Образование древнерусской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Образование Древнерусского государства и его первые князья.
«Русская правда».

Вложенные файлы: 1 файл

Образование древнерусской государственности.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Контрреформы 1880-90 гг.: цели, содержание, итоги

Александр III  - 2 периода внутренней  политики:

1 - 1881 – 1885

2 - 1886 – 1894

Старая рекрутская система изживала себя. Огромная армия  тяжела для гос-ва. Воинская повинность была обязательностью для всех жителей  империи. Служили мужчины с 20 лет  в сухопутных 6 лет службы и 9 лет  в запасе, а во флоте 7 лет службы и 3 гола запаса. Армия основана на воинской повинности. Но существовали льготы определенным категориям:

-лицам с  высшим образованием;

-гимназисты  служили три месяца.

Широкая сеть военных  учреждений, да плюс перевооружение армии. 

Вывод:  реформаторская деятельность катализировала общественное движение, активизировалась революционная организация и негативизм в обществе. Наиболее острая аппозиция в среде интеллигенции. Основное недовольство вызвала половинчатость реформ. В конце царствования Александра I 1880-81 года главной задачей было примирить гос-во и общество.  
Контрреформы. 

 Самые первые  недели правления били либеральными. С апреля 1881 г. вводится в силу  манифест, который все перечеркнул,  в нем подчеркивалась консервативная политика. Многие либеральные министры ушли и появились новые - консервативные: Толстой, Победоносцев и т. п.

1881 г. - временное  положение о военных судах  на тех территориях, где было  военное положение. Гос-во ощутило  удар реформами по судебной  системе. В уставах было записано, что дела, находящиеся во введении общественных судов и связанные с государственными преступлениями, надо было передавать в ведение военных судов. Военный суд имел свои отличительные черты:

-ускоренное  рассмотрение дела с нарушением прав подсудимого;

-вынесение  чрезвычайно суровых приговоров;

-отсутствие  гласности. 

 Чрезвычайное  положение вводилось правительством  и могло существовать очень длительное время. Падала роль присяжных заседателей, а также исчезают государственные преступления. 

 Были сделаны шаги к контрреформам местного самоуправления. Учреждалась должность земских участковых начальников, которые контролировали органы местного самоуправления, они заменяли мировых судей, имели решающее слово в волостных и земских судах. Земские начальники избирались из числа родовитого дворянства. По характеру деятельности должность земского начальника низко оплачивалась. И поэтому туда попадали дворяне неудачники и от сюда же негативное отношение к другим слоям общества. Появление земских начальников - это удар по местному самоуправлению. Так же были увеличены полномочия генерал-губернаторов на местах. Гласных городской думы утверждал губернатор. Он по всем вопросам принимал окончательное решение в городском управлении. Усиление влияния губернатора на судебный процесс, он участвует при вынесении дел о подсудности, при изъятии дела из общих судов в специальные. 

Контрреформы в области образования. 

Университеты  были лишены своей автономии, затруднен  доступ к образованию. Усилилась цензура и увеличился запрет на определенную литературу. Положительные моменты:

-стабилизация  финансов в гос-ве не прибегая  к авантюрным способам, пополнение  бюджета, который не надеялся  на развитие промышленности.

 Вывоз хлеба  это основная статья дохода. Эта  политика проводилась без учета развития сельского хозяйства. В результате его деятельности доход и расход сведены к нулю. Был заменен Буше. Он замечал роль промышленности и железнодорожного строительства, использование всевозможных средств для пополнения бюджета, развивал банковскую систему. Деятельность крестьянского банка и дворянского и были снижены размеры выкупных платежей. 

Общее налогообложение. Деятельность крестьянского банка  была направлена на предоставление ссуды крестьянам на покупку земли. Цель дворянского банка - сохранить дворянское землевладение путем выдачи ссуд под минимальный процент и под залог земель. Мелкое и среднее дворянство получили большие ссуды. Положительные моменты: в кругах дворянства начинает появляться предпринимательская прослойка. Процесс обуржуазивания дворянства. 

В первой половине 80-х гг. XIX в. в России удалось провести ряд экономических преобразований по инициативе Н.Х. Бунге (1823–1895).

По мнению Н.Х. Бунге, промышленное развитие тормозилось  из-за отсутствия в стране современного фабрично-заводского законодательства. Он стал инициатором его разработки и принятия.

1 июня 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался 8-часовой рабочий день. В этом же году при министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства.

3 июня 1886 г. новый закон, подписанный царем, устанавливал правила найма и увольнения рабочих, условия оплаты труда. Одновременно в нем предусматривался целый ряд карательных мер за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес администрации.

В 1882–1886 гг. была отменена подушная подать и введены новые налоги на недвижимость, торговлю, промыслы, денежные операции.

В 1881 г. была возобновлена чеканка серебряного рубля. Для кредитования народного хозяйства были созданы Крестьянский (1882) и Дворянский земельные (1885) банки.

Н.Х. Бунге подвергался  сильнейшему давлению со стороны  партии контрреформ. В январе 1887 г. он был уволен с поста министра финансов и назначен на почетный, но менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Н.Х. Бунге сменил И.А. Вышеградский (1831–1895) – ученый и предприниматель.[14] По основным направлениям экономической политики он был вынужден продолжить линию своего предшественника, направленную на увеличение косвенных налогов, поддержку промышленности. Протекционизм как основа его деятельности в экономической сфере преобладал.

В плеяде российских реформаторов одно из первых мест занимал С.Ю. Витте (1849–1915),[15] начавший свою деятельность при Александре III. В истории России он остался как один из самых крупных государственных чинов, который способствовал экономическому подъему страны. Для ускоренного промышленного развития была введена жесткая налоговая система; увеличены косвенные налоги; введена государственная винная монополия (1894); поддержка железнодорожного строительства. В области политики протекционизма проводилась защита российской промышленности от иностранных конкурентов. В 1897 г. С.Ю. Витте осуществил финансовую реформу: было введено золотое обеспечение рубля и его свободная конвертация; широко привлекался в страну иностранный капитал. Его реформы (финансовая, налоговая и др.) до сих пор считаются образцовыми по формам и методам их осуществления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно переоценить  историческое значение Киевской Руси. В киевский период своей истории восточные славяне сложились в древнерусскую народность – предка современных русского, украинского и белорусского народов. Наследием киевской поры всех трех восточнославянских народов является яркая, красочная, самобытная древнерусская культура. Культурное наследие Киевской Руси выдержало испытание времени, распространилось и охватило все более многочисленные слои населения. Древнерусская культура оказала огромное влияние на культуру неславянских племен и народов Восточной Европы, входивших в состав древнерусского государства. Вместе с ней широко распространился древнерусский язык.

Политика Александра III и  его окружения объективно не могла  вернуть Россию к дореформенному устройству, удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первенство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия.

Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали одной общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева чиновника - будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины.


Информация о работе Образование древнерусской государственности