Норвегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить Королевство Норвегия в период Второй Мировой войны и в послевоенный период. Задачи:
Норвегия в период Второй Мировой войны;
Норвегия в послевоенный период;
Норвегии до Второй Мировой войны;
Норвегия в XXI веке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………..4
Норвегия во Второй мировой войне………………………………………..4
Предыстория……………………………………………………………4
Норвегия после 1945 года……………………………………………………6
Общие сведения………………………………………………………..6
Экономика……………………………………………………………...7
Внутренняя и внешняя политика…………………………………….10
Социально-экономические реформы………………………………...11
Культура Норвегии……………………………………………………11
Политическая система Норвегии…………………………………….14
Общие сведения о Норвегии………………………………………………...15
Географическое положение…………………………………………...15
Финнмарк………………………………………………………………16
Нурланн………………………………………………………………...16
Государственное устройство………………………………………….20
Вооружённые силы……………………………………………………20
Административно-территориальное деление……………………….21
Население………………………………………………………………21
Языки…………………………………………………………………...22
Религиозный состав…………………………………………………...23
Экономика Норвегии………………………………………………….23
Спорт…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Upravlenie_obrazovania_goroda_Astany_1.docx

— 192.53 Кб (Скачать файл)

1952 — Разработка плана  «Северная Норвегия»; закон об  обязательном депонировании резервов  в Банке Норвегии; заключение  Базового соглашения по сельскому  хозяйству; начало осуществления  норвежского проекта финансовой  помощи рыболовным промыслам  в Керале (Индия); отмена паспортного контроля при поездках внутри Североевропейского региона

1953 — Создание Северного  совета

1954 — Продление срока  обязательной воинской службы  в Норвегии; введение бюджетных  ориентиров для государственных  банков; создание общего северноевропейского рынка труда

1957 — На престол  восходит король Улаф V

1959 — Вводится 45-часовая  рабочая неделя; закон о 9-летнем  обязательном школьном образовании;  отмена проверки финансового  положения при предоставлении  пенсии по старости; Крестьянская  партия меняет название на  «Партию центра»

1960 — Норвегия вступает  в ЕАСТ (Европейская ассоциация  свободной торговли); отменяются  ограничения на приобретение  автомобилей; создание Банка развития  регионов; начало телевизионного  вещания в Норвегии

1961 — Введение пособий  по нетрудоспособности и выплат  для восстановления трудоспособности; создание Социалистической народной  партии

1962, ноябрь — Катастрофа  на шахте Кингс-бей на Шпицбергене

1964 — Переход городов  в ведение окружных властей;  введение четырехнедельного оплачиваемого  отпуска; принятие закона о  социальном обеспечении; заключение  Базового соглашения по рыболовству

1965 — Введение социальных  пособий для вдов и матерей-одиночек; принятие закона о финансах  и кредите; принятие закона  о планировании и жилищном  строительстве

1967 — Создание Национальной  администрации по социальному  обеспечению (Фолькетрюгден), объединяющей системы обеспечения по старости, инвалидности, пособия жертвам несчастных случаев, сиротам и одиноким матерям; с 1971 г. она занимается также пособиями по болезни, производственным травмам и безработице

1968 — Введение 42,5-часовой  рабочей недели; основание университетов  в Тромсё и Тронхейме; создание компании «Строительство для промышленного роста»

1969 — Учреждение региональных  Высших школ в Кристиансанне, Мольде и Ставангере; 9-летнее школьное обучение становится обязательным по всей стране; принятие закона о больницах, управляемых окружными властями; открытие крупных нефтяных месторождений в водах Северного моря, находящихся под юрисдикцией Норвегии (месторождение «Эко-фиск»)

1972, 25 сент. — Референдум  по вопросу о вступлении Норвегии  в ЕС: против — 53,5 % голосов,  за — 46,5 %

1973 — Возникновение  правопопулистской Партии Прогресса

1989 — Подписание между  СССР и Норвегией договора  об экологическом сотрудничестве

1990 — Введение новых  ставок налога на выброс углекислого  газа в атмосферу

1990 — Создание Нефтяного  фонда Норвегии

1991 — Кончина короля  Улафа V, вступление на престол  его сына Харальда V

1991, декабрь — Норвегия  первая признала Российскую Федерацию  как суверенное государство

