Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель: Изучить Королевство Норвегия в период Второй Мировой войны и в послевоенный период. Задачи:
Норвегия в период Второй Мировой войны;
Норвегия в послевоенный период;
Норвегии до Второй Мировой войны;
Норвегия в XXI веке.
Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………..4
Норвегия во Второй мировой войне………………………………………..4
Предыстория……………………………………………………………4
Норвегия после 1945 года……………………………………………………6
Общие сведения………………………………………………………..6
Экономика……………………………………………………………...7
Внутренняя и внешняя политика…………………………………….10
Социально-экономические реформы………………………………...11
Культура Норвегии……………………………………………………11
Политическая система Норвегии…………………………………….14
Общие сведения о Норвегии………………………………………………...15
Географическое положение…………………………………………...15
Финнмарк………………………………………………………………16
Нурланн………………………………………………………………...16
Государственное устройство………………………………………….20
Вооружённые силы……………………………………………………20
Административно-территориальное деление……………………….21
Население………………………………………………………………21
Языки…………………………………………………………………...22
Религиозный состав…………………………………………………...23
Экономика Норвегии………………………………………………….23
Спорт…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………….29
Чтобы упрочить положение своего наследника,
Маргарита созвала
Отсюда происходило враждебное
отношение к владычеству
В течение всего XV века и до 1536 г.,
когда вольности Норвегии были окончательно
подавлены, норвежцы не переставали
волноваться и возмущаться
Единственное, чего датчане не решились затронуть — это права на землю крестьян, odelsret. Утрата политической самостоятельности подействовала угнетающим образом на развитие Норвегии. Она как бы застыла на месте, в особенности после введения реформации, которая была водворена в Норвегии почта такими же насильственными путями, как и христианство. Торговля Норвегии была уничтожена всемогущей Ганзой; промышленность не развивалась. Как финансы страны, так и её население страдали от постоянных войн со Швецией, солдаты которой опустошали её пограничные области. При этом Швеция захватила три норвежские области: Емтланд, Херьедален и Бохуслен. В умственной жизни водворился полный застой. Даже переписывание старинных рукописей прекратилось; можно было думать, что норвежцы даже забыли читать, говорит один писатель. Но если в этих отношениях господство Дании оказывало неблагоприятное действие на Норвегию, зато в других оно действовало благодетельно, направляя жизнь Норвегии по тому руслу, по которому она начала идти, и укрепляя демократические начала, положенные в основание её государственного строя.
Последние остатки феодализма исчезли в XVII веке, а новая аристократия не могла образоваться ввиду отсутствия двора, отсутствия короля и постоянной смены чиновников, которые являлись пришлым элементом и не могли пустить прочных корней в стране. После уничтожения зависимости от Ганзы, в 1613 г., сильно развилась торговля Норвегии, а также судоходство, рыбный и лесной промысел, и население значительно увеличилось, причем весь прирост населения устремлялся в города, способствуя их процветанию. В конце XVIII века, когда Норвегии пришлось сильно пострадать во время войн Дании с Англией, у норвежцев проснулись дух национальности и любовь к свободе.
Английские крейсеры и флот на целые годы прервали сообщение между Данией и Норвегией, и последняя уже тогда отделилась бы от Дании, если бы не привязанность к штатгальтеру принцу Августу-Христиану Гольштейн-Глюсбургскому, сумевшему своим управлением завоевать народную любовь. После его смерти, в 1809 г., мысль о восстановлении независимости проявилась вновь. Образовалось общество для блага Норвегии, деятельно работавшее в этом направлении. Ему удалось в 1811 г., после долгого сопротивления со стороны датчан, основать в Христиании университет, благодаря которому Копенгаген перестал быть центром норвежской культуры. С особенной силой заговорил дух национальной независимости тогда, когда норвежцы узнали, что датский король, вынужденный к тому Швецией, после упорной борьбы, уступил свои права на Норвегию шведскому королю, по кильскому договору 1814 г.
Шведско-норвежская уния
Кильский договор гласил следующее: «Норвегия должна принадлежать королю Швеции и составлять соединенное со Швецией королевство, а новый король обязывается управлять Норвегией, как самостоятельным государством, по ее собственным законам, вольностям, правам и привилегиям».
