Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:01, реферат
Однажды мне встретилось высказывание известного научного деятеля П.Я.Чаадаева, который сказал так : «Обратимся еще раз к истории: она- ключ к пониманию народа.» Я вижу в этом высказывании двоякий смысл: автор обращается ко всем и к каждому в частности. Знать и понимать историю происхождения своих предков, своей Родины - это долг каждого человека. Именно это заставляет нас уважать своих родственников, близких, все что нас окружает, а знание опыта наших древних предков рождает в нас гордость за свое Отечество. Такие мысли натолкнули меня на выбор темы моего реферата. Я хочу самостоятельно определить место и роль своего народа. Исходя своего интереса и мыслей, попытаюсь сделать это, написав работу на выбранную мной тему: « Образование Древнерусского государства.»
Образование Древнерусского государства
I. .Введение.
Однажды мне встретилось высказывание известного научного деятеля П.Я.Чаадаева, который сказал так : «Обратимся еще раз к истории: она- ключ к пониманию народа.» Я вижу в этом высказывании двоякий смысл: автор обращается ко всем и к каждому в частности. Знать и понимать историю происхождения своих предков, своей Родины - это долг каждого человека. Именно это заставляет нас уважать своих родственников, близких, все что нас окружает, а знание опыта наших древних предков рождает в нас гордость за свое Отечество. Такие мысли натолкнули меня на выбор темы моего реферата. Я хочу самостоятельно определить место и роль своего народа. Исходя своего интереса и мыслей, попытаюсь сделать это, написав работу на выбранную мной тему: « Образование Древнерусского государства.» Итак, « откуда есть пошла русская земля?»
II. Образование Древнерусского государства.
1.Происхождение славян.
а) Нестор о происхождении славян.
Еще в начале XII века русский летописец, монах Киево-Печорскойго монастыря, Нестор начал составлять летопись «Повесть временных лет», где задался вопросом « откуда есть пошла Русская земля.» Хотя в его понимании о происхождении славян немало наивного и мифологического, он совершенно точно определил. Что славянство лишь часть общеевропейского потока народов.Опираясь на библейское сказание, что после « великого потопа » сыновья Нояразделили между собой землю, Нестор полагает, что один из них - Иафет – взял под свое покравительство «полунощные земли и западные», то есть страны Европы и, где и расселились все, кто пришел туда вместе с Иафетом: Русь, чудь (прибалтийские народы) , ляхи (поляки), прусы (исчезнувшее балтское племя, давшее название Пруссии), свеи (шведы), урмане (норвежцы), агняне (англичане), фряги и римляне (итальянцы), немцы и другие.
Нестор рассказывает о расселении европейских народов и помещает славян на Дунае , там, где позднее стали жить венгры и болгары, но все же летописец не вполне уверен в своей гипотезе. Он не исключает, что славяне жили и в земле скифов, которые вVI-IV века до нашей эры занимали огромные пространства Восточной Европы, в том числе Поднепровья и Северного При-
Черноморья, даже обитали в земле хазар, которые осели в степях Приазовья и Нижнего Поволжья. Но дунайская прародина славян была все-таки ближе Монаху; именно, с дунайских берегов, из Прикарпатья и переместились в Среднее Поднепровье древние славяне, а оттуда уже разошлись по иным местам.
б) Индоевропейцы.
В результате изучения
археологических находок и
Из индоевропейцев в дальнейшем выделилось восточная группа языков и народов ( индийцы, иранцы, армяне, таджики) , западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки) и славянская группа (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, хорваты, словенцы и другие). Нестор упоминает , что было время, когда по всей Европе был « род един и язык един» , ведь до III тысячелетия до нашей эры индоевропейцы еще представляли собой единое целое, говорили на одном языке , молились одним богам.
в) Появление славян.
На рубеже III-II тысячелетий до нашей эры , в период существовавшего тогда бронзового века , когда овладение металлическими орудиями труда и оружием обусловило быстрое развитие индоевропейских племен, они начали обосабливаться друг от друга и говорить на индоевропейских диалогах, схожих между собой.
Итак, во II тысячелетии до нашей эры предки славян обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами, принадлежало им область в районе реки Вислы , но в следствии начала миграций славян к середине II тысячелетия до нашей эры они занимают территории до реки Одер- на западе, до реки Днепр - на востоке, до реки Дунай – на юге, до реки Припять – на севере, заселив большую часть Восточной Европы.
Со второй половины II тысячелетия до нашей эры единообразие праславянского мира нарушается . Европейские племена овладевают бронзовым оружием , выделяют в своей среде конные дружины , их военная активность усиливается. Потому наступает эпоха войн, завоеваний, переселений. На рубеже II – I тысячелетий до нашей эры в Европе появляются новые общности, состоящие из разноязыких племён, воздействующих друг на друга. Сосредотачиваются эти общности в двух местах: одна из них располагается в северной половине Центральной Европы, очерчивая западную часть праславянского мира, а также кельтских и иллирийских племён. Эта группировка носила название венеды. В восточной же части праславянского мира складывается группировка с центром в Среднем Поднепровье. Именно здесь появились восточные славяне и возникло государство Русь. Они заняли половину европейского континента – от Адриатики до Верхней Волги и от Эльбы до верховий Дона. Восточная ветвь славянства населяла значительную часть Великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Чёрного (Русского) моря в низовьях таких рек, как Дунай, Днестр и Днепр. Именно в этих районах, в плодородной степи, ярче всего проявлялись во все эпохи элементы прогрессивного исторического развития славянства: здесь строились задолго до Киевской Руси грандиозные « Змиевы валы», ограждавшие Поднепровье от кочевников, здесь возникли три старейших города – Киев, Переяславль, Чернигов, с которыми тесно связаны три митрополичьих кафедры, созданные на Руси аж в XI веке, которые исторически обусловили ядро Киевской Руси.
