Образование древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.
В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

Вложенные файлы: 1 файл

Билет 1.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

* смерды (крестьяне-общинники);

* закупы (человек, попавший  в долговую кабалу и отрабатывающий "купу");

* изгои (человек, вышедший  из общины или освободившийся  от холопства выкупом);

* челядь и холопы (придворные  рабы);

* городское население  (городская аристократия и городские  низы);

Господствующий класс  феодалов сформировался в IX веке. К  ним относились великие князья, местные  князья, бояре. Государственное и  личное княжение не было разделено, поэтому  княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а  князю как феодалу.

Наряду с великокняжеским  доменом существовало и боярско-дружинное  земледелие.

Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.

Появление в Пространной  редакции Русской правды, относящейся  к концу XI-началу XII вв., статей, где  упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод  о том, что к этому времени  утвердилось и боярское землевладение.

Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых  дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были:

1. вотчина;

2. держание (поместье).

Вотчины приобретались путем  захвата общинных земель или путем  пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём  пожалования (на время службы боярина  или до его смерти). Всякое земельное  владение бояр было связано со службой  князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя  на службу к другому не рассматривался как государственная измена.

Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.

К феодалам следует отнести  и церковь, и монастыри, которые  после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.

Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в  Русской правде подразумеваются  свободные преимущественно крестьяне-общинники  и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.

Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая  дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.

Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его  личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.

По мнению историков Б.Д. Грекова и М.Б. Свердлова, смерды были свободные и зависимые. Зависимыми смердами были те, которые получили землю у феодала и работали на него.

Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых  смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория  называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской  правды пространной редакции.

Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители  городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его  ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку  бегства превращался в холопа.

"Изгои" бывали свободные  и зависимые. Это были:

* бывшие закупы;

* выкупившиеся на волю  холопы;

* выходцы из свободных  слоев общества.

Они не были свободными до тех  пор, пока не поступали на службу к  хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.

На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они  не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса  место", т.е. как собаку. Если раб  укрылся у своего господина, то последний  мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу. Закон запрещал укрывать беглых холопов.

 

Социально-экономические  отношения  Древней Руси

 

В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм , но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели. Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина . Владельцем вотчины был князь или боярин . В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» или «людины». Отсюда термин, означающий сбор дани - «полюдье ». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах , которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали  у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – закупы . Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы , называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение на Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм, который имел существенные отличия от «классического» западно-европейского. Главной особенностью феодализма в Древнерусском государстве была большая роль государственного сектора в экономике страны. Здесь было значительное числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.  

 
Вопрос 31

Образование буржуазных партий в России: кадеты и октябристы, их программа и тактика

Кадеты (конституционно-демократическая партия; официально - партия «народной свободы»), главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Оформилась в ходе Революции 1905-07 в России, 1-й учредительный съезд Кадеты (конституц.-демократ. партия), принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12-18 октября 1905. Созданию партии предшествовала деятельность либерально-буржуазного «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов», которые и составили её ядро. Окончательно партия Кадеты (конституц.-демократ. партия) сконструировалась на 2-м съезде (Петербург, 5-11 января 1906), уточнившем программу партии и избравшем постоянный ЦК (1-й съезд, ввиду его малочисленности, избрал временный ЦК). Главными деятелями в руководстве Кадеты (конституц.-демократ. партия) были П. Н. Милюков, А. М. Колюбакин, В. А. Маклаков, А. И. Шингарёв, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев, И. В. Гессен, А. И. Каминка, В. Д. Набоков, князья Павел Д. и Петр Д. Долгорукие, М. М. Винавер, А. А. Корнилов, кн. Д. И. Шаховской, И. И. Петрункевич и др. В 1906 партия насчитывала 70-100 тыс. членов. В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции - адвокаты, профессора, литераторы, земские деятели, либеральные помещики. С февраля 1906 выходила газета «Речь», ставшая фактически центральным органом партии. В 1906 состоялись 3-й (Петербург, 21-25 апреля) и 4-й (Гельсингфорс, 23-28 сентября) съезды, а в 1907 (23-25 октября) - 5-й съезд Кадеты (конституц.-демократ. партия) в Гельсингфорсе. До 1916 съезды не созывались.

