Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:00, контрольная работа
Окончание гражданской войны и ослабление международной напряженности решили судьбу «военного коммунизма», сохранение которого грозило большевикам потерей власти. Решающим фактором стало отношение к Советской власти крестьян, чья лояльность и подчинение продразверстке объяснялись страхом потери своих земельных наделов в случае «белой реставрации». С исчезновением этой угрозы крестьяне стали требовать права распоряжаться землей, высказывать недовольство конфискацией излишков.
Необходимость и сущность новой экономической политики
2. Переход к НЭПу в Беларуси, его особенности и характер осуществления в промышленности и сельском хозяйстве
3. Результаты НЭПа. Сворачивание НЭПа и его причины
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Контрольная работа по предмету:
«История Беларуси»
по теме:
«Новая
экономическая политика
в Беларуси»
г. Витебск
2008 г.
План
1. Необходимость и сущность новой экономической политики
2. Переход к НЭПу в Беларуси, его особенности и характер осуществления в промышленности и сельском хозяйстве
3. Результаты НЭПа. Сворачивание НЭПа и его причины
1. Необходимость и сущность
новой экономической
политики
Первая мировая и гражданская войны привели к огромным разрушениям, экономика была доведено до крайней степени нищеты. Не было в Российской империи такой области, которая бы так сильно пострадала, как Беларусь.
Окончание
гражданской войны и ослабление
международной напряженности
Причиной тяжелейшего экономического кризиса на рубеже 1920—21 гг. были разногласия политического и экономического характера, сохранение прежних «военно-коммумистических» методов руководства при изменении экономической и политической ситуации. Встал вопрос о срочном пересмотре методов управления обществом и хозяйством.
Ответом на эти вопросы стала новая экономическая политика — НЭП, начало которой было положено на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Цель НЭПа — укрепление союза рабочего класса крестьянства, привлечение крестьян строительству социализма с использованием привычных для них средств. Сначала речь шла только об отказе от продразверстки, но с течением времени НЭП превратился в целую систему мер, рассчитанных, как тогда полагали, на переходный период от Капитализма к социализму. НЭП предусматривал:
1.
В области сельского хозяйства
— замену продразверстки
Крестьяне получили свободу выбирать форму землепользования. В сентябре 1922т. был утвержден Закон о трудовом землепользовании, по которому одинаково законными признавались артель, община, частное владение в виде отрубов или хуторов, а также комбинации этих форм землепользования. Разрешались сдача земли в аренду и использование наемного труда, причем оговаривалось, если работников можно нанимать при условии, что члены семьи также работают. Сроки аренды ограничивались. Поощрялось развитие кооперации. Роль производственных кооперативов была небольшой, а сбытовыми, снабженческими, кредитными к концу 20-х гг. было охвачено более половины всех крестьянских хозяйств.
2. В Области торговли НЭП предусматривал продажу излишков, оставшиеся у крестьянина после выплаты налога по своему усмотрению. Возврат к частной торговле был естественным итогом перевода к продналогу.
Сначала предполагалось, что излишки будут использоваться для обмена на продукты фабрично-заводской и ремесленной промышленности в рамках местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и ярмарках. Однако попытка ограничить частный обмен местными рынками или натуральным обменом была обречена на неудачу, и с мая 1921 г. гражданам и кооперативам было предоставлено право «обменивать, закупать и продавать» сельскохозяйственные продукты, которые остались посла выплаты натурального налога.
При НЭПе существовали три вида торговли: частная, кооперативная и государственная. Все они открыто конкурировали между собой. Частный торговец был наиболее активен в розничной торговле, государственные органы — в оптовой, кооперативы объединяли функции оптовых и розничных продавцов.
3.
В области финансов и кредита
НЭП предусматривал проведение
денежной реформы, автором
В 1922 г. Госбанк выпустил в обращение червонцы, которые обменивались на золото (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7,74 г чистого золота). Одновременно в 1922 и 1923 гг. были выпущены совзнаки и проведены две деноминации. По первой один рубль образца 1922 г. равнялся 10000 старых рублей, по второй — один рубль образца 1923 г. был равен 100 руб. образца 1922 г.
Первоначально червонец рассматривался не как деньги в полном смысле слова, а как особый товар. Это были кредитные деньги, выпускавшиеся для обеспечения кредитных операций. До лета 1923 г. червонец не выходил за рамки крупного оптового оборота и межбанковских расчетов, но весной-летом 1923 г. чрезмерная эмиссия его вызвала стихийное вытеснение совзнаков из оборота, и уже летом червонец проник в розничный оборот.
Эмиссия совзнаков закончилась в феврале 1924 г. Одновременно были выпущены казначейские билеты стоимостью 1, 3, 5 руб. золотом, разменная серебряная и медная монеты. В марте 1924 г. совзнаки были изъяты из оборота и выкуплены по твердому курсу: 1 рубль 1924 г. - 50 тыс. руб. совзнаков выпуска 1923 г. или 50 млрд. руб. до деноминации 1923 г. Внутри страны и за рубежом червонцы обменивались на золото и основные зарубежные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 амер. дол. = 1,94 руб.).