г) Древнее общество восточных славян.
Прежде чем превратиться в отдельный мир восточнославянских племён весь славянский мир претерпел ряд серьёзных изменений и катаклизмов, начиная с X-VII веков до нашей эры. Ведь в течении нескольких веков существовала балто- славянская общность, имеющая общие традиции, хозяйство, язык. В дальнейшем эти народы отсоединились друг от друга, мало того, этот период обозначился первым серьёзным нашествием степняков- кочевников на поднепровские земли. Конные племена киммерийцев обрушились на землевладельцев Поднепровья. Противоборства продолжались долгие годы.
В VI – IV веках до нашей эры восточные земли подвергались набегам скифов – иранских кочевых племён, у которых уже существовало мощное государство во главе с царями. Но несмотря на такие серьёзные испытания, восточные славяне продолжают совершенствовать свою хозяйственную и общественную жизнь: к этому периоду относят зарождение первых славянских племён.
И снова во II веке до нашей эры наши предки испытали новый натиск врагов: из низовьев Дона, из черноморских степей на север и в Среднее Поднепровье продвигались кочевые орды сарматов. Лишь ко II веку нашей эры разрушительное воздействие сарматских нашествий было преодолено, его сменил мирный труд славян в районах Днепра и Днестра до V века нашей эры, а также их расселение на задунайских берегах, вдоль р. Припяти, р. Десны, р. Оки. Тесное взаимодействие восточных славян дало большие плоды, а именно первый мощный союз , общественную организацию восточных славян – анты (V век нашей эры ), воздействие этого союза распространилось на районы Среднего Поднепровья, Подунавья, бассейны Днестра и Буга, а также Балканского полуострова и Византийской империи. В этот период восточнославянские племена достигли расцвета своего существования, они завоевывали земли, развивали свой быт, заявляли о себе соседним уже сформировавшимся государствам Европы и Азии.
д) Великое переселение народов и восточнославянских племен.
Возникновение государственности у славян относится, как известно, к эпохе раннего средневековья. Это было время, когда ушла в прошлое старая геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю на юге и западе континента и варварские плесмена ( германские, славянские, бартские, иранские ) на ее севере и востоке. Новая этническая и политическая карта Европы формировалась в результате миграции этих племен в IV- VIII веках нашей эры, получившей название Великое переселение народов. Переселению славян и германцев способствовали качественные сдвиги в развитии орудий труда, разложении родоплеменного строя и выделения знати , стремившейся к обогащению за счет военной добычи. Это явление носило территориально- политический характер, влекла за собой расслоение славян на племена, название которых образовывалось от местности обитания : особенностей ландшафта или названия реки. Славянские общности имели двухступенчатую структуру : несколько относительно небольших образований, которые можно условно определить, как племенные княжества, составляли, как правило, более крупные – союзы племенных княжеств. Создание территориально – политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности на территории, вошедшей в состав Киевской Руси.К VIII веку нашей эры было известно 15 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье ( от низовьев Припяти и Десны до р. Роси ) обитали поляне, то есть жители полей ; к северо – западу от них – древляне, то есть жители лесов; к западу от них, до Западного Буга, - волыняне, бужане; в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах Десны и Сейма располагались радимичи, на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной, к северу от древлян, обитали дряговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.
Основой хозяйства славян было пашенное земледелие. Подчинённую роль играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой стала преимущественно малая семья.Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосами , лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI – VIII веков. Расселение ускорило выделение знати, повсеместное распределение пашенного земледелия, использование железных орудий труда , что создавало возможность получения продукта , достаточного для содержания господствующего социального строя и развития государственности у славян. Основу этого социального строя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в VI – VII веках, а к IX веку он выдвинулся на ведущую позицию в обществе.
2. Появление
государства у восточных
а) Первые упоминания о Руси.
Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром , греки называли их антами , скифами, сарматами, готские историки – росоманами ( русыми людьми) , а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.
Вопрос о начале государства Русь породил длинную дискуссию между норманистами и антинорманистами , в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию , утверждая , что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами ( варягами ) : в середине IX века ( по летописи в 862 году ) по призванию новгородских славян , кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик , которого , по- видимому, призвали для того , чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий , объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.
Оппоненты же яростно отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов , венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников.
б) Основание Киева.
Уже к концу V века нашей эры ученые относят помещенные в русской летописи события , связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен , названного по имени , ставшего позднее столицей древнерусского государства.
Летопись рассказывает , что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата . Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь , был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно , осел со своей дружиной на Дунае , оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега , где и скончался . Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии , которые говорят о том , что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа , бывшее центром полянского союза племен .
История образования древнейшего города имеет место во всей истории древнерусского государства . Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству.
в) Образование государства у восточных славян .
К началу VIII века имя Русь стало применяться к восточным славянам – это говорит о возникновении государственности у них, но прежде им пришлось пройти долгий путь.
Накануне объединения
большинства восточнославянских племен
под властью Киева здесь