Норвегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить Королевство Норвегия в период Второй Мировой войны и в послевоенный период. Задачи:
Норвегия в период Второй Мировой войны;
Норвегия в послевоенный период;
Норвегии до Второй Мировой войны;
Норвегия в XXI веке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………..4
Норвегия во Второй мировой войне………………………………………..4
Предыстория……………………………………………………………4
Норвегия после 1945 года……………………………………………………6
Общие сведения………………………………………………………..6
Экономика……………………………………………………………...7
Внутренняя и внешняя политика…………………………………….10
Социально-экономические реформы………………………………...11
Культура Норвегии……………………………………………………11
Политическая система Норвегии…………………………………….14
Общие сведения о Норвегии………………………………………………...15
Географическое положение…………………………………………...15
Финнмарк………………………………………………………………16
Нурланн………………………………………………………………...16
Государственное устройство………………………………………….20
Вооружённые силы……………………………………………………20
Административно-территориальное деление……………………….21
Население………………………………………………………………21
Языки…………………………………………………………………...22
Религиозный состав…………………………………………………...23
Экономика Норвегии………………………………………………….23
Спорт…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Upravlenie_obrazovania_goroda_Astany_1.docx

— 192.53 Кб (Скачать файл)

Чтобы упрочить положение своего наследника, Маргарита созвала государственные  советы всех трёх королевств в Кальмаре; они в июне 1397 г. выработали закон, названный кальмарской унией. На основании его Дания, Норвегия и Швеция должны были иметь всегда одного короля, избираемого из династии Эриха по линии первородства; скандинавские государства не должны воевать между собой, а должны защищать друг друга при нападении врагов; договоры с иностранными государствами должны быть общие для всех трех государств; объявленный мятежником в одном из них должен подвергаться преследованию и в двух других, но каждое из трех скандинавских государства сохраняет свои особые законы. Кальмарская уния принесла мало пользы скандинавским государствам; они были вовлечены ею в политику завоеваний, которой придерживалась царствующая династия и которая принесла им много вреда. Норвегия должна была несколько десятилетий приносить жертвы для целей, ей совершенно неизвестных, платить громадные налоги для расходов на войны, чуждые её интересам. Короля норвежцы никогда не видели, а его чиновники угнетали народ, вытягивали все соки из страны, заставляли брать по нарицательной цене монету дурной чеканки. Норвежцы просили прислать им наместника, если король не мог приехать сам; не имея ни аристократии, ни общего сейма, они нуждались в непосредственной заботе короля об их государственных делах — но на просьбы их не обращали внимания. «Нами правят иностранные жестокие фохты, у нас нет ни порядка в монете, ни наместника, ни даже печати, так что норвежцы должны бегать за своей печатью за границу» — так жалуются норвежцы в 1420 г.

Отсюда происходило враждебное отношение к владычеству иноземных  королей и возник целый ряд смут; народ отказывался подчиняться чужеземцам и энергично сопротивлялся всякого рода покушениям на местные законы и обычаи. Смуты в Дании дали норвежцам возможность отстоять свою самостоятельность и превратить унию в личную и равноправную (1450 г.). Каждое государство сохраняло свое отдельное наименование и свои законы, управлялось своими соотечественниками, имело свои отдельные финансы и казну. Выбранный норвежцами королём Карл Кнудсон уступил свои права датскому королю Христиану I. Было решено, что Норвегия будет всегда иметь общего с Данией короля; выбор короля должен происходить в Гальмштадте, и если король Христиан оставит по себе сыновей, то они должны прежде всего подвергнуться избранию. С этих пор у Норвегии были до 1814 г. общие короли с Данией.

В течение всего XV века и до 1536 г., когда вольности Норвегии были окончательно подавлены, норвежцы не переставали  волноваться и возмущаться против всякого посягательства на их права. Датских королей они признавали только после долгих колебаний и  сопротивления. Особенно возмущало  норвежцев то обстоятельство, что  наиболее важные и старинные их колонии, Оркнейские и Шетландские острова, были отданы Христианом I в 1468 г. в залог шотландскому королю и с тех пор не были выкуплены, так что остались во владении Шотландии. Постоянно происходили вооружённые восстания против чужеземцев. После того, как датский король Христиан II, изгнанный из Дании и поддерживаемый Норвегией, был взят в плен датчанами и низложен, датский ригсдаг в 1536 г., вопреки Кальмарской унии, обратил Норвегию из равноправного члена союза в подвластную провинцию. Уничтожены были отдельный норвежский сейм, отдельные армия и флот, отдельные финансы и пр. Уничтожен был верховный норвежский суд; все процессы решались в Копенгагене датскими судьями; там же рукополагались епископы, там училось юношество, посвящавшее себя государственной и церковной службе. Норвежские солдаты и матросы пополняли собой ряды датского флота и войска. Управление Норвегией было поручено датским фогтам, посылаемым датским правительством и совершенно самостоятельно распоряжавшимся в ней.

