Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:02, реферат
Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё своеобразие и яркую индивидуальность.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика Древней Индии……………………………………6
2. Правовое положение отдельных групп населения……………………….19
3. Государственный строй Древней Индии………………………………….24
4. Право Древней Индии……………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………..37
Судя по археологическим находкам, Индия была заселена ещё во времена древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселённые. На первое место всё больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тысячелетию до н.э. Главным центром её были города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде).
Основные орудия и оружия изготовлялись обитателями этих городов из меди, затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лимехи, продолжали изготовляться из кремня.
Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя и риса) и фруктовых деревьев (финиковых пальм, манго и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло.
Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена.
В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На перекрёстках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод точных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому, иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до сих пор ещё не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.
В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались разгрому.
Ещё раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в социально экономическом развитии древней Индии.
После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда насупил упадок и раздробление. Большое значение приобретают районы по верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом ценности являются коровы.
Тем не менее, несмотря на все перенесённые потрясения в северной Индии наблюдаются определённые признаки экономического подъёма. Он сказывается в первую очередь в появлении на рубеже II – I тысячелетий до н.э. железных орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование тяжёлого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам, дало возможность обрабатывать более твёрдые почвы, и земледелие распространилось далеко за пределы речных долин. Особое значение приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры, как рис, хлопок и сахарный тростник.
Прослеживаются растущие социальные расслоения. Лучшие земельные наделы переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях всё чаще начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются «даса», означающим враг, чужеземец. С течением времени появляются и рабы-должники. Учащаются случаи самопродажи или продажи своих родственников. Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое страшное, свою красавицу жену.
Всё это описывается, как совершенно обычное и нормальное явление. Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не представителей господствующей знати.
В такой обстановке родоплеменное устройство всё больше уступает место государственной организации.
Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков.
Традиция сохранила
Растущее социальное неравенство привело к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн (часто их называют португальским термином «касты», однако это название больше подходит к индийскому «джати» - обозначению более дробных замкнутых групп, восходящих к племенам, избравшим себе ту или иную профессию), существование которых является своеобразной чертой индийского общества. Деление на эти замкнутые группы считалось изначальным и установленным свыше. Две высшее варны занимали господствующее положение: брахманы (жрецы) и кшатрии (военная знать). По преданию первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые – из его плеч.
Огромная масса населения
Четвёртая варна, шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например почётная церемония «второго рождения», для них не устраивались.
Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые», которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы осквернить чистую воду.
Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в последствии в своде «Законов Ману». На первом месте здесь поставлены брахманы. Подчёркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом). Однако на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс, выступали вместе.
За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскалённого железа.
Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн (как тот царевич, который проиграл себя и своих братьев в кости) . Правда, порабощённым из среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю.
Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось религией.
При этом надо помнить, что сами религиозные
верования древней Индии
По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях) . По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным культам, но сильно переработанная, – брахманизмом. Социальное неравенство, как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн, объявлялось извечным и не подлежащим изменению.
До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств. Одно из них – Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь Бимбисара (543-491 гг. до н.э.) овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности.
В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327-325 гг. до н.э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.
Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским.
Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по 298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей её был город Паталипутра.
Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями междунаследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них – Селевком. Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана и Белуджистана) .
Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н.э.) . При нём было покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании, если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150 000.
В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью водоподъёмных колёс). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь.
В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые изделия (особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы) вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело (первые серебряные монеты появились в Индии несколько раньше – в V в. до н.э.).
В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки монополию на продажу соли, хмельных напитков, жемчуга и других товаров. Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким применением рабского труда.
Большинство производителей, однако, составляли земледельцы, объединённые в сельские общины. Последние отличались особенной устойчивостью.
Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить, сколько выпьет воды рыба.
При династии Маурья произошли значительные
изменения в религиозной
Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые религиозные учения, соответствующие духу времени.
Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих (кроме буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения происхождению верующих). Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру.
Создание буддийской религиозно-филофсовской системы традиция предписывает царевичу Сидхартхе, жившему вVII-VI вв. до н.э. и прозванному Буддой («просветлённым»), откуда и происходит название его учения. Про этого царевича рассказывали, что он ещё в юности задумывался о причинах человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид похоронной процессии – всё это наводило на него глубокую тоску.
Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось признание, что жизнь сама по себе является злом (джайны же считали аскетическую жизнь благом, от которого не следует отказываться). Любое желание, которое испытывает человек, приводит к страданиям. Единственный выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это удаётся, то человек после смерти не возродиться в ином виде к новым страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является нирваной – высшим благом.