В 1921 г. возобновил работу Госбанк, возникли специализированные банки (Торгово-промышленный, Электробанк, Российский коммерческий, преобразованный в 1924 г. во Внешторгбанк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства и др.). Была создана также сеть коммерческих и акционерных банков, кредитовавших отдельные отрасли промышленности, конкурировавшие между собой. Одни и те же предприятия часто кредитовались в нескольких банках одновременно и имели возможность обращаться в любой банк по своему усмотрению.
В системе сбербанков были отменены все ограничения на суммы, хранившиеся на счетах частных лиц и организаций. Вклады не могли быть конфискованы и выдавались владельцам по их требованию; гарантировалась тайна вкладов.
Была
также проведена налоговая
4. В сфере промышленности под частное управление и контроль через аренду были возвращены ранее национализированные средние и мелкие промышленные предприятия, поскольку государство было не в состоянии поддерживать их рентабельность. Крупные предприятия денационализации не подлежали. При сдаче в аренду предпочтение отдавалось кооперативам, хотя не исключались частные лица и зарубежные фирмы, однако их роль была невелика. В целом в период НЭПа на долю частного сектора приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции.
Коренным
образом изменилось управление крупной
национализированной
Тресты позволили промышленности перейти на хозяйственный расчет, означавший, что предприятия после обязательных финансовых взносов в госбюджет сами распоряжались доходами от продажи продукции, использовали прибыль и покрывали затраты.
Стали
возникать синдикаты —
5. В сфере трудовых отношений была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключившие уравниловку, сняты ограничения на зарплату при росте выработки, ликвидированы трудовые армии, отменена обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену места работы. Все это развивало принцип материального стимулирования.
Таким
образом, экономический механизм в период
НЭПа базировался на использовании экономических
методов в сохранившейся административной
системе хозяйства. Начало НЭПа было положено
в сельскохозяйственной политике, задачей
которой было получение большего объема
продуктов питания; затем он получил развитие
в коммерческой политике поощрения торговли,
включая финансовую, направленную на стабилизацию
валюты; наконец, он стал промышленной
политикой, которая позволила восстановить
промышленность. НЭП стал своеобразной
попыткой интеграции в рамках единого
хозяйственного комплекса качественно
разнородных производительных сил и укладов.
Его можно рассматривать как тип многоукладной
экономики, внутренне неустойчивой по
своей природе. НЭП своеобразно уловил
общемировую тенденцию перехода к сочетанию
рыночных механизмов и государственного
регулирования. Но большевики реализовали
эту идею как бы с обратной стороны: развитые
страны шло от свободного рынка к внедрению
отдельных элементов государственного
вмешательства, а Советская власть — от
тотального госрегулирования к допущению
«капиталистических» по тогдашней терминологии
элементов. Причем политическое руководство
СССР считало основной целью НЭПа быстрое
преодоление многоукладности и создание
однородного социалистического общества.
2.
Переход к НЭПу
в Беларуси, его
особенности и
характер осуществления
в промышленности и
сельском хозяйстве
Переход к НЭПу на территории Беларуси имел ряд особенностей: полная разруха, разрыв хозяйственных связей, распыление рабочего класса, малая территория (вся восточная Беларусь находилась в составе России, БССР охватывала лишь шесть уездов Минской губернии), бандитизм.
Переход к НЭПу был достаточно длительным — со второй половины 1921 г. и до конца 1922 г. Кроме того, его введение совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. В 1921 г. крестьянство увеличило свое землепользование до 5,4 млн. дес., или на 11,4 %. Однако прирезка земли оказалась незначительной: если бы распределить ее равномерно между всеми хозяйствами, каждое из них увеличилось бы меньше чем на одну десятину. В результате средняя обеспеченность одного двора землей осталась почти прежней: до 1917 г, на один двор приходилось 8,35 дес. земли, в 1924 г. — 8,41, причем увеличение было достигнуто в основном за счет бывшей Минщины, а на Витебщине средняя обеспеченность одного двора землей сократилась почти на десятину, т.е. большинство крестьянских хозяйств земли не получили. Из национализированных частновладельческих земель только 23,3 % было передано крестьянам, остальные вошли в государственный лесной и земельный фонды, были переданы совхозам, колхозам и кооперативам.
Одним из итогов осуществления Декрета о земле явилось изменение социального состава сельского населения. Наиболее многочисленной группой стали середняцкие хозяйства с земельным наделом от 2,2 до 6,4 дес. Таких насчитывалось 65 %, им принадлежало 75 % всех посевных площадей. Одновременно сократилась численность крупных, кулацких, и мелких, бедняцких, хозяйств.
Собственниками земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада. В Земельном кодексе БССР 1923 г. право пользования землей предоставлялось всем гражданам, которые ее обрабатывали без использования наемного труда. После первого укрупнения БССР был разработан новый Земельный кодекс, введенный в действие с апреля 1926 г. Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования.