Некоторые аспекты новейшей истории Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:50, реферат

Краткое описание

Французская Республика - одна из самых высокоразвитых стран современного мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, центр мировой и европейской культуры. В реферате ограниченного объема невозможно отразить все аспекты истории, политики, экономики и культуры Франции. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Но прежде необходимо привести некоторые общие сведения.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

18 августа 1944 г. в Париже  началось восстание против гитлеровской  оккупации. Восстание возглавляли  “Свободная Франция” и Французская  коммунистическая партия (ФКП). 25 августа  восстание завершилось победой.  Немецкий комендант Парижа был  взят в плен.  Только убедившись  в том, что де Голль обладает  реальной властью во Франции  и твердо стоит за сохранение  буржуазного государства, правительства  Англии и Франции оказали ему  поддержку. 23 октября 1944 г. Временное  правительство де Голля было  признано одновременно тремя  великими державами (СССР, США,  Англией). Советское правительство  пригласило де Голля в СССР. Переговоры в Москве начались 2 декабря. В первой же беседе  с И.В. Сталиным де Голль  сказал: “В сущности, причиной несчастий, постигших Францию, было то, что Франция не была с Россией, не имела с ней соглашения, не имела эффективного договора”. Во время переговоров де Голль неоднократно затрагивал важнейший вопрос о большой роли союзов в целях предотвращения агрессии Германии и, особенно, о роли союза СССР и Франции. Переговоры закончились подписанием договора о союзе и взаимопонимании между СССР и Французской Республикой.

 

 

”Постылая” республика и теневой кабинет

С момента провозглашения Временного правительства Франции  в стране установился так называемый Временный режим. Франция не имела  конституции, которая была уничтожена вишистским режимом. Поэтому в стране развернулась, как тогда характеризовали, “битва за конституцию” и “битва  за производство”, то есть за восстановление экономики страны. Определилась новая расстановка сил в капиталистическом мире, характеризовавшаяся значительным ослаблением позиции Франции. Англия и США продолжали в отношении Франции политическую линию, направленную на ее подчинение.

 Кроме того, в результате  войны в стране произошло резкое  обострение политической борьбы. На первый план политической  жизни вышли три крупнейшие  партии: ФКП, социалистическая партия (СФИО) и буржуазное Народно-республиканское  движение (МРП). Все они по своему  видели государственное устройство  Франции. Свой план был и  у де Голля. Он хотел создать  новое государственное устройство  страны, заключающееся в практически  неограниченной президентской власти. Это было необходимо для решения  неотложных экономических и социальных  вопросов. 21 октября 1945 г. состоялся  референдум по вопросу о власти  и одновременно выборы в Учредительное  Собрание. План де Голля не  прошел. Большинство в Собрании  получили вышеупомянутые партии. Собрание избрало главой правительства  де Голля с условием, чтобы  оно было сформировано из представителей  трех партий. Однако это его  не устроило и 20 января 1946 г.  он ушел в отставку. В октябре  1946 г. была принята конституция  Четвертой республики, которая официально  начала существовать с этого момента.

Положение Франции продолжало оставаться непростым. Она вынуждена  была прибегнуть к экономической  помощи США. Премьер-министр Блюм во время переговоров в Вашингтоне заявил: “Помогите нам, иначе коммунизм  победит во Франции”. С самого начала существования Четвертой республики ее внутренняя и внешняя политика отличалась нестабильностью, несамостоятельностью, отказом от защиты важнейших национальных интересов.  В составе очень часто сменявших друг друга правительств в основном были представители трех партий: социалистов, радикалов и МРП (коммунисты были удалены из правительства в 1947 г.). Эти правительства объявляли о своей политике так называемой “третьей силы”, то есть направленной одновременно против коммунистов и де Голля с его сторонниками. Республика не имела массовой поддержки, и не случайно в своей книге, посвященной истории Четвертой республики, известный политолог Ж. Барсалу назвал ее словом: “Постылая”.

Следует отметить, что после  своей отставки де Голль продолжал  принимать активное участие в  политической жизни страны. Практически  все это время он готовился  к возвращению к власти и даже создал из числа ближайших соратников свой “теневой кабинет” наподобие  кабинетов английских оппозиционных  партий. В истории политической жизни  Франции подобных случаев не было. Но де Голль всегда предусматривал свое возвращение к власти только законным путем. Именно в этих целях он и создал свою политическую партию. В течение нескольких лет де Голль вел решительную методическую борьбу против Четвертой республики, надеясь, что его партия получит решающее число депутатских мест на парламентских выборах 1951 г. и законную возможность создать новую Республику. Но этого не произошло. И де Голль с тем же упорством продолжал борьбу в обстановке еще более осложнившейся для Четвертой республики в связи с бурным процессом распада французской колониальной империи.

