Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:04, реферат
Цель настоящей работы состоит в рассмотрении вопросов, связанных с образованием Московского государства и деятельностью первого русского царя Ивана III. Для достижения поставленной цели, необходимо решить круг задач:
1. Рассмотреть начальный период объединения русских земель. Выявить причины усиления Московского царства.
2. Изучить период окончательного формирования единого русского государства.
3. Проанализировать процесс формирования общерусских органов управления и особой формы государственности в период правления Ивана III.
Введение 3
1. Начальный период объединения русских земель. Соперничество Москвы и Твери 4
2. Усиление Московского княжества в ΧΙV–ΧV вв. 8
3. Создание единого Русского государства 12
4. Формирование общерусских органов управления и особой формы государственности в период правления Ивана III 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
Огромную роль в политике и экономике страны играла церковь, владевшая большими землями и имевшая свою систему управления и суда. Митрополит имел свой двор, войско, бояр, служилых людей.
Церковь осуществляла право суда по семейным вопросам над всем населением государства. Великий князь желал упорядочить свои отношения с церковью и претендовал на часть ее огромных земельных владений. Главным вопросом в их взаимоотношениях стал вопрос о церковном землевладении.
Иван III использовал развернувшийся внутрицерковный спор между иосифлянами и нестяжателями.
Нестяжатели (последователи Нила Сорского) считали недопустимым для церкви владеть зависимыми крестьянами, землями и богатствами. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) ратовали за умножение богатств и земельных владений церкви. В 1503 году победили иосифляне. Иван III вынужден был смириться с этой победой, так как ему нужна была поддержка церкви в борьбе с мятежами крестьянства и боярства. Его сын Василий III выступил с поддержкой иосифлян и дал церкви большие привилегии.
Великокняжеская власть пошла на союз с церковью и находила ее постоянную поддержку.
Иосифлянин Филофей в годы правления Василия III развил идею об исторической преемственности власти московских государей от византийских императоров. Эта теория, получившая впоследствии название «Москва – третий Рим», сыграла важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.
Согласно ей, в мире существует вечное по своей духовной сущности государство – Рим. Земные его очертания могут меняться и могут носить разные названия. «Рим» – это наиболее могущественное государство мира. Первый Рим – это древняя Римская империя, которая погибла от языческих грехов. Второй Рим – его преемница Византийская империя. Ее грех – заключение с католиками Флорентийской унии (1439 г.), после чего Божьим наказанием стал захват турками Византии. Третьим Римом, как единственным крупным оплотом православия, стала Москва, которая является столицей не только могущественного государства, но и оплотом духовности и нравственности.
Иосифляне поддерживали идею о божественном происхождении царской власти.
Таким образом, благодаря ликвидации раздробленности Россия добилась независимости, расширила свою территорию, что создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа. Однако исторические особенности развития российской цивилизации привели к складыванию деспотической формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.
ΧΙV–XVI век был напряженнейшим периодом в истории Русского государства. По образному выражению видного историка А.А Зимина, эта эпоха является «порогом» нового времени русской истории. Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах.
Образование Московского государства можно разделить на три этапа.
К первому этапу относится ХIII – первая половина ХIV вв., когда политическое дробление Руси достигло своего апогея. Москва становится центром русских земель. В этот период главную роль сыграла политика московских князей и их личностные качества. Сделав ставку на союз с Ордой и продолжив в этом отношении линию Александра Невского, осознав роль церкви в условиях отхода Орды от политики веротерпимости, московские князья первой половины ХIV в. использовали все средства для достижения поставленных целей. В итоге, унижаясь перед ханом и жестоко подавляя антиордынские выступления, скопидомничая, обогащаясь и по крохам собирая русскую землю, они сумели возвысить свое княжество и создать условия, как для объединения земель, так и для вступления в открытую борьбу с Ордой.
Если на первом этапе Москва лишь стала наиболее значительным и сильным княжеством, то на втором этапе (вторая половина ХIV - середина ХV вв.) она превратилась в бесспорный центр объединения. Власть московского князя усилилась, началась активная борьба с Ордой, зависимость постепенно ослабевала.
К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию-формирование единого российского государства. Социально-экономическое развитие страны на протяжении ΧΙV–XVI вв. привело к значительному усилению феодального землевладения и хозяйства.
Основное содержание третьего этапа заключалось в присоединении к Московскому княжеству остальных территорий Северо-Восточной Руси.
Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет во время княжения Ивана III (1462-1505) г. Ко времени княжения Ивана III Московское княжество выросло. Перед Иваном III стояли три задачи: подчинить и присоединить оставшиеся еще самостоятельными княжества, освободиться от татарского ига и отбросить от границ складывающегося Русского государства польско-литовских панов и помогавших им немецких рыцарей. Иван III сравнительно скоро и успешно разрешил стоящие перед ним задачи, что и послужило вскоре предпосылкой в выборе альтернативы развития дальнейшей власти и созданию централизованного государства.
Объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню экономикой и культурой России.
1 Халтурин В.Ю. История России с древнейших времен: Учебное пособие. – Иваново: Изд-во ИГЭУ, 2003. – С. 52.
2 Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. — С. 66.
3 История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. — М.: Центр, 2001.— С. 56-58.
4 Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. - М.: Мысль, 1991. – С. 121-122.
5 Игнатов В.Г. История государственного управления России. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — С. 56.
6 Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н. История Отечества: Курс лекций. - М.: Изд-во РУДН, 2004. – С. 59.