Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель: Изучить Королевство Норвегия в период Второй Мировой войны и в послевоенный период. Задачи:
Норвегия в период Второй Мировой войны;
Норвегия в послевоенный период;
Норвегии до Второй Мировой войны;
Норвегия в XXI веке.
Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………..4
Норвегия во Второй мировой войне………………………………………..4
Предыстория……………………………………………………………4
Норвегия после 1945 года……………………………………………………6
Общие сведения………………………………………………………..6
Экономика……………………………………………………………...7
Внутренняя и внешняя политика…………………………………….10
Социально-экономические реформы………………………………...11
Культура Норвегии……………………………………………………11
Политическая система Норвегии…………………………………….14
Общие сведения о Норвегии………………………………………………...15
Географическое положение…………………………………………...15
Финнмарк………………………………………………………………16
Нурланн………………………………………………………………...16
Государственное устройство………………………………………….20
Вооружённые силы……………………………………………………20
Административно-территориальное деление……………………….21
Население………………………………………………………………21
Языки…………………………………………………………………...22
Религиозный состав…………………………………………………...23
Экономика Норвегии………………………………………………….23
Спорт…………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………….29
В 1880 г. борьба разгорелась вновь. Ещё в 1872 г. в стортинг был внесён законопроект о том, чтобы министры, по первому его требованию являлись в его заседания. В 1880 г. стортинг стал настаивать на исполнении этого закона; министерство Станга не согласилось и вынуждено было подать в отставку. Затем на сцену выступили новые причины для несогласий: правительство требовало увеличения флота и армии, стортинг отверг это требование и принял проект об учреждении милиции наподобие швейцарской. Король не утвердил этого проекта. Стортинг подвергнул суду министров, и они были осуждены, но король кассировал приговор. После выхода в отставку министерства Сельмера было образовано радикальное министерство Свердрупа, которое, уступив королю в вопроси об абсолютном вето и др., добилось принятия королем закона о праве стортинга требовать в свои заседания министров, реорганизации армии, расширения избирательных прав и т.д.
Вопрос об унии вновь всплыл на поверхность в 1885 г., когда Швеция самостоятельно изменила свое управление иностранных дел, не испросив согласия у Норвегии. Король перестал быть руководителем иностранной политики Швеции: ею управляет министр иностранных дел, на которого возлагается конституционная ответственность. Но так как шведский министр иностранных дел был в то же время и руководителем норвежских внешних дел, то право норвежского короля заправлять внешней политикой Норвегии перешло таким образом к Швеции. Помимо своего идейного значения, вопрос представлялся очень важным и с практической точки зрения: неловкий шаг во внешней политике мог грозить опасностью для политического и национального существования страны. Внешняя политика представляла особенно важное значение для Норвегии, как страны преимущественно торговой, в противоположность Швеции, страны преимущественно земледельческой. Начались переговоры между норвежским министерством Свердрупа и шведским. В результате получился протокол 15 мая 1885 г.: постановлено было, чтобы в состав министерского совета входило столько же норвежских чиновников, сколько и шведских; норвежские будут участвовать в решении дел и нести ответственность перед стортингом, но взамен этого Норвегия должна признать, что руководство внешней политикой принадлежит Швеции. Стортинг пришёл в такое негодование, что Свердруп был вынужден выйти в отставку; вслед за тем прекратились и переговоры.
При следующих выборах и правая, и левая партии норвежского стортинга внесли в палату вопрос о внешней политике. Левая победила, но так как две её группы, чистая и умеренная, не могли никак прийти к соглашению, то правая партия стала во главе управления, образовав министерство Станга, и переговоры со Швецией возобновились, но не привели ни к каким результатам. Бесплодность всяких переговоров и всякого рода совместных политических действий становилась все более и более очевидной и дела перешли в новую стадию, выраженную в программе для выборов 30 января 1891 г.: «новый порядок управления дипломатическими делами, который возложил бы более основательную конституционную ответственность на норвежские государственные власти». Левая партия победила на выборах, и во главе управления стал министр Стен, высказавший прямое требование о назначении отдельного норвежского министра иностранных дел. Стортинг, не желая действовать слишком резко, ограничился учреждением отдельных норвежских консульств, представляющих большое практическое значение для страны, живущей почти исключительно мореходством и торговлей. 10 июня 1892 г. стортинг назначил деньги на произведение требуемых изменений, но король отказался утвердить это решение и отправил в отставку министерство Стена, обладавшее большинством в 64 голоса; министром был назначен Станг, что представляло само по себе нарушение парламентского режима.
Радикалы провели в 1893 г. постановление об уменьшении цивильного листа короля и содержания министров; большинство стортинга назначило сроком для отделения норвежских консульств от шведских 1 января 1895 г. и определило на содержание их 340450 крон. Правительство ответило на это отказом отделить консульства и употребило на общие консульства деньги, назначенные на отдельные. Страна разделилась между двумя партиями: правой и левой. Правая желала проведения принципа равенства в границах существующего теперь соглашения, но это с точки зрения левой не более, как химера; левая видела только один выход из унизительного для Норвегии и неудовлетворительного положения дел — разделение обеих стран, отмену союза относительно всего, что не вошло в договор. «Пора, — говорил Бьёрнсон, один из радикальных вождей, — прекратить договор, зачумляющий нас».