Программа Кадеты (конституц.-демократ. партия), принятая в октябре 1905, оставляла вопрос о форме государственного строя открытым (§13 гласил: «Конституционное устройство Российского государства определяется основными законами»). Но через 3 мес., когда определился поворот в сторону поражения революции, 2-й съезд Кадеты (конституц.-демократ. партия) уточнил эту формулу: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией», с министерством, ответственным перед «народным представительством» - одно- или двухпалатным парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Программа включала требования буржуазных свобод: слова, совести, собраний, передвижения, неприкосновенности жилища и т. и. Аграрная часть её предусматривала наделение землёй безземельных и малоземельных крестьян за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также частичного отчуждения частновладельческих земель по «справедливой» (нерыночной) оценке. По рабочему вопросу программа требовала распространения законодательства на все виды наёмного труда, постепенного («по мере возможности») введения 8-час. рабочего дня; права рабочих на стачки и союзы; обязательного государственного страхования «с отнесением издержек на счёт предпринимателей». Особое внимание уделялось расширению прав земств и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы. По национальному вопросу Кадеты (конституц.-демократ. партия) требовали свободы языков; признания права автономии в пределах империи за Польшей и Финляндией. Сравнительная радикальность программы объясняется тем, что партия возникла в кульминационный момент революции и революционности масс и рассчитывала повести их за собой. Претензия на роль «вождя общенациональной оппозиции» основывалась на ошибочном представлении о политической отсталости крестьянства и убеждении, свойственном либерально-буржуазной интеллигенции вообще, что она выражает общенациональные «надклассовые» интересы.

Главной линией Кадеты (конституц.-демократ. партия) было категорическое отрицание революции и противопоставление ей пути «мирного», «конституционного» развития России, стремление «овладеть революционной стихией», ввести её в русло «закономерной социальной реформы». До Манифеста 17 октября 1905 либеральная буржуазия частично, с оговорками, оправдывала и даже сочувствовала революционному движению, запугивая царизм революцией, она надеялась сделкой с ним получить «конституцию» за счёт народа. Манифест 17 октября, по мнениюКадеты (конституц.-демократ. партия), означал осуществление целей революции, начало «эры парламентарского творчества». После Декабрьских вооружённых восстаний 1905 Кадеты (конституц.-демократ. партия) резко повернули вправо. Они протестовали против «тирании революции», осуждали «безумие вооруженного восстания», тактику «крайних», особенно революционных социал-демократов.

Кадеты использовали Государственную  думу как арену своей политической деятельности. Конституционные иллюзии  широких слоев демократических  избирателей (особенно крестьянства), отдавших – ввиду бойкота выборов  Думы социал-демократами и эсерами  – свои голоса кадетам как единственно  оппозиционной партии, обеспечили им победу на выборах в 1-ю Государственную  думу в 1906 г. Из 478 депутатов фракция  кадетов насчитывала 179 и являлась руководящим центром Думы. Председателем  Думы был кадет С. А. Муромцев. Весной 1906 г. кадеты вступили в тайные переговоры с правительством о вхождении  в министерство. Спекулируя на страхе трудовиков перед разгоном Думы, кадеты требовали от них умеренности, отказа от конфликтов с правительством. Повести  за собой трудовиков кадеты пытались при помощи своего аграрного законопроекта (проект 42-х). Однако он был отвергнут трудовиками, противопоставившими кадетам свой законопроект (104-х). Политика кадетов в Думе привела к резкому падению их влияния в массах. Чтобы спасти престиж и предотвратить призыв левых партий ответить на роспуск Думы революционными действиями, часть депутатов кадетов подписала в июле 1906 г. Выборгское воззвание, призывавшее население к пассивному сопротивлению правительству. Но через 2 мес. 4-й съезд кадетов высказался против его осуществления.