1992 — Налоговая реформа  нефтегазовой отрасли

1992—1995 — Участие Норвегии  в международных акциях в бывшей  Югославии — в Боснии и Герцеговине

1994—1997 — Школьная  реформа — начало учебы в  школе с шести лет

1994 — Референдум о  вступлении Норвегии в Европейский  союз (против 52,4 %)

1995, март — Официальный  визит в Норвегии первого Президента  Российской Федерации Б.Н. Ельцина,  подписание Декларации об основах  отношений между РФ и Королевством  Норвегия

1995, май — Визит  короля Норвегии Харальда V и королевы  Сони в Россию

1999 — Создание Партии  саамского народа

1999 — Норвегии заняла  по количество пользователей  сети Интернет первое место  среди скандинавских стран.

1999 — Участие Норвегии  в акции НАТО против Югославии  в связи с событиями в Косово

2001 — Присоединение  Норвегии к Шенгенскому соглашению о визовом режиме в странах Европейского Союза

 

 

 

 

Экономика

 

Нефтегазовая  промышленность

По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и  Россией.

Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970.

Политика Норвегии в  отношении её нефтегазового комплекса  всегда отличалась прагматичностью - здесь  на деле была реализована провозглашённая  с самого начала концепция «Углеводороды  — достояние нации».

Все запасы нефти и  газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным  компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962).

В 1960-е годы Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о  морских границах.

В 1965 Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 было открыто первое большое месторождение.

В тот период у власти в стране находились социал-демократы, на практике реализовавшие свои представления  о роли государства в экономике.

В 1970 был создан специальный  правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью.

В Министерстве промышленности был создан отдел нефти, который  в 1978 был выделен в отдельное  Министерство нефти и энергетики, ответственное за формирование государственной  энергетической политики.

Оперативным управлением  и надзором занялся вновь созданный  Нефтяной директорат, а для непосредственного  участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Statoil.

Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51 % акций.

Освоение норвежского  шельфа проводилось консорциумами  с участием частных компаний и  государства, доля которого первое время  не могла быть менее 50 %. Налогообложение  нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный  взнос и специальный налог  на сверхприбыль. Позже появился ещё  один налог — на выбросы углекислого  газа.

Рост нефтяных доходов  позволил Норвегии брать внешние  займы в счёт будущих доходов  от продажи нефти и газа на поддержку  других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального  и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего  благоденствия». К 1977 внешний долг Норвегии достиг 30 % ВВП, после чего были приняты  экстренные меры по его ликвидации. В 2005 у Норвегии уже не было внешнего долга.

В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес  государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности — прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.

В 1990 в целях сохранения высокого уровня жизни населения  после неминуемого истощения  запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд.

В 1999 государство снизило  пакет акций в Norsk Hydro до 44 %.

В 2001 началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной  собственности. Госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации (была продана почти четверть пакета).

По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15% потребностей стран Евросоюза в  нефти и газе.

К 2007 было осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный нефтегазовый гигант способен составить серьёзную конкуренцию России на европейском рынке. По оценкам учёных, ресурсы норвежского континентального шельфа могут превышать прежние оценки, причём основные неразведанные запасы находятся в Баренцевом море вблизи границы с Россией. Данный район, однако, является предметом спора между Норвегией и Россией.

По данным Норвежского  нефтяного директората, общие запасы континентального шельфа страны составляют 13 млрд куб. м в нефтяном эквиваленте. Благодаря новым открытиям, объём доказанных запасов увеличился ещё на 5,2 млрд куб. м.

При высоких запасах  углеводородов до половины энергопотребности покрывается возобновимым источником — гидроэнергией.

У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость  от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50 % всего товарного экспорта, тогда как менее 15 % экспорта приходилось  на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом  всей норвежской экономики. В 2002 г. нефтегазовый сектор составил 23 % ВВП и принёс 32 % всех доходов(223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нём прямо занято более 74 тыс. чел., 3 % всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.

 

Общие сведения

 

Норвегия - развитая индустриально-аграрная страна. В 2004 г. объем ВВП вырос  на 2,4% и составил 193,2 млрд. дол. Страна лидирует по качеству жизни населения  и всем социальным параметрам, она  третий экспортёр в мире по энергоресурсам. Её поставки играют важную роль в обеспечении  нефтью и газом (св. 12%) Западной Европы. Их обеспечивают 8 магистральных нефтепроводов (совокупная длина 1271 км при общей  пропускной способности 2,93 млн барр. в сутки) и 14 газопроводов (общая длина 5534 км при совокупной пропускной способности 169,1 млрд м3 в год).