Провозглашение независимости Норвегии
Надежда консервативного кабинета Станга добиться большинства на выборах в стортинг в 1894 г. оказалась тщетной: левая партия потеряла несколько мест, но все же располагала в новом стортинге большинством 59 против 55 умеренных и консерваторов. Кабинет Станга подал 31 января 1895 г. прошение об отставке. Король вступил в переговоры с левой партией парламента, требуя от неё некоторых обязательств относительно её дальнейшего образа действий, и когда такие обязательства даны не были, категорически отказался принять отставку Станга (3 апреля 1895 г.). Вследствие этого оппозиция левой стороны стортинга крайне обострилась; раздавались речи столь резкие по тону и содержанию, каких раньше нельзя было в нём услышать. Однако кабинету Станга удалось добиться от стортинга согласия на ведение переговоров со Швецией, для чего был выбран парламентами комитет соглашения из 7 шведов и 7 норвежцев (в ноябре 1895 г.). Ещё раньше, в октябре, правительство Станга окончательно вышло в отставку, уступив место коалиционному кабинету Гагерупа, состоявшему из представителей всех партий стортинга. Однако, дело примирения шло плохо. В 1896 г. стортинг ничтожным большинством голосов (41 против 40) постановил заменить шведско-норвежский флаг исключительно норвежским. Постановление было сделано во второй раз, и король вторично отказал в своей санкции. В ответ на это стортинг опять ничтожным большинством (58 против 56) отклонил внесенное консерваторами предложение вновь повысить цивильный лист короля и кронпринца до прежнего уровня 326000 крон первому и 88000 крон второму, на котором он находился до 1893 г. Участие Норвегии в Стокгольмской выставке, предложенное шведским правительством, было принято также ничтожным большинством (58 против 56). Обсуждение шведско-норвежского торгового договора с Японией дало повод к резким нападкам на Гагерупа, который, по мнению радикалов, пренебрёг интересами Норвегии в пользу Швеции; тем не менее, договор был утвержден, хотя и ничтожным большинством голосов. В то время, когда в других странах Европы за усиление армии ратуют обыкновенно консерваторы, а либералы и радикалы борются против него, в Норвегии происходило как раз обратное: предложенное правительством Гагерупа усиление и перевооружение армии было не только принято стортингом, но расходы на реформу даже были значительно увеличены сравнительно с требованием правительства, потому что Норвегия серьёзно считалась с возможностью войны со Швецией.
В 1896—1897 гг. стортингом было проведено несколько важных законопроектов в области конституционного и социального законодательства. Право голосования при выборах в стортинг было предоставлено лицам, находящимся вне пределов Норвегии. Значительно расширено избирательное право при выборах в органы местного самоуправления. Требование радикалов о распространении права голоса на женщин было отклонено. Законом 1897 г. была назначена уголовная санкция в дополнение к постановлению конституции, в силу которого стортинг имеет право вызывать к себе каждое лицо по делам государства, за исключением короля и членов королевской фамилии. Лица, таким образом вызванные и не явившиеся на призыв стортинга, подвергаются штрафу в размере от 1000 до 10000 крон; всякое заявление, сделанное вызванным, по своим юридическим последствиям приравнивается к заявлению, сделанному под присягой. Этот закон был уже одобрен в 1894 г., но тогда король отказал ему в своей санкции; на этот раз он её дал. В 1897 г. постановлено закрытие в праздничные дни значительного числа торгово-промышленных предприятий. В том же 1897 г. выработана новелла к закону 1894 г. о страховании рабочих от несчастных случаев. Рабочий, пострадавший на работе и ставший от того к труду неспособным, получает пожизненную пенсию в размере 60 % своего заработка; в случае смерти рабочего от несчастного случая его вдова получает пожизненную пенсию в 20 %, а каждый из его детей до 15-летнего возраста, при жизни матери — пособие в размере 15 % его заработка, а при отсутствии матери, в размере 20 %; средства на страхование складываются из взносов предпринимателей, рабочих и государства.
