Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:37, контрольная работа
Образование Древнерусского государства и его первые князья.
«Русская правда».
2.2. Контрреформы 1880-90 гг.: цели, содержание, итоги
Александр III - 2 периода внутренней политики:
1 - 1881 – 1885
2 - 1886 – 1894
Старая рекрутская система изживала себя. Огромная армия тяжела для гос-ва. Воинская повинность была обязательностью для всех жителей империи. Служили мужчины с 20 лет в сухопутных 6 лет службы и 9 лет в запасе, а во флоте 7 лет службы и 3 гола запаса. Армия основана на воинской повинности. Но существовали льготы определенным категориям:
-лицам с высшим образованием;
-гимназисты служили три месяца.
Широкая сеть военных учреждений, да плюс перевооружение армии.
Вывод: реформаторская деятельность
катализировала общественное движение,
активизировалась революционная организация
и негативизм в обществе. Наиболее острая
аппозиция в среде интеллигенции. Основное
недовольство вызвала половинчатость
реформ. В конце царствования Александра
I 1880-81 года главной задачей было примирить
гос-во и общество.
Контрреформы.
Самые первые
недели правления били
1881 г. - временное
положение о военных судах
на тех территориях, где было
военное положение. Гос-во
-ускоренное рассмотрение дела с нарушением прав подсудимого;
-вынесение
чрезвычайно суровых
-отсутствие гласности.
Чрезвычайное
положение вводилось
Были сделаны шаги к контрреформам местного самоуправления. Учреждалась должность земских участковых начальников, которые контролировали органы местного самоуправления, они заменяли мировых судей, имели решающее слово в волостных и земских судах. Земские начальники избирались из числа родовитого дворянства. По характеру деятельности должность земского начальника низко оплачивалась. И поэтому туда попадали дворяне неудачники и от сюда же негативное отношение к другим слоям общества. Появление земских начальников - это удар по местному самоуправлению. Так же были увеличены полномочия генерал-губернаторов на местах. Гласных городской думы утверждал губернатор. Он по всем вопросам принимал окончательное решение в городском управлении. Усиление влияния губернатора на судебный процесс, он участвует при вынесении дел о подсудности, при изъятии дела из общих судов в специальные.
Контрреформы в области образования.
Университеты были лишены своей автономии, затруднен доступ к образованию. Усилилась цензура и увеличился запрет на определенную литературу. Положительные моменты:
-стабилизация финансов в гос-ве не прибегая к авантюрным способам, пополнение бюджета, который не надеялся на развитие промышленности.
Вывоз хлеба это основная статья дохода. Эта политика проводилась без учета развития сельского хозяйства. В результате его деятельности доход и расход сведены к нулю. Был заменен Буше. Он замечал роль промышленности и железнодорожного строительства, использование всевозможных средств для пополнения бюджета, развивал банковскую систему. Деятельность крестьянского банка и дворянского и были снижены размеры выкупных платежей.
Общее налогообложение. Деятельность крестьянского банка была направлена на предоставление ссуды крестьянам на покупку земли. Цель дворянского банка - сохранить дворянское землевладение путем выдачи ссуд под минимальный процент и под залог земель. Мелкое и среднее дворянство получили большие ссуды. Положительные моменты: в кругах дворянства начинает появляться предпринимательская прослойка. Процесс обуржуазивания дворянства.
В первой половине 80-х гг. XIX в. в России удалось провести ряд экономических преобразований по инициативе Н.Х. Бунге (1823–1895).
По мнению Н.Х. Бунге, промышленное развитие тормозилось из-за отсутствия в стране современного фабрично-заводского законодательства. Он стал инициатором его разработки и принятия.
1 июня 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался 8-часовой рабочий день. В этом же году при министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства.
3 июня 1886 г. новый закон, подписанный царем, устанавливал правила найма и увольнения рабочих, условия оплаты труда. Одновременно в нем предусматривался целый ряд карательных мер за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес администрации.
В 1882–1886 гг. была отменена подушная подать и введены новые налоги на недвижимость, торговлю, промыслы, денежные операции.
В 1881 г. была возобновлена чеканка серебряного рубля. Для кредитования народного хозяйства были созданы Крестьянский (1882) и Дворянский земельные (1885) банки.
Н.Х. Бунге подвергался сильнейшему давлению со стороны партии контрреформ. В январе 1887 г. он был уволен с поста министра финансов и назначен на почетный, но менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Н.Х. Бунге сменил И.А. Вышеградский (1831–1895) – ученый и предприниматель.[14] По основным направлениям экономической политики он был вынужден продолжить линию своего предшественника, направленную на увеличение косвенных налогов, поддержку промышленности. Протекционизм как основа его деятельности в экономической сфере преобладал.
В плеяде российских реформаторов одно из первых мест занимал С.Ю. Витте (1849–1915),[15] начавший свою деятельность при Александре III. В истории России он остался как один из самых крупных государственных чинов, который способствовал экономическому подъему страны. Для ускоренного промышленного развития была введена жесткая налоговая система; увеличены косвенные налоги; введена государственная винная монополия (1894); поддержка железнодорожного строительства. В области политики протекционизма проводилась защита российской промышленности от иностранных конкурентов. В 1897 г. С.Ю. Витте осуществил финансовую реформу: было введено золотое обеспечение рубля и его свободная конвертация; широко привлекался в страну иностранный капитал. Его реформы (финансовая, налоговая и др.) до сих пор считаются образцовыми по формам и методам их осуществления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудно переоценить историческое значение Киевской Руси. В киевский период своей истории восточные славяне сложились в древнерусскую народность – предка современных русского, украинского и белорусского народов. Наследием киевской поры всех трех восточнославянских народов является яркая, красочная, самобытная древнерусская культура. Культурное наследие Киевской Руси выдержало испытание времени, распространилось и охватило все более многочисленные слои населения. Древнерусская культура оказала огромное влияние на культуру неславянских племен и народов Восточной Европы, входивших в состав древнерусского государства. Вместе с ней широко распространился древнерусский язык.
Политика Александра III и его окружения объективно не могла вернуть Россию к дореформенному устройству, удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первенство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия.
Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали одной общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева чиновника - будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины.
Информация о работе Образование древнерусской государственности