Франция значительно более  других колониальных держав оказалась  затронутой процессом кризиса, а  затем и распада своей колониальной империи. Начиная с войны во Вьетнаме, которая проходила с 1946 по 1954 гг., колониальные войны Франции по существу не прекращались, становясь постоянным фактором кризисного состояния внутренней и внешней жизни страны. Но особенно важное значение имела война в Алжире, именно с ней и колониальной проблемой вообще было тесно связано и падение Четвертой республики, и возвращение к власти генерала де Голля.

На 9,5 миллионов жителей  Алжира миллион составляли французы, обладавшие крупноземельными высокотоварными хозяйствами. Именно они, как и определенная часть французской буржуазии, представляли собой тот социальный слой правящих кругов Четвертой республики, чье материальное благополучие были связаны с эксплуатацией колониальной империи. Именно они диктовали правительству политику в колониальном вопросе, предусматривавшую военное подавление национально-освободительных движений.  Однако такая политика не находила поддержки в массах французов.

Видя бессилие правительств Четвертой республики решить стоявшие перед Францией проблемы, все слои буржуазии, хотя и по разным причинам, желали ее падения. Но именно ультраколониалисты, убедившись в неспособности республики справиться с колониальной проблемой в требуемом ими духе, приняли конкретные меры к ее низвержению. Это совпало с недовольством политикой правительств, уже давно высказывавшимся трудящимися. Начался социально-политический кризис Четвертой республики. Всеобщее недовольство показали досрочные парламентские выборы 2 января 1956 года, давшие большой сдвиг влево. 11 миллионов голосов избирателей в пользу левых партий, главной из которых была ФКП, доказали стремление французского народа к изменению политики страны.

Сформированное в конце  января правительство социалиста Ги Молле первоначально осуществило некоторые прогрессивные социальные реформы, в частности, введение трехнедельных оплачиваемых отпусков, расширение сети бесплатного образования, некоторое налаживание вконец испорченных за последние годы франко-советских отношений. Однако в главном в то время вопросе - проблеме Алжира - Ги Молле сразу капитулировал перед колониалистскими кругами. Осенью 1956 г. его правительство предприняло агрессивное нападение на Египет, рассчитывая тем самым разрешить алжирскую проблему.

Кризис Четвертой республики усиливался, а после отставки правительства  Ги Молле в мае 1957 г. и наступившей крайней неуверенности последующих эфемерных кабинетов приобрел угрожающий характер.

 

 

Подготовка смены режима

В правящих кругах строились  различные планы ликвидации Четвертой  республики и создания нового режима. Единственным крупным политическим деятелем, который не только не скомпрометировал себя в годы второй мировой войны, но завоевал себе большой авторитет, был овеян патриотической славой, выступал в качестве непримиримого  критика существующей системы, был  генерал де Голль. На важных постах в госаппарате, органах разведки и полиции у него были свои люди. Главный политический штаб, сложившийся  к началу 1956 г., состоял из нескольких человек, которые сотрудничали с  генералом еще со времен его первого  пребывания у власти. Среди них  были глава банка Ротшильдов Жорж Помпиду (будущий премьер-министр  и президент Пятой республики) и сенатор Мишель Дебре (будущий премьер).

Последний президент Четвертой  республики Рене Коти в нескольких своих публичных выступлениях осторожно выступает за “сильную власть” и пересмотр конституции.

Агония Четвертой республики наступает в мае 1958 года. 8 мая  Коти поручает сформировать очередное правительство Пфлимлену, стороннику прекращения войны в Алжире путем переговоров. На следующий день четыре генерала французской армии в Алжире обратились с телеграммой в Генеральный штаб, в которой говорилось, что армия не примирится с потерей Алжира, ибо именно так рассматривалось назначение Пфлимлена. Армия в Алжире вышла из повиновения центральным властям. 15 мая в средствах массовой информации было опубликовано заявление де Голля: “Деградация государства повлекла за собой отход колониальных народов, восстание армии, национальную рознь и потерю независимости; режим политических партий виновен в этой катастрофе, но, как и раньше, когда страна полностью доверила мне вести ее к спасению, сегодня, когда перед ней стоят новые испытания, пусть она знает, что я готов взять на себя всю полноту власти в Республике”.

Правительство Пфлимлена подало в отставку. Президент поручил де Голлю сформировать правительство. 2 июня  в Национальном собрании де Голль поставил на голосование два предложения: предоставление его правительству чрезвычайных полномочий на шестимесячный срок и предоставление конституционных полномочий. При голосовании он получил 350 голосов - за, 161 - против, в том числе все коммунисты, и 70 депутатов воздержались.  Это была окончательная победа де Голля. Он-то знал, что полученные им на 6 месяцев чрезвычайные полномочия в действительности приведут к его многолетнему пребыванию у власти. Генеральный секретарь ЦК ФКП Морис Торез отмечал: “Французская республика погибла не вследствие чрезмерной демократии, а в результате слабости, недостаточности, постоянной деградации демократии”.