Единственное, чего датчане не решились затронуть — это права на землю  крестьян, odelsret. Утрата политической самостоятельности подействовала угнетающим образом на развитие Норвегии. Она как бы застыла на месте, в особенности после введения реформации, которая была водворена в Норвегии почта такими же насильственными путями, как и христианство. Торговля Норвегии была уничтожена всемогущей Ганзой; промышленность не развивалась. Как финансы страны, так и её население страдали от постоянных войн со Швецией, солдаты которой опустошали её пограничные области. При этом Швеция захватила три норвежские области: Емтланд, Херьедален и Бохуслен. В умственной жизни водворился полный застой. Даже переписывание старинных рукописей прекратилось; можно было думать, что норвежцы даже забыли читать, говорит один писатель. Но если в этих отношениях господство Дании оказывало неблагоприятное действие на Норвегию, зато в других оно действовало благодетельно, направляя жизнь Норвегии по тому руслу, по которому она начала идти, и укрепляя демократические начала, положенные в основание её государственного строя.

Последние остатки феодализма исчезли  в XVII веке, а новая аристократия не могла образоваться ввиду отсутствия двора, отсутствия короля и постоянной смены чиновников, которые являлись пришлым элементом и не могли  пустить прочных корней в стране. После уничтожения зависимости  от Ганзы, в 1613 г., сильно развилась торговля Норвегии, а также судоходство, рыбный и лесной промысел, и население  значительно увеличилось, причем весь прирост населения устремлялся  в города, способствуя их процветанию. В конце XVIII века, когда Норвегии пришлось сильно пострадать во время  войн Дании с Англией, у норвежцев  проснулись дух национальности и  любовь к свободе.

Английские крейсеры и флот на целые  годы прервали сообщение между Данией и Норвегией, и последняя уже  тогда отделилась бы от Дании, если бы не привязанность к штатгальтеру принцу Августу-Христиану Гольштейн-Глюсбургскому, сумевшему своим управлением завоевать народную любовь. После его смерти, в 1809 г., мысль о восстановлении независимости проявилась вновь. Образовалось общество для блага Норвегии, деятельно работавшее в этом направлении. Ему удалось в 1811 г., после долгого сопротивления со стороны датчан, основать в Христиании университет, благодаря которому Копенгаген перестал быть центром норвежской культуры. С особенной силой заговорил дух национальной независимости тогда, когда норвежцы узнали, что датский король, вынужденный к тому Швецией, после упорной борьбы, уступил свои права на Норвегию шведскому королю, по кильскому договору 1814 г.

 

Шведско-норвежская уния

 

Кильский договор гласил следующее: «Норвегия должна принадлежать королю Швеции и составлять соединенное со Швецией королевство, а новый король обязывается управлять Норвегией, как самостоятельным государством, по ее собственным законам, вольностям, правам и привилегиям».

Норвежские историки обращают особенное  внимание на то обстоятельство, что  не Дания уступила свои права на Норвегию Швеции, потому что у датского государства не было никаких прав на Норвегию, которые оно могло  уступить: Норвегия и Дания были братья-близнецы, составлявшие в правовом отношении равноправные части одной  и той же монархии.

Король Дании властвовал в Норвегии не по чьей-либо чужой воле, а в  силу древнего наследственного закона Норвегии. Он мог распоряжаться ею, как её законный государь, но только в пределах законности, следовательно, он не имел права передавать её кому-либо без её согласия. Он мог сделать только одно — отказаться от престола, и тогда Норвегия получала право на самостоятельное распоряжение своей судьбой.

