Некоторые аспекты новейшей истории Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:50, реферат

Краткое описание

Французская Республика - одна из самых высокоразвитых стран современного мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, центр мировой и европейской культуры. В реферате ограниченного объема невозможно отразить все аспекты истории, политики, экономики и культуры Франции. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Но прежде необходимо привести некоторые общие сведения.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

Де Голль был заведомо уверен в отрицательном ответе на этот меморандум. Так оно и получилось. 7 ноября в заявлении госсекретаря США Даллеса предложение де Голля  о реорганизации НАТО было отвергнуто. Министр иностранных дел Кув де Мюрвиль писал позже: “Никто не строил себе иллюзий по этому поводу, но этот меморандум открыто объявлял о политике, которая в течение последующих лет станет политикой Франции в отношении НАТО, политикой, диктуемой глубокими национальными интересами”.

Отрицательный ответ дал  основание де Голлю принять решение  об ускорении работ по созданию собственных  ударных ядерных сил. Превращение  Франции в ядерную державу  дало ей возможность взять на себя инициативу в борьбе за предоставление Западной Европе более значительного  места в мире и освобождения ее от диктата США.

Деятельность де Голля  чрезвычайно способствовала росту  экономической мощи страны, и прежде всего - развитию научно-технической  революции во всех отраслях народного  хозяйства. Когда генерал пришел к власти, экономика Франции находилась в удручающем положении. Бюджет 1958 г. не был покрыт доходами на 1200 млрд. франков, внешний долг превысил 3 млрд. долларов, золотой запас составлял всего 630 млн. долларов. Де Голль принял решение  провести подписку на заем, давший стране свыше 300 млрд. франков. Были приняты  непопулярные решения по оздоровлению экономики, затрагивающие интересы как богатых, так и простого народа. Был установлен дополнительный налог на предприятия, на предметы роскоши, подняты цены на бензин. Был девальвирован франк. Были введены меры, направленные на повышение производительности труда, повышение конкурентноспособности французских товаров.  Осуществлялась модернизация производства, началось широкое использование нефти из Алжира, строились атомные электростанции и космический центр, значительно увеличились государственные ассигнования на научно-исследовательские работы.

Особое внимание де Голль  уделял работам по созданию ядерного оружия и носителей для него. Он не хотел слышать никаких возражений против создания ударных ядерных  сил и буквально принудил парламент  принять закон об их создании, чем  вызвал возмущение многих атлантически настроенных политиков. 13 февраля 1960 г., когда на полигоне в Алжире было взорвано первое ядерное устройство, де Голль обратился с посланием к нации: “Ура, Франция! С сегодняшнего дня ты становишься более сильной и более гордой. От всего сердца благодарю тех, кто принес нам эту победу!”.

Независимая политика Франции  вызывала раздражение США и многих западноевропейских стран, особенно ФРГ. Исключая участие в похоронах  убитого в Далласе президента Дж. Кеннеди в ноябре 1963 г., де Голль  ни разу не посетил США с официальным  визитом. В американской прессе было много статей антифранцузской и  антидеголлевской ориентации. Американцев не устраивала не только независимая оборонная политика Франции, но и ее отношения с СССР и странами третьего мира. Германия, являясь в то время проводником интересов США в Западной Европе, все время оказывала давление на Францию, стараясь вернуть ее “на путь истинный”. Однако де Голль не поддавался давлению и твердо шел раз и навсегда избранным путем.

