного округа. 

Кандидатура второго надзирающего лица - из священнослужителей - предлагалась архиереем и также утверждалась попечителем учебного округа. Вообще фигура губернатора в деле открытия любой народной библиотеки была главной. Именно он принимал окончательное решение об открытии народной библиотеки, отклонял или утверждал прошения частных лиц и организаций, уставы, журналы дум и тому подобные документы.

Существенный вклад в организацию библиотек-читален для народа внесли попечительства народной трезвости. После введения казённой монополии на продажу вина (1894) они появились во всех губерниях Российской империи. Распространённое в крестьянском сословии пьянство правительство попыталось искоренить с помощью культурных мероприятий. Попечительства о народной трезвости были государственными структурами и финансировались из бюджета.

Библиотеки Попечительств о народной трезвости (губернских, уездных и городских) считались официальными, поэтому для комплектования фондов составляли свои каталоги, иногда сильно расходившиеся с министерскими.

В губернии попечительства о народной трезвости появились в 1894 году, сразу же после введения устава о монополии. Центральное положение занимал губернский комитет, ему подчинялись уездные и городские комитеты. Губернский комитет возглавлял губернатор и правящий архиерей. Деятельность попечительств продолжалась вплоть до революции. Она была многогранна и охватывала различные сферы культурной жизни. На средства комитетов устраивались народные чтения, народные библиотеки-читальни, чайные, столовые, публичные лекции, театральные представления, народные дома, приюты, ночлежки, книжные склады, певчие хоры.

Большой популярностью пользовалась народная библиотека-читальня в Бугуруслане, открытая 15 августа 1897 года. Настоящий ажиотаж наблюдался в период Русско-японской войны. Горожане стремились узнать свежие новости о событиях на востоке. По сведениям 1904 года, библиотеку посетило более 16 тысяч человек (на 6 тысяч больше, чем в предыдущем году) при книговыдаче 15 065 экземпляров. Она располагалась в отдельном здании. Три комнаты занимала сама библиотека. В двух комнатах жила библиотекарь - учитель городского училища А. А. Дегтярёва. При библиотеке работал музей, находившийся в специально сделанной пристройке.

Надзор за деятельностью библиотеки осуществлял священник А.Смирнов и учитель-инспектор городского училища Л.И.Тихонравов.

Рабочий день библиотеки начинался в 12.00 и заканчивался в 20.00. В воскресенье и праздничные дни обслуживание не производилось. Накануне праздников библиотека работала до 6 часов. Для записи было достаточно поручительства одного из членов комитета или лица, известного заведующему. Библиотекой широко пользовались педагоги и учащиеся церковно-приходских школ, Ольгинского приюта, начальных училищ и гимназии. По сословиям читатели распределялись следующим образом. Наиболее заметную группу составляли крестьяне (410) и мещане (717). Чиновников и дворян к 1 января 1905 было 160, среди читателей присутствовали лица купеческого состояния (85), представители духовенства (26) и военного сословия (6). Общее число горожан, бравших книги на дом, достигло к январю 1905 года 1 404 человек. За год до этого их было 1 285. всего в пользовании бугурусланцев было предоставлено 1 875 томов различных изданий. Конечно, составители фонда учитывали интересы читателей и обращали особое внимание на отдел словесности (1 000), литературу духовного (308) и исторического (132) содержания, сочинения по географии и этнографии (92). Была неплохая подборка работ по естественным наукам и сельскому хозяйству (139), что для земледельцев представлялось особенно актуальным.

Активное участие в библиотечном строительстве принимали городские управы. Они открывали как публичные, так и народные библиотеки. Целенаправленное финансирование библиотечной сферы со стороны городских общественных управлений началось в 1890-е годы и было обусловлено демократизацией их кадрового состава. Согласно подсчетам к 1911 году 149 городских бюджетов содержали 183 народные библиотеки и библиотеки-читальни.

Библиотеки Попечительств о народной трезвости (губернских, уездных и городских) считались официальными, поэтому для комплектования фондов составляли свои каталоги, иногда сильно расходившиеся с министерскими. Неравноправное положение народных библиотек, существенно обеднявшее их фонд и вызывавшее бурю возмущения со стороны либеральной общественности (в особенности земской), было ликвидировано 2/3 декабря 1905 года. После Всеподданнейшего доклада министра внутренних дел П. Дурново император отменил повеление о возложении на Особый отдел Учёного комитета Министерства народного просвещения функций по пересмотру каталогов народных библиотек. Это лишило правила юридической основы. Решение об их отмене принял министр внутренних дел по согласованию с министром народного просвещения и обер-прокурором Святейшего Синода.

