Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 21:56, контрольная работа
Целью настоящего исследования является системный анализ конституционно-правовых гарантий народовластия в современной России.
Указанная цель достигается при решении следующих задач:
Рассмотреть народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации;
Изучить единство представительной и прямой демократии;
Раскрыть конституционные гарантии народовластия в Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные методы познания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Народовластие в Российской Федерации……………………………..5
1.1.Народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.2. Единство представительной и прямой демократии……………………..10
1.3. Конституционные гарантии народовластия в Российской Федерации…13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Народовластие в Российской Федерации……………………………..5
1.1.Народовластие и основные
формы его осуществления в Российской
Федерации………………………………………………………
1.2. Единство представительной и прямой демократии……………………..10
1.3. Конституционные гарантии народовластия в Российской Федерации…13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………20
Введение
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году ознаменовало новый этап государственного развития и реформирования политико-правовой системы Российской Федерации. Провозглашение в Основном законе страны важнейших демократических ценностей - народовластия, верховенства права, приоритета прав и свобод человека и гражданина, разделения властей обусловило создание новых публичных институтов и общественных структур. Процесс демократизации охватывает все сферы общественных отношений. И сущностный принцип конституционного строя - народовластие выступает определяющим вектором в сфере политических, социально-экономических и духовно-культурных преобразований.
Одним из значимых достижений в российской конституционной практике, несомненно, явилось, признание многонационального народа России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.
Научно-теоретическое исследование сущностной основы конституционного строя народовластия ведётся на протяжении многих десятилетий.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации, охраны и защиты народовластия в Российской Федерации, и особенности их конституционно-правового регулирования.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, закрепляющие механизм реализации и обеспечения народовластия в современной России.
Целью настоящего исследования является системный анализ конституционно-правовых гарантий народовластия в современной России.
Указанная цель достигается при решении следующих задач:
Рассмотреть народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации;
Изучить единство представительной и прямой демократии;
Раскрыть конституционные гарантии народовластия в Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные методы познания.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и целью, состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Народовластие в Российской Федерации
1.1.Народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии, политическом многообразии, местном самоуправлении и свободе личности.
В Конституции РФ указывается, что носителями суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - "демократия" в переводе с древнегреческого).
Каждая из двух категорий "народ" и "власть", составляющие понятие "народовластие", сложна и требует специального рассмотрения.
Термин "народ" обычно употребляется в различных значениях. В одних случаях его используют в собирательном смысле для обозначения населения государства, жителей страны; в других - для определения самых различных форм общностей: национальной, этнической и т.п. (например, русский народ, многонациональный народ Российской Федерации); в третьих - для проведения различия между правящими кругами и другими гражданами страны. В литературе этим термином обозначается и такая этническая общность, как племя ("великое переселение народов" в смысле переселения племен в первых веках нашей эры). Есть и другие варианты использования этого термина1.
С юридической точки зрения понятие "народ" часто отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физическую субстанцию государства.
Народ - субстанция государства. "Государство есть, - писал Б.Н. Чичерин, - именно народ как единое целое"2.
В отечественной и зарубежной литературе аналогичных суждений очень много. "Думаю, - пишет Л.С. Мамут, - что их общий смысл выражу, лишь слегка переиначив предложенную мною... дефиницию: государство является публично-властной формой организации народа, в своем экономическом и социокультурном развитии достигшего стадии цивилизации"3.
Надо сказать, что раскрытие природы и форм бытия народа - труд достаточно сложный. Именно об этом свидетельствует дискуссия на семинаре "Право народов на самоопределение: идеология и практика". На семинаре указывалось, что есть расхождение в вопросе о том, как должно трактоваться понятие "народ", "нет однозначного толкования понятия "народ", "народ как субъект общественных отношений" и др.
По мнению Л.С. Мамута, коренная причина отсутствия единообразия в понимании категории "народ" состоит в том, что народ, определяемый специалистами как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей с общими относительно стабильными особенностями языка и культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксируемым в самосознании, существует во множестве разных измерений (подсистем) социального бытия.
"Каждая из таких подсистем, в которых "располагается" народ, - пишет Л.С. Мамут, - наделяет его своими собственными специфическими чертами - качествами. В нем, взятом изолированно, как бы в самом по себе, их нет и они не могут быть выведены из составляющей народ некоторой совокупности людей. Вот как раз обретение народом своеобразных качеств в результате его расположения в той или иной социальной подсистеме обусловливает наличие разных модификаций народа, наличие системы его ипостасей"4.
Есть государствоведы, которые отличают "народ" от "населения" по принципу активного участия индивидов в управлении государством. "Народом при такой градации считается масса тех людей, которые прямо и активно (пусть и в разной мере) участвуют в решении государственных дел; "население" - совокупность всех живущих в государстве людей, как имеющих право участвовать (и участвующих) в управлении государством, так и не имеющих данного права и потому не реализующих его: дети, иностранцы, недееспособные лица и др.".