 

Одной из главных задач, стоявших перед де Голлем, являлось окончательное  решение колониальной проблемы. 16 сентября 1959 г. в выступлении по радио и  телевидению де Голль сказал, что  Франция намерена вручить алжирцам судьбу Алжира. Это вызвало бурное негодование ультраколониалистов в Алжире и во Франции. 23 января 1960 г. ультраколониалисты в Алжире восстали. Де Голль приказал войскам подавить восстание. Часть оккупационной армии не подчинилась этому приказу, другая часть стала его выполнять. Над Францией навис призрак гражданской войны. В метрополии действовала тайная организация ОАС, объединяющая сторонников колонизации Алжира. В городах Франции прогремели взрывы, унесшие много человеческих жизней. Было  несколько попыток покушения на самого президента. Де Голль действовал решительно и жестко. В Алжир были посланы верные правительству офицеры, чтобы заменить мятежников.  Генерал решил апеллировать к народу. 8 января 1961 г. прошел референдум по алжирскому вопросу. 75 процентов голосовавших одобрили принцип самоопределения Алжира. Это дало де Голлю легитимную возможность провозгласить независимость Алжира. Тем не менее, 23 апреля вспыхнуло еще одно восстание с целью сместить де Голля. Заговорщики планировали высадить в Париже десант парашютистов из Алжира. Франция пережила страшные минуты. Однако верные правительству войска подавили мятеж. Руководители заговорщиков либо бежали из страны, либо были арестованы.             Предоставив Алжиру независимость, де Голль позаботился о сохранении за Францией крупных капиталовложений в разведку, добычу и доставку сахарской нефти, а также закреплении за Францией созданных в Сахаре полигонов для ядерных и космических испытаний.

 

Важное значение де Голль придавал развитию отношений с СССР. Отношения с нашей страной де Голль рассматривал как противовес постоянному давлению со стороны США, Англии и ФРГ. Кроме того, он был убежден, что опыт истории, включая вторую мировую войну,  каждый раз диктует необходимость сближения между Францией и Россией. Пятая республика первой из великих стран капиталистического мира перешла от политики конфронтации к политике сотрудничества с СССР. Тема отношений Франции с СССР и Россией может быть темой специального реферата.

 

 

Река времени течет  неумолимо

 

Самостоятельная, активная, независимая внешняя политика президента де Голля подвергалась яростным нападкам со стороны правых буржуазных партий, но также и социалистической партии Франции. Все противники де Голля  надеялись, что после неудачных  попыток покушений на него и провала  расчетов на его политическую дискредитацию, он завершит выполнение своих функций  в связи с окончанием президентских  полномочий. Заканчивался 1965 год, последний  год его мандата. Печать усиленно муссировала тему его преклонного  возраста и обсуждала кандидатуры  его наследников. Де Голль не обнародовал  своих планов, но иногда подшучивал над своим возрастом. Например, в беседе с одним оппозиционным журналистом он сказал: “Я чувствую себя неплохо, но не беспокойтесь, когда-нибудь я обязательно умру”.

 

В это время соцпартия  уже начала свою предвыборную кампанию, выдвинув на пост президента Гастона  Деффера. Оппозиция справа готовила своих кандидатов. Наконец, 24 октября 1965 г. генерал объявил французам, что решил еще раз просить их доверия, выставляя свою кандидатуру на пост президента.

 

Получив 19 декабря 1965 г., во втором туре выборов, 54,5% голосов, генерал де Голль 8 января 1966 г. вторично официально вступил в должность, чтобы продолжать выбранный курс.

 

Ограниченный объем реферата не позволяет подробно осветить деятельность де Голля  в течение второго  срока. Остановимся на событиях, предшествующих его уходу.

 

Шел бурный и переломный 1968 г. Страна была охвачена студенческими  волнениями. Ухудшение экономического положения вызвало волну забастовок. 13 мая началась всеобщая забастовка и массовая демонстрация в Париже и в тот же день студенты захватили  Сорбонну. Оппозиция естественно  воспользовалась создавшейся ситуацией  и усилила атаки на президента. Ситуация была весьма накаленной, некоторые  источники утверждают, что готовился  военный переворот. В этих условиях де Голль пошел на значительные уступки  левым силам (соцпартии и ФКП). 11 октября Национальное собрание приняло  представленный правительством закон  о реформе системы образования. Чуть позже был принят закон о  расширении прав профсоюзов на предприятиях. Был принят ряд мер, направленных на приспособление французской экономики  к условиям международной конкуренции.