Революция 1905 года привела к демократизации обслуживания. Народные библиотеки официально приравняли к библиотекам публичным. Они сблизились в таких аспектах, как порядок официального открытия, состав фондов, система контроля. С этого момента все народные библиотеки и библиотеки-читальни перешли в ведомство МВД, за исключением тех, которые появились в стенах учебных заведений. Независимо от принадлежности фондов они оставались собственностью Министерства народного просвещения. В 1906 году для них были выпущены особые правила - «калька» с правил о публичных библиотеках при народных училищах. В них оставались тотальный контроль над комплектованием, отрыв от учебного процесса, учитель в качестве библиотекаря и запрет на чтение литературы в помещении (т.е. читальни отсутствовали). Народная библиотека при училище могла быть одновременно учительской или ученической. Отсюда пришкольные и народно-школьные библиотеки. Их организацией занимались частные лица или общества (в том числе земства и волостные правления).

Если в 1890-е годы система библиотек отличалась организационной пестротой, то к Февральской революции в ней доминировали в качестве учредителей земства (губернские и уездные), попечительства о народной трезвости (губернские, уездные, городские), а также городские управы. Благодаря регулярному финансированию сформировали автономные сети, которые включали некоторые из библиотек, ранее открытых частными лицами и просветительными обществами.

 Территориальная плотность народных библиотек по губерниям зависела во многом от постановки образования на местах и активности земских структур.

До выхода правил 1890 года этот вид библиотечных учреждений встречался довольно редко, так как сельское население России оставалось в массе своей неграмотным. Крестьяне довольствовались лубочными картинками, не требовавшими особых познаний.

Большое значение имела земская реформа 1864 года. По ней целый ряд сфер общественной жизни в губерниях перешёл под юрисдикцию земских собраний и земских управ (губернских и земств). Они ведали дорогами, аптеками, призрением, благотворительными и общественными заведениями, обеспечивали устройство школ. Народные библиотеки были тесно связаны с системой образования. Крестьянская молодёжь, отучившись в земской или церковноприходской школе, быстро забывала навыки грамоты. И только систематическое чтение и самообразование могли эти навыки закрепить. Поэтому развитие учреждений школьного и внешкольного образования шло параллельно друг другу. В 1894 году благодаря финансовой поддержке «Санкт-Петербургского комитета грамотности», собравшего для этих целей 34 тысячи рублей, народные библиотеки и библиотеки-читальни получили широкое распространение на всей территории империи. Правительство очень болезненно отнеслось к просветительной деятельности комитета и признало её «вредной». Уже в 1896 году комитет передали в Министерство народного просвещения и, в конце концов, ликвидировали. Степень участия губернских земских управ в библиотечном строительстве поначалу была минимальна. В 24 губерниях она ограничивалась пособиями в пользу уездных земских управ. 10 губернских земств, уездные управы в народно-библиотечной сфере не поддерживали вовсе вплоть до 1900 года. Несмотря на это система земских библиотек России быстро росла. В 1898 году земства содержали 3 002 библиотеки и библиотеки-читальни. Спустя шесть лет (1904) их численность возросла до 4,5 тысячи.

Довольно часто организацией народных библиотек-читален занимались сами крестьяне.

После февраля 1917 года начался распад системы дореволюционных библиотек, когда в Городской  музей начали свозить мебель, документы и книги эмигрировавших владельцев и упразднённых организаций. Музей занялся «...свозкой со всех мест других ценных архивов и библиотек, а также собиранием и перевозкой других ценных для музея предметов». В этом направлении музей успешно проработал несколько лет, разделяя поле деятельности с Подотделом по охране культурных ценностей ГубОНО, Центральной публичной библиотекой и Самарским университетом.

Так, 12 сентября 1919 года на заседании Комитета по заведованию Самарским губернским музеем был заслушан доклад П.А.Ягушинского о поездке в Бугурусланский уезд. Он сообщил, что усадьбу, принадлежавшую С.Т.Аксакову, собираются переделать в Народный дом, для чего предполагается снести несколько внутренних стен. «...Редкая библиотека интересных книг, - по словам П.А.Ягушинского, не уцелела, и на дворе этого дома можно видеть жалкие остатки валяющихся изорванных корешков от расхищенных книг».

Информация о работе Народная библиотека: понятие в контексте социокультурной динамики и механизмы возникновения