Надо сказать, что "народ" и "население" - понятия, как правило, не тождественные, хотя в отдельные периоды истории они могут быть однозначны. Например, в первобытном обществе эти категории полностью совпадают.
Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая применяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны.
Такой подход к определению понятия "народ" открывал перед государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны. Все это также свидетельствует о значении определения понятия "народ" для обеспечения подлинной демократии в стране.
Конституция РФ дает основание сделать вывод о том, что народ представляет собой совокупность граждан Российской Федерации, которая обладает учредительной властью и при определенных условиях вправе ее реализовать.
В состав народа России входят исторически сложившиеся на ее территории компактно проживающие нации, и поэтому народ России в Конституции РФ именуется как "многонациональный народ".
До принятия настоящей Конституции в России господствовала конституционная формула "Полновластие советского народа", являвшаяся юридической фикцией, поскольку в любом, даже самом демократическом государстве народу не может и не должна принадлежать вся политическая власть. Во-первых, поскольку народу, живущему в стабильном цивилизованном государстве, обеспечивающем важнейшие его жизненные потребности в занятости, социальном благополучии и правовой защищенности, власть как таковая не нужна. Народ захватывает ее в случае невыполнения государством указанных функций в условиях социально-политического кризиса, результатом которого может стать социальная революция, нарушающая привычный порядок правового регулирования. Во-вторых, осуществление государственной власти требует высокопрофессиональных знаний, опыта, определенных личных качеств, которыми в совокупности обладает далеко не каждый человек. Не следует также забывать, что осуществление публичной власти предполагает и высокую меру ответственности, нести которую готов далеко не каждый человек.
В Конституции закреплена более корректная, чем прежде, формула суверенитета народа, применяемая в большинстве конституций развитых демократических государств мира, содержащая ряд элементов, требующих отдельного пояснения.
Носитель - это лицо, атрибутивно (неотъемлемо) обладающее суверенитетом, но реализующее его в строго определенных законом формах, случаях и сроки. Разумеется, исходя из принципа верховенства воли народа, он обладает значительной инициативой в выборе этих форм и полной свободой в их реализации, но в правовом государстве эти действия осуществляются в рамках и в соответствии с законом.
Единственный источник означает, что ни один орган государственной власти не может подменить своим решением свободное волеизъявление народа. Любое лицо или орган, имеющие целью совершение подобных действий, несут ответственность.
Многонациональный народ, как отмечалось выше, - это новелла данной Конституции, означающая совокупность всех граждан Российской Федерации, проживающих как на ее территории, так и за ее пределами. Очевидно, что, хотя речь идет о многонациональном народе, в условиях федеративного государства и признаваемого в России местного самоуправления суверенитет народа имеет как минимум три уровня: общегосударственный, региональный и местный. Несмотря на единство форм его реализации, один субъект волеизъявления не может подменять собой другой (например, народ в целом - принимать решение за народ (население) субъекта Федерации)5.
Все многочисленные формы волеизъявления народа делятся на две большие группы: формы непосредственной и представительной демократии.
Непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа, принятие им решения, выбор должностного лица без каких-либо посредников и последующего или предварительного утверждения или согласования этого решения.
Представительная демократия означает делегирование части принадлежащих народу властных полномочий формируемым им органам публичной власти. Речь идет именно о тех органах публичной власти, действующих на профессиональной основе, о которых шла речь выше. Термин "публичный" означает всю совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку последние не входят в систему органов государственной власти.
1.2. Единство представительной и прямой демократии
Как было ранее отмечено, представительная демократия означает делегирование части принадлежащих народу властных полномочий формируемым им органам публичной власти.
Систему публичной власти условно можно разделить на три группы органов, различающихся по способам их формирования. Первую группу образуют органы, непосредственно избираемые народом (населением): Президент Российской Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, местные представительные органы власти и главы муниципальных образований и муниципальные судьи (там, где избрание этих органов населением непосредственно предусмотрено законами субъектов Федерации).
Во вторую группу входят органы, опосредованно формируемые избирателями, т.е. когда их воля осуществляется через избранных ими представителей. К ним относятся: Совет Федерации, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, главы субъектов Федерации, органы местного самоуправления, избираемые выборными коллегиальными представительными муниципальными советами.
В третью группу входят единолично (коллегиально) назначаемые органы, формируемые выборными (непосредственно или опосредованно) органами публичной власти: судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, судьи остальных федеральных судов, Председатель Правительства Российской Федерации, министры Российской Федерации, судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, главы правительства (администрации) субъектов Российской Федерации, главы муниципальных администраций и др.