Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:52, реферат
Несмотря на многочисленные запреты и ограничения, установленные колонизаторами, в испанских колониях все же развивались производительные силы, и к концу XVIII - началу XIX в. наблюдался известный рост промышленности, сельского хозяйства и торговли. Королевская монополия на производство и продажу ряда важнейших товаров (табак, спирт, гербовая бумага и др.), а также драконовские меры, при помощи которых колониальные власти препятствовали развитию ремесла и мануфактуры, всячески мешали местной буржуазии заниматься предпринимательской деятельностью. Ликвидация колониального режима становилась таким образом исторически необходимой.
Среди различных слоев населения неуклонно росло стремление к освобождению от испанского господства. Освободительное движение принимало порой характер вооруженных выступлений против власти колонизаторов.
В конце XIX - начале XX в. переход Латинской Америки к эпохе промышленного капитализма совпал с периодом становления в Западной Европе и США господства корпораций, монополий. В это время в Латинской Америке как бы совпали две линии мирового развития, совмещение фазы раннего капитализма с сохранением докапиталистических элементов и капитализма зрелого, вступившего в новую монополистическую стадию. Приток иностранного капитала сыграл важную роль в капиталистическом развитии Латинской Америки, но в экономике усугубились диспропорции, "старое" и "новое" находило выражение в сочетании консервативно-традиционных и обновленческих факторов и начал в общественном развитии.
(Большое влияние на общественное развитие Латинской Америки оказали особенности формирования латиноамериканских наций. Нации складывались из разнородных расово-этнических компонентов, как правило, в рамках государственных границ. Индейское население, европейские колонисты, иммигранты, выходцы из Африки стали источниками формирования наций в рамках определенных социально-экономических, территориальных и государственных общностей. Взаимодействие различных традиций, культур, обычаев создало своеобразный культурно-этнический сплав индейских, негритянских, европейских признаков. Латиноамериканцев отличает свойственная многим южным народам темпераментность, склонность к ярким, эмоциональным проявлениям жизни. Это отразилось и на общественно-политической жизни, носившей часто бурные проявления. В условиях широкого спектра глубоких социальных и экономических противоречий, социальной и политической нестабильности, наличия массы разоренного, неустроенного, обездоленного населения выход этого социального недовольства приобретал нередко бурный характер, революционные вспышки, или, напротив, вызывал отчаяние и чувство безысходности, склонность к смирению с диктатурой.)
Характерной чертой социально-политической истории латиноамериканских республик являлась живучесть патриархально-патерналистских традиций, сформировавшихся в колониальный период, в условиях провинциальной замкнутости и гражданских войн XIX в. Это проявлялось в доминировании "клановых" связей между "патроном" (хозяином), лидером, "вождем" и подчиненной ему массой ("клиентелой" - от слова клиент) над связями классовыми и социальными. Суть таких связей - в сплочении того или иного круга лиц вокруг сильной, влиятельной личности в надежде решить свои насущные проблемы, выбиться вверх вслед за этой личностью в конкуренции с другими "фракциями". Поэтому в политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение ухватить психологический настрой "толпы", предстать перед ней близким и понятным. Популистские массовые движения в Латинской Америке, роль лидеров в партийно-политической жизни составляют особенность большинства латиноамериканских стран даже в XX в.
(В районах с преобладанием индейского населения сохранились значительные элементы традиционных обществ, общинное устройство, особенно на территориях, мало затронутых современной европейской цивилизацией (в бассейнах Амазонки и других рек еще имеются племена, живущие в каменном веке). Среди этой части населения сильны коллективистские, общинные традиции солидарности, совместной деятельности и взаимопомощи, неприятие ценностей и экономических устоев западного общества.)
Важную роль в развитии латиноамериканского общества играет католическая церковь. В Латинской Америке проживает почти половина католиков мира. Католическая церковь была активным участником колонизации и формирования колониального общества. Она способствовала развитию просвещения и культуры, христианизации и приобщению к ценностям европейской цивилизации индейского населения. Через церковные приходы, школы, общины католицизм распространил свое влияние на 90% населения Латинской Америки. Традиции католичества утвердились на местной почве и стали частью национального самосознания латиноамериканских народов, их духовной культуры и общественной жизни. На эти традиции опирались консервативные партии и течения. Но патриоты видели в христианской мысли идеал справедливости.
Особенности развития Латинской Америки во многом определили сложное переплетение противоречий в обществе. Они проявлялись в столкновениях между олигархической буржуазно-помещичьей верхушкой и широкими слоями населения, между иностранным капиталом и национальной буржуазией.