Норвежские историки обращают особенное внимание на то обстоятельство, что не Дания уступила свои права на Норвегию Швеции, потому что у датского государства не было никаких прав на Норвегию, которые оно могло уступить: Норвегия и Дания были братья-близнецы, составлявшие в правовом отношении равноправные части одной и той же монархии.
Король Дании властвовал в Норвегии не по чьей-либо чужой воле, а в силу древнего наследственного закона Норвегии. Он мог распоряжаться ею, как её законный государь, но только в пределах законности, следовательно, он не имел права передавать её кому-либо без её согласия. Он мог сделать только одно — отказаться от престола, и тогда Норвегия получала право на самостоятельное распоряжение своей судьбой.
В силу таких соображений норвежцы воспротивились кильскому договору. Правителем Норвегии был в то время 28-летний принц Кристиан-Фридрих, решительный и энергичный человек. Убедившись в непоколебимой решимости норвежцев не допустить обращения страны в шведскую провинцию, принц созвал высших сановников Норвегии, сообщил им все документы касательно шведско-датского соглашения, объявил себя регентом на время междуцарствия и пригласил норвежцев избрать представителей на сейм в Эйдсволле, уполномоченный выработать новую конституцию. После этого войска и гражданская гвардия на площади торжественно поклялись защищать самостоятельность Норвегии: эту клятву повторили за ними народ и принц-регент, присягавшие в церквях. Были проведены выборы в национальное учредительное собрание. 10 апреля собрание было открыто, и в комитете из 15 лиц, под председательством Фальзена, выработан был законопроект конституции, принятый затем в общем собрании.
Вот основные его положения:
Норвегия образует свободное, независимое и нераздельное королевство.
Законодательная власть принадлежит народу, который отправляет её через посредство представителей.
Обложение налогами составляет исключительное право представителей народа.
Право объявлять войну и заключать мир принадлежит королю.
Судебная власть отдельна от законодательной и исполнительной.
Свобода печати.
Евангелическо-лютеранская вера признается государственной религией, но допускается полная свобода религии; только иезуитам не разрешается вступать в пределы государства; не допускаются также монашеские ордена и евреи.
Король может, за выдающиеся услуги государству, давать ордена, но он не имеет право возводить в какое-либо звание или чин, не связанные с должностью, занимаемой данным лицом.
Никакие личные и наследственные преимущества не могут быть предоставлены никому. Это была подготовка к полному уничтожению дворянства, так как дворянство наследственное обращалось в личное. Фальзен заявил при этом, что, не желая иметь, даже по имени, какого-либо преимущества перед своими согражданами, он за себя и своих потомков отказывается от своего дворянства и от всех связанных с ним преимуществ.
Королю предоставляется veto suspensivum, но не absolutum.
Король не имеет права принимать какой-либо другой короны без согласия 2/3 стортинга.
Король должен жить внутри теперешних пределов государства.
19 мая 1814 года принц-регент Кристиан-
Был выработан следующий договор: Норвегия образует свободное и самостоятельное королевство, имеющее общего со Швецией короля. Во всех собственных делах Норвегия должна управляться самостоятельно, а в общих пользоваться равным со Швецией влиянием. Та же идея лежала и в основании устройства внешних отношений. Норвегия должна была иметь свое собственное управление внешними делами, но внешние дела, касавшиеся обоих государств, должны были решаться в соединенном норвежском и шведском государственном совете, согласно принципу: равное влияние или полное равенство. Норвегия могла, в лице двух членов государственного совета, состоявших при короле, участвовать и в шведском государственном совете всякий раз, когда в нём обсуждался вопрос, имевший государственное значение. В таком случае для решения его требовалось и согласие норвежского правительства. Лишь тогда, когда комиссары согласились от имени короля на поставленные стортингом условия соединения, стортинг принял отставку короля Кристиана и избрал Карла XIII конституционным королем Норвегии не в силу кильского договора, а в силу норвежской конституции. Кронпринц передал письменную присягу короля «управлять Норвегией согласно с её конституцией и её законами»; члены стортинга, со своей стороны, принесли клятву в верности конституции и королю, и прения закончились полной достоинства речью президента, в которой он выражал надежду, что священные узы, соединяющие оба народа, увеличат общую пользу и безопасность и что «день соединения будет праздноваться нашими потомками». Прекрасным надеждам не суждено было осуществиться.