Выборы в стортинг в 1897 г. дали торжество
левой партии, которая провела 79
своих представителей, тогда как
число членов правой понизилось с 55
до 35. Таким образом, левая партия
располагала достаточным
В марте 1898 г. шведско-норвежский комитет соглашения представил парламентам обеих стран свой доклад, из которого оказалось, что соглашения не последовало. Шведы настаивали на сохранении общего шведско-норвежского министра иностранных дел. Среди норвежских членов обнаружились разногласия; большинство (умеренное) согласилось на временное сохранение общих консулов, с тем, чтобы по истечении нескольких лет были назначены отдельные норвежские консулы; меньшинство (радикальное), действовавшее под влиянием торжества радикалов на выборах, настаивало на немедленном назначении норвежского министра иностранных дел и норвежских консулов. В ноябре 1898 г. стортинг в третий раз принял постановление о замене шведско-норвежского флага флагом норвежским. Король вновь отказал в санкционировании этого закона, и проект стал законом без его санкции, как принятый подряд тремя стортингами. Члены норвежского государственного совета (министерства) усиленно советовали королю не подрывать своего авторитета отказом в санкции этого проекта, практически совершенно бесполезным; но король упорно стоял на своем, ссылаясь на то, что шведско-норвежский флаг был принят в свое время норвежским народом с восторгом и что он с честью развевался на всех океанах. 23 января 1899 г. король Оскар, вследствие нездоровья, передал управление Швецией и Норвегией на правах регента своему сыну кронпринцу Густаву. 15 февраля Густав заявил, что на Гаагской мирной конференции Швеция и Норвегия будут представлены одним общим делегатом, а не двумя делегатами, как того желает норвежский стортинг. Это решение было одним из ближайших поводов того, что при въезде Густава в Христианию он был встречен враждебной манифестацией со стороны народа; напротив, при обратном въезде в Стокгольм он был восторженно встречен шведским народом. Резче чем когда-либо здесь сказалось, что борьба между Швецией и Норвегией ведется не только правительствами, но и народами, из которых каждый в этом вопросе был почти единодушен.
В мае 1899 г. стортинг без дебатов
единогласно голосовал за экстраординарный
кредит на армию и флот в размере
11,5 миллионов крон. 11 мая король Оскар
вновь принял в свои руки управление
страной. В октябре 1899 г. стортинг принял
предложение о займе в 30000000 крон
на расширение железнодорожной сети.
В октябре 1900 г. произошли новые
выборы в стортинг, на этот раз —
на основе всеобщего голосования. Они
не произвели почти никаких
В июне 1901 г. стортинг ассигновал 3380000 крон на укрепление Христиании со стороны суши — мера, явственно направленная против Швеции. Рост бюджета принудил стортинг принять в октябре 1901 г. возвышение таможенных пошлин на большое число ввозимых товаров; особенно сильно была повышена пошлина на табак и сигары (в Норвегии радикалы, как и консерваторы, являются в громадном большинстве протекционистами). В апреле 1902 г. Стеен вышел в отставку по болезни и место его занял член его министерства Блер. В сентябре 1903 г. произошли новые выборы в стортинг, на этот раз неблагоприятные для радикалов: выбрано было 63 члена правой партии и умеренной левой, 50 радикалов и 4 социал-демократа. Блер вышел в отставку и место его занял опять Гагеруп. В 1904 г. стортинг принял новый таможенный тариф, значительно повышающий таможенные ставки как на сельскохозяйственные продукты, так и на предметы обрабатывающей промышленности. В начале 1905 г. Гагеруп вышел в отставку и был заменен Михельсеном. В мае 1905 г. через стортинг прошёл новый избирательный закон, которым введены прямые выборы, установлено единоличное избрание по округам и число членов стортинга увеличено с 114 до 123. Разделение на округа, однако, произведено не с полной правильностью, в силу стремления дать по возможности каждому городу (свыше 2000 жителей) отдельного депутата; вследствие этого городки с 2000 жителей имеют депутата, а Христиания с населением свыше 200 тысяч — только 5 депутатов.
В начале 1905 г. король Оскар по болезни уступил королевскую власть своему наследнику Густаву, антипатичному норвежцам. Через стортинг прошёл закон о разделении шведско-норвежского министерства иностранных дел на два отдельных и о создании особых норвежских консульств; Густав отказался его санкционировать; министерство Михельсена ответило выходом в отставку. Регент, после неудачных попыток сформировать новый кабинет, отказался её принять. Тогда стортинг единогласно, 7 июня 1905 г., принял постановление о расторжении унии со Швецией. Не желая, однако, доводить дело до войны, стортинг всеми голосами против 4-х социал-демократов постановил просить Оскара II разрешить одному из его младших сыновей занять место короля Норвегии; социал-демократы, голосовавшие против этого предложения, желали воспользоваться удобным случаем, чтобы провозгласить Норвегию республикой. Принятая стортингом резолюция гласила: «ввиду того, что все члены министерства отказались от своих должностей; ввиду заявления короля, что он не в состоянии составить новое правительство; ввиду того, что конституционная королевская власть этим самым перестала исполнять свои функции, — стортинг поручает членам министерства, подавшего теперь в отставку, временно облечься властью, принадлежащей королю и, под названием норвежского правительства, править страной на основании конституции норвежского королевства и действующих законов, внеся в них те изменения, которые неизбежно вызываются разрывом унии, связывавшей Норвегию со Швецией под властью одного короля, который перестал исполнять свои функции короля норвежского».
Одновременно с этой резолюцией
стортинг постановил составить петицию
королю Оскару, где настойчиво проводилась
мысль, что характер унии истолковывается
Швецией неправильно. Солидарность
интересов и непосредственное единение
более ценны, чем политические узы;
уния стала опасностью для этого
единения; уничтожение унии не связано
с неприязненным чувством ни по отношению
к шведскому народу, ни по отношению
к династии. В заключение стортинг
выражал надежду, что новый выбор
короля приготовит для Норвегии новую
эру спокойной работы и истинно
дружественных отношений к