Во 2-й Думе представительство кадетов  уменьшилось почти вдвое (98 депутатов  из 518), но положение «центра» из-за колебаний  трудовиков они сохранили. Председатель Думы был избран правый кадет Ф. А. Головин. В условиях дальнейшего  спада революции политика кадетов  приобрела ещё более умеренный  и контрреволюционный характер. «Нет уже прошлогоднего колебания  между реакцией и народной борьбой, - характеризовал поправение кадетов  В. И. Ленин. – Есть прямая ненависть  к этой народной борьбе, прямое, цинично  возвещаемое стремление прекратить революцию...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15, с. 20). Капитулянтская политика кадетов  облегчила правительству разгон 2-й Думы и проведение Третьеиюньского  государственного переворота 1907 г. Предательство  народных интересов окончательно разоблачило  кадетов в глазах масс. Все сколько-нибудь демократические элементы покинули партию.

В третьеиюньский период партия переживала состояние кризиса и развала. По признанию Милюкова, кадеты перестали  существовать как организационное  целое. На 5-м съезде они отказываются от самостоятельной разработки законопроектов и становятся на путь «серьёзной критики» проектов правительства и «внесения  в них улучшений». Съезд постановил пойти в 3-й Думе на союз с октябристами и дать «решительный отпор» левым, если они будут срывать работу в  Думе. Свою роль в 3-й Думе, куда они  вошли меньшинством (54 депутата), кадеты определили словами «ответственная оппозиция» (в отличие от оппозиции  «безответственной» - социал-демократах, использовавших Думу в агитационных целях). В 1909 г. кадеты участвовали в  идеологическом наступлении реакции  на революцию и демократию, выступая на страницах ренегатского сборника «Вехи». Летом 1909 г. на обеде у лорд-мэра Лондона Милюков заявил: «Пока  в России существует законодательная  палата, контролирующая бюджет, русская  оппозиция остается оппозицией его  величества, а не его величеству». Заявление было одобрено конференцией кадетов в ноябре 1909 г.

Новый революционный подъём, углубляющийся  кризис верхов, законодательный паралич  Думы, страх полной изоляции от масс в случае новой революции заставили кадетов в 4-й Думе взять более «левый» тон. Они вносят законопроекты о всеобщем избирательном праве, реформе Государственного совета, буржуазных свободах, осуждают политику министерства внутренних дел и т.п. В 1913 г. руководители кадетов вынуждены были признать, что выход для решения политических задач не в Думе, а в «сближении с массами». Однако революционного движения масс либеральная буржуазия по-прежнему боялась больше, чем реакции. Поэтому основные надежды кадетов продолжали возлагать на Думу и союз с октябристами.

Первая мировая война 1914-1918 гг. отодвинула на время противоречия между либеральной  буржуазией и самодержавием. Кадеты торжественно заявили о своём  «единении» с правительством и о  необходимости отложить все «распри» до победоносного окончания войны. Поражения на фронте, гнилость царского режима, перспектива полного военного краха и углубление революционной  ситуации в стране снова возродили  и усилили оппозиционные настроения не только буржуазии, но и помещиков. В 1915 г. при решающей роли кадетов  возник думский «Прогрессивный блок» (кадеты, октябристы, «прогрессисты» и  др.), программа которого («министерство  общественного доверия», минимум  либеральных реформ) была нацелена на предотвращение надвигавшейся революции  и доведение войны «до победного  конца».

Февральская революция 1917 г. резко  изменила положение кадетов. Они  стали играть руководящую роль в  буржуазном Временном правительстве  первого состава, в которое вошли  Милюков, Шингарев, Н. В. Некрасов, А. А. Мануйлов. «Партия.. кадетов», - отмечал В. И. Ленин, - главная партия капиталистов, стояла на первом месте, как правящая и правительственная партия буржуазии» (там же, т. 34, с. 58). Став у власти, кадеты делали всё, чтобы воспрепятствовать решению аграрного, национального и др. коренных вопросов революции. Они выступали за продолжение войны, 7-й съезд партии кадеты [Петроград, 25-28 марта (7-10 апреля) 1917 г.], учитывая антимонархические настроения масс, установил, что «Россия должна быть демократической республикой». В 1917 г. партия кадетов насчитывала не более 50 тыс. чел.

Информация о работе Образование древнерусского государства