Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:12, контрольная работа
Нормы утверждающие власть государства, входят в отрасль государственного (конституционного) права, вершиной которого и основным источником всегда были конституции. Конституции в рассматриваемый период в России не было, но разумеется уже были правоотношения, относящиеся к государственному праву. Регулировались они либо обычным правом, либо указами великого князя – кодифицированного конституционного нормативно-правового акта, вплоть до Николая II не было. Потому об эволюции правовой базы абсолютизма мы будем судить из косвенных, но вполне красноречивых правовых норм. Это нормы: а) утверждающие крепостное право, б) право аристократии на землю и в) право регулирующее службу дворянства. Т.е. правовые институты составляющие базу власти: право собственности на землю, инструмент извлечения из этой земли прибыли /доходов/плодов/, и обязанность служить – отрабатывать право на землю.
Право объединения Российского государства
Право Централизованной сословно представительской монархии
Право абсолютной монархии
Библиография
Одно из отличий петровских законов, в том, что их он принимал единолично, не прибегая к помощи земских соборов, как в случаях с Судебником 1550 г. и Соборным уложением 1649 г. Вся законодательная власть, со всей ответственностью за последствия принадлежала монарху. Петр не успел создать свод законов, но создал два кодекса – чем положил начало еще неизвестной в России юридической техники. Правовое наследие Петра огромно, потому рассмотрим его вкратце, и только те акты которые напрямую относятся к отрасли государственного права.
Это – указ «Об учреждении губерний и росписании к ним городов» от 18 декабря 1708 года, новая унифицирующая система государственного устройства.
Указами «Об учреждении правительствующего сената и бытии при оном розрядному столу вместо разрядного приказа, и по два комиссара из губерний» от 22 феврали 1711 года; «О должности Сената» от 27 апреля 1722; «О штате коллегий и времени открытия оных» от 1 декабря 1717 года – была четко и детально регламентирована деятельность правительства и его подразделений. Впервые в России.
«Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые, в котором классе чины; и которые в одном классе те имеют по старшинству времени вступления в чин между собой, однакож воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был». От 24 генваря 1722 года. Нормативный, внутриведомственный акт. Но поскольку ведомством, было государство то данный нормативный акт распространялся практически на всю страну. Табель о рангах привел в порядок весь огромный бюрократический аппарат и систематизировал молодую, но крупнейшую в Европе армию, сделав их идеальным инструментом абсолютной государственной власти.
Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» от 23 марта 1714 года. Один из наиболее емких и многоотраслевых указов Петра, приведший к большим последствиям. Несомненно, относящийся к отрасли государственного права. Указом Петр закрепил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поместной земельной собственности. Государственная власть перешла в качественно иную форму. Источником власти монарха была уже не столько собственность на землю как крупнейшего феодала, а сложные тщательно разработанные правоотношения между монархом – верховной властью и всем остальным населением страны. Вместе с тем, отношение монарха к стране продолжала оставаться как к вотчине, единственно, что изменился способ извлечения прибыли из оной, став более жестким и продуманным. Петр понимал, что для максимального извлечения прибыли с земли, она должна быть освобождена от государственного контроля, который к тому же было осуществлять с каждым годом все тяжелее. Но и терять еще один из инструментов влияния на дворянство, зная консервативность последнего, Петр тоже не собирался. Идеальным решением было принятие «Указа о единонаследии». По нему, вотчины и поместья слились, были переданы в собственность дворянству, но как майораты, т.е. с запретом деления поместий между наследниками. Недвижимое имущество мог наследовать только один член семьи. Как правило, старший сын, что в прочем не было обязательным. Остальные члены семьи наследовали движимое имущество, в порядке указанном в духовной – завещании, и были просто вынуждены нести государственную службу, торговать, основывать мануфактуры, заводы – т.е. быть задействованными в сфере реального производства, увеличивать экономический потенциал государства. Именно к этому, в течении всей своей государственной деятельности Петр и принуждал дворянство: где пряником – льготами, где и кнутом – указ о единонаследии.
