Народовластие в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является системный анализ конституционно-правовых гарантий народовластия в современной России.
Указанная цель достигается при решении следующих задач:
Рассмотреть народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации;
Изучить единство представительной и прямой демократии;
Раскрыть конституционные гарантии народовластия в Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные методы познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Народовластие в Российской Федерации……………………………..5
1.1.Народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.2. Единство представительной и прямой демократии……………………..10
1.3. Конституционные гарантии народовластия в Российской Федерации…13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

konstitutsionnoe_pravo.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

Строго говоря, в демократическом государстве все органы государственной власти, как выборные, так и назначаемые, зависят от воли избирателей. Ни один здравомыслящий выборный политик не назначит (не представит к избранию) на должность человека, который не соответствовал бы той предвыборной платформе, с которой выступило данное выборное лицо (организация). Другое дело, что в коллегиальных выборных органах публичной власти, как правило, существует политическое большинство и меньшинство (оппозиция). В силу названных причин кандидаты от оппозиции зачастую не проходят на выборные (назначаемые) должности6.

Вообще необходимо иметь в виду, что демократия даже в самой свободной стране имеет свои пределы, определяемые национально-историческими традициями, уровнем законодательного регулирования и, самое важное, уровнем политического сознания и активности граждан.

К формам непосредственной демократии относятся: выборы, референдум, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, отзыв выборных лиц по инициативе избирателей, обращения, политические забастовки, сходы граждан по месту жительства и некоторые другие акции. Их эффективность зависит от уровня политической активности граждан, адекватности правового регулирования и способности власти на ответную реакцию. Тем не менее Конституция относит из этого перечня к числу высших форм непосредственной демократии выборы и референдум. К тому есть ряд оснований. Во-первых, это наиболее "древние" из всех форм непосредственной демократии, история применения которых насчитывает несколько тысячелетий. В силу этого они относятся к числу атрибутивных форм непосредственной демократии и с той или иной степенью эффективности применяются как в демократических, так и в маскирующихся под демократические авторитарных режимах. Во-вторых, это действительно наиболее эффективные формы непосредственной демократии. Суть их состоит в следующем7.

Выборы - это способ делегирования в высшие органы публичной власти соответствующего уровня представителей данной части избирательного корпуса, называемой электоратом. Характерными признаками выборов являются периодическое их проведение и сменяемость выборных лиц. Выборы в Российской Федерации осуществляются на основе традиционных принципов: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом в действующей Конституции впервые сформулирован новый для отечественной избирательной системы принцип свободных выборов. Причина состоит в том, что на протяжении всей истории нашего государства выборы были несвободными, т.е. избиратели не имели юридической возможности в полной мере реализовать свой выбор.

Свободные выборы - это прежде всего право избирателя выбрать форму поведения: явиться или не явиться на избирательный участок. Неявка на избирательный участок, называемая абсентеизмом (от лат. absent), применительно к России означает, на наш взгляд, не уклонение от участия в избирательной кампании, а форму реагирования отечественного избирателя на отсутствие в списке претендентов устраивающего его кандидата. В известной мере это протестное голосование, в ряде случаев более эффективное, чем голосование против всех.

При явке на избирательный участок гражданин имеет право проголосовать за любого из выдвинутых кандидатов (список кандидатов), проголосовать против всех, опустить или не опустить бюллетень в урну для голосования. Закон или какое-либо лицо, находящееся на избирательном участке или за его пределами, не вправе каким-либо образом навязывать избирателю форму его волеизъявления.

Референдум при внешней схожести с выборами имеет ряд существенных отличий. Это решение, принимаемое гражданами непосредственно в форме, установленной Законом, не нуждающееся в каком-либо последующем утверждении и имеющее высшую юридическую силу по сравнению с иными нормативно-правовыми актами, принятыми органами публичной власти того же уровня.

В самом общем виде референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и консультативные. Единственным императивным референдумом, проведенным после восстановления суверенитета России в 1990 г., на федеральном уровне был референдум по настоящей Конституции. Все остальные носили консультативный характер, т.е. на основании принятого гражданами решения конкретный нормативный правовой акт принимался полномочными органами публичной власти.