 

На 27 апреля 1969 г. был назначен референдум по вопросу о перестройке  системы административно-территориального деления страны и реформе сената. Де Голль рассматривал исход этого  референдума как вотум доверия  или недоверия себе, хотя прямо  этого не говорил. Понимали это и  его противники. Например, Жорж Помпиду, во время своего неофициального визита в Италию заявил, что готов выдвинуть  свою кандидатуру на возможных досрочных  президентских выборах.

 

На референдуме 52,4% голосовавших дали отрицательный ответ. Получив неодобрение народа, де Голль счел целесообразным отойти от власти, хотя с формальной точки зрения отрицательный ответ на референдуме совсем не предусматривал отставки президента. В конверте, переданном им премьер-министру Кув де Мюрвилю 28 апреля 1969 г., лежало следующее заявление де Голля: “Я прекращаю выполнение обязанностей президента республики. Это решение вступает в силу сегодня в полдень”.

 

10 мая де Голль как  частное лицо вылетел в Ирландию. Он не хотел находиться во  Франции во время выборов второго  президента созданной им Пятой  республики. 15 июня генерал отправил  поздравительную телеграмму избранному  президентом Жоржу Помпиду и  с тех пор ни слова не  сказал о событиях во Франции.  Вернувшись в свое родовое  поместье в Коломбэ, он с упорством приступил к написанию “Мемуаров надежды”. Де Голль торопился, боясь, что ему не хватит времени написать задуманные три тома. За год он написал первый том, “Обновление”, и приступил к написанию второго - “Усилие”. Смерть 9 ноября 1970 года оборвала эту работу.

 

Создав Пятую республику, де Голль коренным образом изменил  характер государственной власти во Франции. То, что он сделал, было связано  с объективным процессом изменения  современного мира. Режим Пятой республики сохраняется до сих пор,   хотя  после   де Голля   сменилось   уже   несколько    президентов   (Помпиду,  Жискар д’ Эстен, Миттеран, сейчас Ширак). Успехи Франции во всех сферах жизни показывают, что созданная  де Голлем система жизнеспособна  и отвечает интересам Франции.

 

Де Голля неоднократно сравнивали с политическими деятелями  прошлого, например, с Наполеоном. Он никогда не соглашался с этим. Его  политика была всегда оригинальна и  самобытна и уже получила собственное  определение - голлизм.

 

 

Адмиистрация Помпиду

 

      В выборах,  проведенных после того, как де  Голль ушел в отставку, Жорж  Помпиду, премьер-министр Франции  с 1962 по 1968, был избран президентом  республики, чтобы продолжить курс  своего предшественника. В иностранных  делах он продолжил акцент  де Голля на независимость  Франции от противостояния двух  супердержав: США и СССР. Он  продолжил близкое сотрудничество  с Западной Германией, пытался  поддерживать дружественные отношения  с прежними французскими колониями,  и укрепить общеевропейский рынок.  В стиле управления страной,  однако, он был менее властным  и более примирительным,

 

чем де Голль. Он пропустил  оппозицию своего предшественника  ко  входу в Европейское Экономическое Сообщество,  также при нем Национальное Собрание начало играть более заметную роль в формировании политики Франции.

 

В 1973 французская экономика  оказалась в затруднительном  положении в связи с введением  арабами нефтяного эмбарго, и  как следствие этого подрыва  мировой экономики. У Франции  нет значительных нефтяных месторождений, а французские угольные разрезы  уже были на грани истощения. Быстрый послевоенный промышленный рост стал стремительно замедляться, увеличилась безработица и инфляция. Но прежде, чем правительство смогло овладеть новой ситуацией, Помпиду скоропостижно скончался в апреле 1974 года.