Проблема поиска путей модернизации, преодоления отсталости от европейских центров цивилизации составляла важнейшую черту общественно-политической борьбы в странах континента.
С 70-80-х гг. началось формирование отрядов фабрично-заводского пролетариата, постоянным явлением становятся забастовки, переросшие в начале XX в. в Аргентине, Чили, Уругвае, Бразилии в крупные всеобщие забастовки. Возникают профсоюзы, социалистические организации марксистского, анархистского и анархо-синдикалистского направления. Жестокие формы эксплуатации, нищета и бесправие, фактическое отсутствие политических свобод для основных масс населения часто толкали рабочих к бунтарским действиям и формам классовой борьбы против капитала и государственной власти. Широко были распространены антибуржуазные идеи и настроения.
Социально-экономическая структура стран Латинской Америки.
Выиграв войну за независимость, помещичье-буржуазные круги обрели власть и получили свободу торговли. Продукцию на мировой рынок поставлял аграрный сектор и, прежде всего, крупные помещичьи хозяйства - латифундии. По целому ряду товаров страны Латинской Америки заняли ведущее место в мировой торговле уже в начале XX в. Так, Бразилия поставляла 85% мирового производства кофе, Эквадор - большие партии какао, Куба - сахар. Аргентина стала важным производителем пшеницы и мяса. Другие страны специализировались на добыче минерального сырья: Чили - селитры и меди, Венесуэла и Мексика - нефти, Боливия - олова и т. д. Таким образом Латинская Америка включалась в мировое капиталистическое хозяйство, приобщалась к мировому рынку в качестве аграрно-сырьевого звена.
Такая специализация была характерна для стран тик называемого "второго эшелона" капиталистического развития. Роль иностранного капитала при этом была двойственной: с одной стороны, несомненно, иностранный капитал ускорял развитие капитализма в регионе, но вместе с тем нередко и консервировал архаические докапиталистические отношения. Так, в Бразилии и на Кубе почти до конца XIX в. сохранялся институт рабства, а пеонаж (долговое рабство) даже пережил и этот рубеж. Двойственным было и влияние на буржуазное развитие латифундизма, который был, с одной стороны, важным фактором капиталистического развития, накопления национального капитала, но, с другой стороны, большим злом для крестьянства. В ряде стран аграрный вопрос стоял остро из-за обезземеливания крестьянства, разграбления общинных земель, концентрации крупных массивов в руках немногих. Так, в Мексике основная часть сельскохозяйственных земель приходилась на 400 самых крупных латифундий. Так же остро аграрная проблема стояла в Перу и Боливии.
В конце XIX - начале XX в. развивалась промышленность по переработке продовольствия и сырья для экспорта и внутреннего потребления, рос внутренний рынок, укреплялся национальный капитал, менялась социальная структура и, прежде всего, увеличивался по численности рабочий класс. Одновременно возникали новые противоречия - национального капитала с традиционной помещичьей олигархией, с односторонностью ориентации на аграрно-сырьевой экспорт, с засильем иностранного капитала.
Железнодорожное строительство было одной из важных сфер приложения иностранного капитала в Латинской Америке в XIX в. Первенство в этой области принадлежало Великобритании. Другая сфера приложения капитала - банковские займы, которые опутывали страны Латинской Америки видимыми и невидимыми узами зависимости. К 1914 г. капиталовложения капиталистических стран Европы и США превысили 10 млрд. долл. Из них на долю Великобритании приходилось - 4,9 млрд. долл., США - 1,2 млрд., Франции - 1,2 млрд., Германии - 0,9 млрд. долл. Степень влияния различных империалистических держав была различна по регионам: Великобритания доминировала в Южной Америке, США - в Центральной Америке.
К началу XX в. обозначилась дифференциация стран Латинской Америки по уровню капиталистического развития. На первое место к 1914 г. вышла Аргентина. Здесь городское население (в основном иммигранты из Европы) составило свыше 53% населения. На таком же уровне был Уругвай, затем Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили. Более отсталыми в капиталистическом развитии оставались Перу, Боливия, Мексика, где были более глубоки корни докапиталистических отношений. В этих странах в отличие от Аргентины, Уругвая, Бразилии, Чили и Кубы сохранялись огромные массы обездоленного, закабаленного индейско-метисского крестьянства.
К началу XX в. в Латинской Америке уже сложились относительно крупные отряды пролетариата. В обрабатывающей промышленности было занято свыше 800 тыс. рабочих. Из них в Аргентине - тыс., в Чили - 200 тыс., в Мексике - свыше 100 тыс. человек. К этому следует добавить рабочих транспорта, добывающей промышленности, городских и плантационных рабочих.
Информация о работе Образование независимых государств в Латинской Америке