Образование Вавилонского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:42, реферат

Краткое описание

Образование Вавилонского гос-ва. Его общественный и политический строй.
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС 1 сем..docx

— 43.53 Кб (Скачать файл)

В условиях существования частной  собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законы Хаммурапи предусматривают  обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто  причинит смерть рабу (хозяину следует  отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему  для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.

Довольно сильная власть отца над  детьми проявлялась в возможности  продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже  имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В  качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным  в законах, следует отнести кражу  скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как  преступные действия. Отличным от кражи  преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий  стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.

Среди преступлений, подрывающих устои  семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими  близкими родственниками). Названы  преступлениями действия, подрывающие  отцовскую власть (сын, ударивший  своего отца, лишался руки).

Виды наказаний, предусмотренные  законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому  при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом  талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей  стороны. В качестве средств доказывания  служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание  водой). Нормы процессуального права  требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы  иска и лишался своего места без  права судить когда-либо. 

17. Государства Древнего Междуречья

Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV-начале III тысячелетия до н. э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. Во второй трети III тысячелетия до н. э. в городах-протогосударствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигало нескольких тысяч человек. К концу III тысячелетия до н. э. населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей – Шумера на юге и Аккада на севере.

Первым  центром шумерской цивилизации  был Урук. Самым древним из городов  аккадян-семитов был Аккад. Крупнейшим и важнейшим по своему политическому  влиянию в регионе стало с  конца XIX в. до н. э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894–1595 гг. до н. э.) составило особую эпоху в истории Двуречья.

Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при  царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога, «царя над богами» – Мардука.

Вавилон неоднократно подвергался нашествию  горных племен, разрушался, но каждый раз  восставал из руин. Он пережил новый  временный подъем в эпоху Нововавилонского царства в VII–VI вв. до н. э., а в III в. до н. э. фактически прекратил свое существование.

Еще одна крупнейшая древневосточная держава  – Ассирия. Место Ассирии в  истории Древнего мира, политическое значение Среднеассирийского царства (XV–XI вв. до н. э.) определялось его важной ролью в экономике всей Ближней Азии благодаря крайне выгодному географическому положению на торговых, караванных путях этого региона.

Правовые  институты Вавилона, представленные знаменитыми Законами царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), и Ассирии – Законами Среднеассирийского царства (XII в. до н. э.), выявляют целый ряд особых черт вавилоно-ассирийской региональной цивилизации древности, ее государства и права.

18. Социальная структура Вавилона

Социальная  структура месопотамского общества была сложной, связанной с многоукладным  характером экономики, с незавершенным  образованием классов, с ранним и  относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным образом в царско-храмовом хозяйстве и не затронувших в значительной мере общинного производства.

Наиболее  четкие социальные границы проводились  в праве между рабовладельцами  и рабами. Между тем рабский  труд не преобладал ни в одной из отраслей производства Месопотамии. Он был одним из типов принудительного  труда. Наряду с рабами в самую  эксплуатируемую часть населения  входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. Граница социально-экономических  различий четко проходила между  государственной верхушкой, не принимавшей  участия в производительном труде, и общинниками-земледельцами, ведущими самостоятельное мелкое хозяйство, составлявшими самую значительную по количеству и роли в общественном производстве часть населения.

Имущественное расслоение общины, разорение мелких производителей-крестьян способствовали широкому развитию аренды земли, личного  найма. Разорившиеся общинники-земледельцы  пополняли ряды рабов и зависимых  арендаторов в царском и храмовом хозяйстве.

Низший  общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы (вардум). Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Они были царские, храмовые, частновладельческие. Для обозначения рабского состояния вырезались или выжигались на теле особые знаки, рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина.

Основную  массу свободного населения составляли полноправные, свободные граждане (авилум). Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности, но не были однородным сословием: имелись зажиточные общинники и обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. К свободным, но неполноправным жителям относилисьжители покоренных городов и областей – мушкенум.

Вавилонское общество имело четкое деление по профессиональным занятиям: высшее положение  занимали придворные служащие – царские  телохранители и высшее жречество; затем шли разного рода военнослужащие; храмовые служащие; чиновничество; низшие ступени лестницы занимали крупные  купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

19. Усиление царской власти при царе Хаммурапи

Древневавилонское царство было централизованным государством, в котором складывается одна из разновидностей восточной монархии. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Хаммурапи пользовался  формально неограниченными законодательными полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся  до наших дней около 60 приказов Хаммурапи  царским наместникам в городах  и отдельных областях, а также  военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве  каналов, взыскании налогов.

Как и  в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивались  обширные хозяйственные функции: руководство  ирригационным хозяйством, строительство  храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи  купцы были превращены в царских  агентов. С широким развитием  ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников, государственных  контролеров.

Страна  была разделена на области, находившиеся под управлением царских чиновников (шакканаккум), ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин (рабианум).

В интересах  политической стабильности цари вынуждены  были предоставлять ряд привилегий (освобождать от налогов и военной  службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах – кудурру («пограничный камень»).

Хаммурапи назывался «богом царей, знающим мудрость», «сердцем Вавилона», «возлюбленным богини Иштар», но не был самим божеством и даже верховным жрецом. Главным богом Вавилона был Мардук. Царь мог быть низведен до состояния обычного человека, лишиться царственности в силу крайней опасности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, поддержке храмов было его спасение. Великий благодаря своей власти в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным по отношению к природе и олицетворяющим ее богам.

20. Судебная власть в Вавилоне

В Вавилонском  обществе до Хаммурапи ведущее место  в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. Усиление царской власти привело к ограничению  судебных полномочий общин и храмов. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом  дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной  инстанцией. Он имел право помилования  в случае вынесения смертного  приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления  судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения  соответствующим административным или судебным органам: общинным или  царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение  было, в принципе, окончательным. Царские  наместники почти повсеместно могли  осуществлять вызов в суд, арест  и розыск преступников.

Наряду  с профессиональными царскими судьями  существовали особые судебные должности  глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий  – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.

В Вавилоне судебные решения связывались с  представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась  дочерью всемогущего бога солнца Шамаша, ей посвящались специальные  храмы. Однако вавилонские судьи  нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Характерно, что такой провинившийся судья должен был быть «поднят со своего судейского кресла» и лишен права отправлять правосудие не царем, а общинным собранием.

В нововавилонском  обществе в храмовый совет, осуществлявший судебные функции, включались представители  народных собраний городов, на территории которых находились святилища.

Информация о работе Образование Вавилонского государства