 

Смерть Помпиду стала  неожиданностью для всех, и  политические партии были не готовы представить  свои программы и кандидатов на предстоящие  президентские выборы. Поэтому в  выборах приняло участие небольшое  количество претендентов. В первом раунде голосования Франсуа Миттеран - кандитат от соцалистов - был поддержан Коммунистической партией не меньше ,чем своей, и набрал в первом туре наибольшее число голосов,

 

но немного не дотянул  до требующегося  для  полной  победы

 

50 процентного плюс 1 голос  рубежа. В перерыве между турами  центристы и правые объединили  усилия и поддержали независимого  республиканского кандидата - Валери  Жискара д’Эстена, которому удалось с очень небольшим перевесом голосов победить Миттерана во втором туре президентских выборов.

 

   Жискар планировал  солидаризировать все центристские партии с правительством и покончить с устарелыми идеологическими конфликтами. Но партии дали резкий отпор его подвижкам на сближение,. Однако все более увеличивающийся спад экономики мешал принятию  новых социальных программ и все больше и больше беспокоил французское правительство. В 1975 индекс индустриального производства понизился в первый раз со времени окончания второй мировой войны в 1945, и число безработных превысило 900,000 человек, что на 45 процентов превысило уровень 1974 года.

 

 

Администрация Жискара-Барра

 

В августе 1976 президент Жискар представил нового премьер-министра Франции. Им стал экономист Раймонд Барр, не принадлежащий ни к одной из политических партий. Барр пообещал резко протолкнуть страну к свободной рыночной экономике и полностью покончить с трехвековым правительственным рыночным управлением. Правительство отказалось от всех средств искусственного ценового регулирования. Неблагополучные компании могли рассчитывать на получение финансовой помощи от казначейства только, если они демонстрировали способность модернизироваться и приспосабливаться к изменению рыночных условий. Помощь компаниям , неконкурентноспособным на европейском рынке, была существенно сокращена, а конкурентноспособные отрасли промышленности, применяющие высокие технологии,  поощрялись. Чтобы хоть как-то справляться с энергетическими проблемами, созданными повышающимися ценами на нефть, было ускорено строительство атомных электростанций. Ради сохранения жизненноважных для Франции источников нефти министерство иностранных дел было вынужденно занять про-арабскую позицию. Однако дальнейшее продолжение роста цены на нефть опрокинуло многие экономические расчеты Барра. Кол-во частных инвестиций, как ожидалось, не увеличивалось, внешняя торговля оставлась в дефиците, а инфляция и безработица продолжали находиться на высоком уровне.

 

 

 

Президентство Франсуа Миттерана 

 

 

      В 1981  после победы социалистов на  выборах Франсуа Миттеран сменил  Жискара на посту президента  Французской Республики и назначил  премьер-министром Пьера Моро. Заменив  многих министров из  правительства  предшественника, Миттеран с новым  кабинетом национализировали главные  банки и индустриальные фирмы,  повысили налоги, расширили социальные  пособия, увеличили число общественных  рабочих мест, отменили смертную  казнь и в значительной степени  децентрализовали префектурную  систему администрации, установленную  еще Наполеоном. В 1982 и 1983 экономический  спад и неэффективная работа  государственных предприятий на  протяжении 1982 и1983 годов вынудили  правительство девальвировать национальную  валюту. В июле 1984 Миттеран сделал  перестановки в правительстве,  но коммунисты, державшие четыре  портфеля в предыдущем кабинете, отказались участвовать в новом.  Лоран Фабиус в возрасте 37 лет стал самым молодым премьер-министром во французской истории. В 1986 , после того, как партии правого крыла одержали трудную победу на выборах в Национальное Собрание, Миттеран выдвинул нового премьер-министра-Жака Ширака, основателя консервативной Партии Объединения во имя Республики (RPR) и мэра города Парижа. В первый раз с 1958 года  противостоящие партии оказались у руля страны. На президентских выборах 1988 года Жак Ширак проиграл выборы Миттерану и потерял пост премьер-министра. Новым главой правительства стал социалист Мишель Рокар.

Информация о работе Некоторые аспекты новейшей истории Франции