Как свидетельствует  национальная статистика, экономика  страны делится на две части: континентальную  и шельфовую. Первая — континентальная — представлена традиционными отраслями промышленности: электрометаллургической, электрохимической, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроением и другими обрабатывающими секторами. Визитной карточкой норвежской индустрии является производство морских буровых платформ и связанного с этим оборудования, поточных линий для переработки рыбы.

Подробнее...

Развитие  экономики

Экономический подъем Норвегии начался в 17 веке, когда норвежские купцы начали свободно вывозить лес  в Англию на собственных судах. Это  привело к расширению флота, усилению лесоразработок, сплава леса, созданию лесопилок и надолго закрепило  проанглийскую торговую ориентацию Норвегии.

Возникшее в древности  искусство норвежцев добывать железо из болотной руды поддерживалось в  стране вплоть до 1800-х гг. Первый металлургический завод был создан в 1750 г. в лесном районе севернее оз. Мьёса. Усиление в XVIII в. спроса на норвежскую руду, лес. суда послужило предпосылкой для увеличения в стране числа лесопилок, развития горнодобывающей промышленности и возникновения капиталистических предприятий, в первую очередь в судостроении.

Подробнее...

Внешнеэкономические связи

Доля внешней торговли в ВВП превышает 40%. В 2004 г. экс-портсоставид 122,8 млрд дол. .импорт -83 млрд дол. Основные экспортируемые товары и усдуги из Норвегии: сырая нефть и природный газ (2003 г. - 43%от общего экспорта), судоходство п транспортные услуги в нефтегазовой области, черные и цветные металлы, рыба и морепродукты. Основа норвежского импорта - продукция машиностроения и потребительские товары. Осн. внешнеторп партнеры - страны ЕС, США и Канада.

Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики  Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые  в начале 1950-х годов приходилось  до 25%, а ныне — лишь немногим более 5% стоимости экспорта. То же самое можно сказать и о продуктах лесопереработки. В самые последние годы резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам), доля которых в общей стоимости норвежского экспорта уже приблизилась к 20% и продолжает увеличиваться.

Денежно-кредитная система 

Банковская система  Норвегии, подобно банковской системе  других развитых стран с рыночной экономикой,, включает в себя три

основных группы банков:

- государственный эмиссионный, представленный Банком Норвегии (Norges Bank);

- коммерческие, находящиеся  в собственности АО и имеющие основной целью деятельности предоставление кредитов юридическим лицам;

- сберегательные, аккумулирующие  вклады физических и юридических  лиц и выдающие займы под  обеспечение.

Подробнее...  

 

 

 

Внутренняя и внешняя политика

 

С конца 1880-х — начала 1900-х гг. в стране стала создаваться, а после Второй мировой войны существенно расширилась система социального обеспечения: выплата пенсий по старости и инвалидности, пособий безработным, а также вдовам и сиротам. Эти мероприятия оплачиваются из страховых взносов работников и предпринимателей, а также за счет средств органов местного самоуправления и центральной власти.

Реализация принципов  демократии обеспечивается, кроме того, деятельностью широкого спектра  различных организаций, объединяющих своих членов по интересам. В Норвегии сложилась практика, в соответствии с которой все заинтересованные организации получают возможность  высказаться по той или иной проблеме, когда властми готовятся крупные решения. В дополнение к этому Норвегия располагает множеством избираемых на должность доверенных лиц и уполномоченных организаций, к которым граждане могут обращаться с жалобами, если им не удается решить вопрос в государственных или иных инстанциях.

Это, в частности, касается уполномоченных по обеспечению гражданских  прав населения, по защите интересов  потребителей, по вопросам соблюдения принципов равноправия. Есть также  институт уполномоченных по решению  вопросов детства, в обязанности  которого входит обеспечение интересов  детей. Если говорить о внешней политике Норвегии, то после окончания «холодной  войны» углубилось участие Норвегии в процессах мировой интернационализации  и региональной интеграции. Прежде доминировавшее «атлантическое» направление  утратило определяющую роль.

Информация о работе Норвегия