Швеция стала преследовать излюбленную свою идею — покорение Норвегии, а Норвегии отстаивать свою самостоятельность. В первое время шведы горячо радовались соглашению с Норвегией; большинство было убеждено, что Норвегия уже завоёвана, другие надеялись на добровольное слияние обеих народностей. Но так как дело не шло на лад, то в Швеции начали зарождаться недовольство и разочарование. Первое столкновение Норвегии со Швецией вспыхнуло в 1815 г., когда стортинг уничтожил дворянство и наследственные привилегии. Шведский король Карл XIV не согласился с постановлением стортинга. Закон прошёл через троекратное голосование и сделался обязательным без санкции короля, что страшно возмущало последнего. Один угрожающий рескрипт посылался в стортинг за другим; делалась даже попытка ограничить свободу печати, угрожали вмешательством иностранных держав, но демократическая Норвегия стояла на своем. В том же духе народные представители Норвегии продолжали действовать и дальше. В 1824 г. король предложил целый ряд ограничительных изменений в конституции. Все эти предложения были отвергнуты стортингом. Большие затруднения создавал вопрос о внешнем представительстве Норвегии. После ряда все обострявшихся переговоров в 1836 г. было установлено, чтобы норвежский член государственного совета «присутствовал» всякий раз, когда обсуждаются общие дипломатические дела; при обсуждении чисто норвежских дел он высказывал своё мнение, но голос его не имел решающего значения. Такая уступка никого не удовлетворила.
Созвано было несколько unionskomité для обсуждения этого вопроса и пересмотра акта соединения; но пересмотр встретил неблагоприятное отношение в норвежском стортинге. Июльская революция ещё раньше подействовала оживляющим образом на демократические стремления Норвегии. В 1836 г. был уничтожен последний поземельный налог. В 1838 г. было преобразовано сельское самоуправление, влияние на него администрации было устранено. В 1839 г. были отвергнуты предложения правительства заменить задерживающее королевское вето абсолютным, ограничить право стортинга на натурализацию и т.д. В 1842 г. стортинг решил, что при натурализации иностранцев в Норвегии не требуется санкция короля.
В 1840-х годах возникла и борьба за штатгальтерство. Параграф 14 конституции определял, что штатгальтером в Норвегии мог быть как норвежец, так и швед. Вскоре норвежцы почувствовали все неудобство этого постановления и начали просить об уничтожении должности штатгальтера. Карл XV, при своем вступлении на престол в 1859 г., обещал исполнить их желание, но шведский ригсдаг воспротивился этому, и король подтвердил решение ригсдага. Это страшно возмутило норвежцев; стортинг протестовал против вмешательства шведского ригсдага в чисто норвежские дела. Так как ригсдаг в своей петиции к королю предлагал пересмотреть конституцию с целью расширить сферу вопросов, рассматриваемых общим советом, а следовательно, увеличить верховную власть Швеции, то стортинг протестовал и против такого рода пересмотра конституции, нарушающего её основное начало — равноправность. Тем не менее, unionskomité был созван и постановил учредить новый союзный совет, а с ним и общих министров для обоих государств, с общей конституцией, стоящей выше отдельных конституций того или другого королевства, и с общим кругом действий, очень обширным и обнимающим наиболее значительные вопросы, касающиеся обеих наций. Стортинг продолжал выступать за прежнее положение дел, но за новое высказалось 17 голосов: это было первым указанием на то, что на столь стойких в прежнее время норвежских чиновников нельзя было уже опираться во время борьбы с правительством за самостоятельность. По вступлении своем на престол в 1872 г. король Оскар II сумел расположить в свою пользу норвежский стортинг разными уступками, так что последний согласился на преобразования таможенного дела (1874 г.), на введение общей скандинавской монеты (1875 г.) и т.д.