Таким образом, одним указом Петр, передав в ограниченную собственность огромный фонд государственной земли одной части дворянства, закабалил остальную, заставив работать. И если в Европе уже начинался процесс разложения дворянства, то в России, дворянство было насильно привлечена к государственной деятельности, и ее роль в государственном управлении еще в течении 150 лет, продолжала оставаться весомой. Ситуацию не изменило и отмена Указа о единонаследии после смерти Петра I.
«Регламент или устав главного магистрата» от 16 генваря 1721 года. Установление системы местного самоуправления.
«Духовный регламент» от 25 генваря 1721 года. Утверждение духовной коллегии, с 14 февраля, того же года – Святейший правительствующий синод. Уже формальная ликвидация патриаршества, Россия оставалась светским государством но, с мощной православной традицией, государственной религией, где главой церкви являлся глава государства. Т.е. полное подчинение церкви государству.
«Артикул воинский» от 26 августа 1715 года. Для мировоззрения Петра I было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению. … Петр был убежден, что армия – наиболее совершенная государственная структура, что она – достойная модель всего общества. Военная дисциплина - это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра можно было воспитать в людях уважение к порядку, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение в гражданскую сферу военных принципов проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а так же в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.
В 1716 г. основной военный закон – воинский устав – по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского устава на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги – ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.
Артикул воинский – первый в истории России уголовный кодекс, правда, преимущественно с военной направленностью.
«Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» март 1715 года, кодекс гражданского и уголовного процесса. Оба кодекса утверждают абсолютную власть монарха.
Есть мнение, что после смерти Петра, абсолютизм в России продолжал укрепляться. И это верно если смотреть на абсолютизм как систему государственного управления, вне зависимости от того монархическая форма правления была или нет. Но если смотреть на абсолютизм как на: «юридическое сосредоточение полноты власти (законодательной, исполнительной, военной, судебной) в институте неограниченной наследственной монархии», то после правления Петра I, явно наблюдается спад концентрации власти монарха. И если государство в пост петровские годы вступало в еще большем блеске своего могущества, то роль монарха в государстве уже никогда не смогла быть такой же все подавляющей и все направляющей как у Петра I. Все монархи, вплоть до Николая II - были самодержавными, самовластным – был только Петр I. Это связанно, разумеется, и с развитием буржуазным отношений, и экономически невыгодным использованием крепостного труда в производстве, консервативной политикой русских монархов – причин много, но факт остается фактом, такой концентрации власти какая была у Петра, в российской самодержавной монархии достигнута больше не была.
Библиография
1. История государства Российского. Н.М. Карамзин. Том VII – IX. М: «Эксмо-Пресс», 2002
2. Карамзин Н.М. Предания веков. Стр. 567. Москва: Правда, 1988
3. Учебник Русской истории. С.Ф. Платонов. СПБ: «Наука», 1994
4. Чтения и рассказы по истории России. С.М. Соловьев. М: «Правда», 1989
5. История Востока. Л.С. Васильев. М: «Высшая школа», 2001
6. История государства и права России. И.А. Исаев. М: «Проспект», 2002
7. История государства и права России. Комментированная хронология. М.Н. Зуев, В.А. Максимов, В.А. Савицкий. М: «Юриспруденция», 2002
8. История государственного управления России. Под редакцией В.Г. Игнатова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
9. Отечественное законодательство XI – XX веков. Под редакцией О.И. Чистякова. М: «Юристъ», 1999
10. Омельченко О.А. «Историко-политическая концепция абсолютной монархии в классическом марксизме» ФЕМИС. Ежегодник истории права и правоведения. 2000. Выпуск 1. – М: МГИУ, 2000
11. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Составитель Б.С. Ерасов. М: «Аспект пресс», 1999
12. Самодержавие
как феномен Русской культуры. Лекция.
http://www.pfu.edu.ru/ido/
13. Хрестоматия по истории государства и права России. Составитель Ю.П. Титов. М: «Проспект», 2001
14. Н. Макиавелли. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998
Информация о работе Общая характеристика законодательства в период становления абсолютизма