В силу таких соображений норвежцы воспротивились кильскому договору. Правителем Норвегии был в то время 28-летний принц Кристиан-Фридрих, решительный и энергичный человек. Убедившись в непоколебимой решимости норвежцев не допустить обращения страны в шведскую провинцию, принц созвал высших сановников Норвегии, сообщил им все документы касательно шведско-датского соглашения, объявил себя регентом на время междуцарствия и пригласил норвежцев избрать представителей на сейм в Эйдсволле, уполномоченный выработать новую конституцию. После этого войска и гражданская гвардия на площади торжественно поклялись защищать самостоятельность Норвегии: эту клятву повторили за ними народ и принц-регент, присягавшие в церквях. Были проведены выборы в национальное учредительное собрание. 10 апреля собрание было открыто, и в комитете из 15 лиц, под председательством Фальзена, выработан был законопроект конституции, принятый затем в общем собрании.

Вот основные его положения:

Норвегия образует свободное, независимое  и нераздельное королевство.

Законодательная власть принадлежит  народу, который отправляет её через  посредство представителей.

Обложение налогами составляет исключительное право представителей народа.

Право объявлять войну и заключать  мир принадлежит королю.

Судебная власть отдельна от законодательной и исполнительной.

Свобода печати.

Евангелическо-лютеранская вера признается государственной религией, но допускается  полная свобода религии; только иезуитам не разрешается вступать в пределы  государства; не допускаются также  монашеские ордена и евреи.

Король может, за выдающиеся услуги государству, давать ордена, но он не имеет  право возводить в какое-либо звание или чин, не связанные с  должностью, занимаемой данным лицом.

Никакие личные и наследственные преимущества не могут быть предоставлены никому. Это была подготовка к полному  уничтожению дворянства, так как  дворянство наследственное обращалось в личное. Фальзен заявил при этом, что, не желая иметь, даже по имени, какого-либо преимущества перед своими согражданами, он за себя и своих потомков отказывается от своего дворянства и от всех связанных с ним преимуществ.

Королю предоставляется veto suspensivum, но не absolutum.

Король не имеет права принимать  какой-либо другой короны без согласия 2/3 стортинга.

Король должен жить внутри теперешних пределов государства.

19 мая 1814 года принц-регент Кристиан-Фридрих был избран единогласно королем Норвегии. Шведское правительство не подчинилось решению норвежского народа; шведскому войску под командованием фельдмаршала Эссена было приказано выступить в поход, чтобы овладеть Норвегией. Со стороны иностранных держав были сделаны попытки уладить дело дипломатическим путём, но они не привели ни к чему. Норвежскими войсками руководили неопытные люди, вследствие чего норвежские солдаты стали вскоре терять уверенность в победе и говорить об измене. С другой стороны, шведский регент Карл действовал с крайней осторожностью и, после долгих колебаний, согласился вступить в непосредственные сношения с норвежским народом, вести переговоры с ним, как со вполне независимой нацией. Предложение было принято; морская конвенция подписана 14 августа, а кильский договор уничтожен самим шведским правительством. Король Кристиан созвал стортинг на 7 октября 1814 г. Во время прений всё более и более выяснялась необходимость объединения, так как Норвегия оказывалась не в силах продолжать дорогостоящую борьбу. Король Кристиан передал собранию послание, в котором окончательно отрекался от данной ему власти и освобождал Норвегию от присяги. Для переговоров со стортингом относительно соединения Норвегии со Швецией были посланы шведские комиссары, с инструкцией выказывать возможно большую предупредительность и уступчивость.

Был выработан следующий договор: Норвегия образует свободное и самостоятельное  королевство, имеющее общего со Швецией  короля. Во всех собственных делах  Норвегия должна управляться самостоятельно, а в общих пользоваться равным со Швецией влиянием. Та же идея лежала и в основании устройства внешних отношений. Норвегия должна была иметь свое собственное управление внешними делами, но внешние дела, касавшиеся обоих государств, должны были решаться в соединенном норвежском и шведском государственном совете, согласно принципу: равное влияние или полное равенство. Норвегия могла, в лице двух членов государственного совета, состоявших при короле, участвовать и в шведском государственном совете всякий раз, когда в нём обсуждался вопрос, имевший государственное значение. В таком случае для решения его требовалось и согласие норвежского правительства. Лишь тогда, когда комиссары согласились от имени короля на поставленные стортингом условия соединения, стортинг принял отставку короля Кристиана и избрал Карла XIII конституционным королем Норвегии не в силу кильского договора, а в силу норвежской конституции. Кронпринц передал письменную присягу короля «управлять Норвегией согласно с её конституцией и её законами»; члены стортинга, со своей стороны, принесли клятву в верности конституции и королю, и прения закончились полной достоинства речью президента, в которой он выражал надежду, что священные узы, соединяющие оба народа, увеличат общую пользу и безопасность и что «день соединения будет праздноваться нашими потомками». Прекрасным надеждам не суждено было осуществиться.