Де Голль вновь возглавил  Францию на 68-м году жизни. Он пережил  множество трагедий и разочарований. Младшая его дочь Анна скончалась в 1948 году, Франция не поняла его  и отвергла после победы над Германией. Но были в его жизни и великие  моменты: руководство движением  сопротивления, дружба с Черчиллем  и Сталиным, принятие капитуляции фашистских войск во Франции.

Четыре главных направления  в деятельности де Голля ясно обозначились в период, когда он занимал пост премьер-министра формально еще  Четвертой, но фактически уже Пятой  республики. Прежде всего, урегулирование положения в Алжире, затем - разработка новой конституции. Кроме того, необходимо было решать срочные проблемы в области  экономики и внешней политики.

 

Но прежде всего необходимо было решить алжирскую проблему. 4 июня 1958 года де Голль вылетел в Алжир. Ему удалось внушить основному составу почти полумиллионной французской армии в Алжире, что ее долг - подчиняться правительству, которое он возглавляет во Франции.  В то же время, генерал тогда еще был сторонником дальнейшей колонизации Алжира.

 

Пятая республика

 

Решающее значение де Голль  придавал разработке новой конституции. 13 июня 1958 г. под его председательством  состоялось первое заседание комитета по вопросам конституции. Вскоре ее текст  был подготовлен. Он полностью отражал  стремление де Голля к сильной  президентской власти. 4 сентября текст  конституции был опубликован, а 28 сентября проходил референдум по вопросу: “Одобряете ли вы конституцию, предложенную вам правительством республики?”. Из числа зарегистрированных во Франции 45 840 000 избирателей приняло участие  в голосовании 36 894 000 человек. Положительный  ответ дали 31 066 500 избирателей. Де Голль  торжествовал победу.

Конституция 1958 года относится  к наименее демократичным из 18 конституций Франции. Хотя в ней говорится. что суверенитет принадлежит народу, власть президента почти не ограничена, роль парламента резко снижена, поскольку Национальное собрание не имеет право контролировать правительство и назначать его.  На 30 ноября 1958 г. были назначены выборы в парламент. Партия де Голля одержала решительную победу. До окончательного становления новой республики оставалось избрать только ее президента, выборы которого состоялись 21 декабря. Де Голль получил 78, 5%, кандидат ФКП Жорж Марран 13%. Это была бесспорная победа де Голля. В его распоряжении теперь имелось 7 лет президентского срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика по всем азимутам

 

Фактическое возникновение  Пятой республики с июня 1958 г. сопровождалось существенным изменением внешнеполитического  курса страны. Несмотря на то что конституция 1958 г. не содержит соответствующих положений, фактически внешняя политика Франции стала сферой деятельности исключительно президента. Внешняя политика страны не обсуждалась в правительстве и даже самые важные решения в этой области принимались без одобрения парламента.

Внешнеполитические концепции  де Голля в основном сложились  в годы второй мировой войны и  в период Четвертой республики. В  основе внешнеполитической доктрины лежат  три основных принципа: национальная независимость, самостоятельная и  независимая национальная оборона, свободная система союзов с учетом существующих международных отношений. Принцип независимости включает в себя защиту суверенитета страны в лице ее сильного государства, достижение ранга и величия, а также приоритет  нации над идеологией. Принцип  независимости национальной обороны  включает мощную экономику, ядерное  оружие и развитие оборонной промышленности. Принцип свободной системы союзов предусматривает особое значение Европы и роли в ней Франции, необходимость  независимости Европы от США, сотрудничество со странами социалистической системы, а также разрядку международной напряженности.

Де Голль был полон  решимости вернуть Франции ее международную роль. Он был убежден, что это станет возможным только в том случае, если Франция будет проводить самостоятельную и независимую политику.  Однако существование НАТО, в свое время оправданное, как полагал де Голль, обстоятельствами, теперь лишало Францию независимости, поскольку НАТО - это такая система безопасности, которая предоставляет Вашингтону возможность распоряжаться обороной, а следовательно политикой и даже территорией своих союзников. Исходя из этих соображений, де Голль намерен был вывести Францию из военной организации НАТО, установить с каждым государством Восточного блока, и в первую очередь с СССР, отношения, нацеленные на разрядку напряженности, аналогично поступить с Китаем, снабдить Францию мощным ядерным оружием, чтобы никто не мог напасть на нее, не рискуя получить в ответ сокрушительный удар.

 

Де Голль предпринял хитрый шаг. 17 сентября 1958 г. он направил меморандум  американскому и британскому  правительствам. В меморандуме указывалось, что организация подлинной системы  коллективной безопасности требует  ее распространения на весь земной шар, а не ограничения лишь сектором Северной Атлантики. Франция требовала  участия в принятии политических и стратегических решений НАТО. Одновременно в меморандуме выдвигалось требование восстановить контроль Франции над  ее собственными вооруженными силами, переданными в свое время в  распоряжение НАТО, и не принимать  без Франции решения о применении ядерного оружия в случае возникновения большого военного конфликта.

Информация о работе Некоторые аспекты новейшей истории Франции