 

1.3. Конституционные гарантии  народовластия в Российской Федерации

Основополагающие нормы федеральной Конституции и нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации, устанавливающие основы народовластия, можно назвать конституционными основами народовластия. Они представляют собой совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти народом как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В конституционных основах народовластия можно выделить (с известной долей условности, поскольку все нормы взаимосвязаны) три группы норм:

первая группа - общие нормы-принципы, характеризующие государственность и устанавливающие предпосылки реального народовластия;

вторая группа - нормы-принципы, основополагающие для института народовластия;

третья группа - специальные нормы, закрепляющие элементы механизма реализации высших форм народовластия8.

К общим нормам-принципам можно отнести следующие конституционные установления:

1) Россия - правовое, демократическое  государство с республиканской  формой правления;

2) человек, его права и  свободы являются высшей ценностью. Данный фундаментальный принцип предполагает, что все действия субъектов права (в том числе коллективных) должны соизмеряться с приоритетным положением человека в государстве и обществе;

3) верховенство закона. Соблюдение законов является всеобщей обязанностью, которая распространяется и на государство (в виде его органов и должностных лиц), и на гражданское общество (в виде граждан и их объединений);

4) идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность;

5) равенство субъектов права перед законом и судом.

Вторая группа конституционных норм-принципов включает в себя следующие:

1) носителем суверенитета  и единства источников власти  в Российской Федерации является ее многонациональный народ;

2) народ осуществляет  свою власть непосредственно, а  также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления;

3) высшим непосредственным  выражением власти народа является  референдум и свободные выборы;

4) граждане Российской  Федерации имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан. Объем правового регулирования нормы, закрепляющей права граждан на участие в управлении делами государства, выходит далеко за рамки обычного субъективного права, вторгаясь в пределы действия других политических прав и свобод граждан: избирательного права, права на участие в референдуме и многих других. Возможно, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Данный принцип реализуется в первую очередь посредством осуществления политических прав и свобод граждан.

Право граждан на управление делами государства есть реализация принципа народовластия. Это право раскрывается в целом ряде конкретных форм его осуществления:

местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

граждане Российской Федерации имеют право на объединения;

граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Третья группа конституционных установлений, которую мы условно определили как специальные, включает в себя нормы, закрепляющие элементы механизма реализации народовластия в России:

1) граждане Российской  Федерации имеют право избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

2) не имеют право избирать  и быть избранными граждане, признанные  судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда;

3) ссылка на наличие  федерального конституционного  закона о референдуме Российской Федерации, специальных федеральных законов о порядке выборов Президента Российской Федерации и о порядке формирования Совета Федерации и выборах депутатов Государственной Думы;

4) обязанность Президента  Российской Федерации назначить референдум;

5) отсутствие права назначить  референдум у временно исполняющего  обязанности Президента Российской Федерации;

6) обязанность Президента  Российской Федерации назначить выборы Государственной Думы;

7) установление гарантий  проведения выборов: выборы Президента  Российской Федерации должны  состояться не позднее трех  месяцев с момента досрочного  прекращения исполнения полномочий  в случае его отставки, стойкой  неспособности по состоянию здоровья  осуществлять принадлежащие ему  полномочия или отрешения от должности; в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска;

8) обязанность Совета  Федерации назначить выборы Президента Российской Федерации;

9) закрепление принципов  выборов Президента Российской  Федерации: на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании;

10) установление избирательных цензов.

Современный этап развития форм непосредственной демократии России является составной неотъемлемой частью общей государственной политики по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства о референдуме с учетом как отечественных традиций и опыта, так и международных стандартов в осуществлении законодательного регулирования и проведения демократических выборов и референдумов. В Российской Федерации за короткий период создано современное избирательное законодательство и законодательство о референдуме, соответствующее международным избирательным стандартам и отвечающее основным гражданским и политическим правам и свободам человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются непосредственная и представительная демократии.

Непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа, принятие им решения, выбор должностного лица без каких-либо посредников и последующего или предварительного утверждения или согласования этого решения.

Представительная демократия означает делегирование части принадлежащих народу властных полномочий формируемым им органам публичной власти. Речь идет именно о тех органах публичной власти, действующих на профессиональной основе, о которых шла речь выше. Термин "публичный" означает всю совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку последние не входят в систему органов государственной власти.

Информация о работе Народовластие в Российской Федерации