Швеция стала преследовать излюбленную  свою идею — покорение Норвегии, а Норвегии отстаивать свою самостоятельность. В первое время шведы горячо радовались соглашению с Норвегией; большинство  было убеждено, что Норвегия уже  завоёвана, другие надеялись на добровольное слияние обеих народностей. Но так  как дело не шло на лад, то в Швеции начали зарождаться недовольство и  разочарование. Первое столкновение Норвегии со Швецией вспыхнуло в 1815 г., когда  стортинг уничтожил дворянство и  наследственные привилегии. Шведский король Карл XIV не согласился с постановлением стортинга. Закон прошёл через троекратное  голосование и сделался обязательным без санкции короля, что страшно  возмущало последнего. Один угрожающий рескрипт посылался в стортинг за другим; делалась даже попытка ограничить свободу печати, угрожали вмешательством иностранных держав, но демократическая  Норвегия стояла на своем. В том же духе народные представители Норвегии продолжали действовать и дальше. В 1824 г. король предложил целый ряд  ограничительных изменений в  конституции. Все эти предложения  были отвергнуты стортингом. Большие  затруднения создавал вопрос о внешнем  представительстве Норвегии. После  ряда все обострявшихся переговоров  в 1836 г. было установлено, чтобы норвежский член государственного совета «присутствовал»  всякий раз, когда обсуждаются общие  дипломатические дела; при обсуждении чисто норвежских дел он высказывал своё мнение, но голос его не имел решающего значения. Такая уступка  никого не удовлетворила.

Созвано было несколько unionskomité для обсуждения этого вопроса и пересмотра акта соединения; но пересмотр встретил неблагоприятное отношение в норвежском стортинге. Июльская революция ещё раньше подействовала оживляющим образом на демократические стремления Норвегии. В 1836 г. был уничтожен последний поземельный налог. В 1838 г. было преобразовано сельское самоуправление, влияние на него администрации было устранено. В 1839 г. были отвергнуты предложения правительства заменить задерживающее королевское вето абсолютным, ограничить право стортинга на натурализацию и т.д. В 1842 г. стортинг решил, что при натурализации иностранцев в Норвегии не требуется санкция короля.

В 1840-х годах возникла и борьба за штатгальтерство. Параграф 14 конституции определял, что штатгальтером в Норвегии мог быть как норвежец, так и швед. Вскоре норвежцы почувствовали все неудобство этого постановления и начали просить об уничтожении должности штатгальтера. Карл XV, при своем вступлении на престол в 1859 г., обещал исполнить их желание, но шведский ригсдаг воспротивился этому, и король подтвердил решение ригсдага. Это страшно возмутило норвежцев; стортинг протестовал против вмешательства шведского ригсдага в чисто норвежские дела. Так как ригсдаг в своей петиции к королю предлагал пересмотреть конституцию с целью расширить сферу вопросов, рассматриваемых общим советом, а следовательно, увеличить верховную власть Швеции, то стортинг протестовал и против такого рода пересмотра конституции, нарушающего её основное начало — равноправность. Тем не менее, unionskomité был созван и постановил учредить новый союзный совет, а с ним и общих министров для обоих государств, с общей конституцией, стоящей выше отдельных конституций того или другого королевства, и с общим кругом действий, очень обширным и обнимающим наиболее значительные вопросы, касающиеся обеих наций. Стортинг продолжал выступать за прежнее положение дел, но за новое высказалось 17 голосов: это было первым указанием на то, что на столь стойких в прежнее время норвежских чиновников нельзя было уже опираться во время борьбы с правительством за самостоятельность. По вступлении своем на престол в 1872 г. король Оскар II сумел расположить в свою пользу норвежский стортинг разными уступками, так что последний согласился на преобразования таможенного дела (1874 г.), на введение общей скандинавской монеты (1875 г.) и т.д.

Информация о работе Норвегия