Общая характеристика просветительских реформ Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство.
Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно-политическое движение XVII — начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии, проведению реформ в области экономики и культуры

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)

В 1716 г. открылась вторая, Петербургская медицинская школа. Обучение в ней было организовано по образцу московской.

В связи с осуществлением административных реформ была сделана  попытка организовать юридическое  образование. Создавались особые школы  для подготовки канцелярских служащих. 10 ноября 1721 г. был издан указ об учреждении школы для обучения подьячих.

В начале XVIII в. для изучения иностранных языков были заведены государственные «разноязычные» школы и сделана попытка организации особой, так называемой «большой школы» - с преподаванием широкого круга гуманитарных общеобразовательных предметов.

В 1701 г. Н. Швимер, ректор школы Немецкой слободы (Москва), в которой учились дети иностранцев, был назначен в Посольский приказ переводчиком латинского, немецкого и шведского языков. Ему вменялось одновременно в обязанность учить тем же языкам «русских всяких чинов людей и детей, кто к тому учению будет ему дан». К Швимеру направили шесть мальчиков. Он учил их иностранным языкам по учебным книгам Я. А. Коменского и применял методы, рекомендованные великим славянским педагогом.

В 1703 г. учеников Швимера передали для продолжения образования новому учителю - пленному пастору из Лифляндии Э. Глюку, который также обучал по заданию правительства трех русских юношей немецкому, латинскому и другим языкам. Глюк считался хорошо образованным человеком, способным учить «многим школьным и математическим и философским наукам на разных языках». Ранее он занимался организацией школ среди местного населения Прибалтики и для русских поселенцев. Глюк здесь начал перевод на русский язык учебных книг Я. А. Коменского.

В штате школы предполагалось иметь пять профессоров и пять учителей. Один из учителей должен был  обучать «первых зачальников по-немецки и полатински читати и писати», другой - грамматике латинского и немецкого языков, третий - латинской риторике и толкованию латинских авторов. Для обучения языкам Э. Глюк использовал свои рукописные переводы учебных книг Я. А. Коменского «Преддверие», «Открытая дверь языков» и знаменитый «Мир чувственных вещей в картинках». В школе преподавался и французский язык, желающие могли также изучать греческий, древнееврейский, сирийский и халдейский. Кроме иностранных языков предполагалось преподавание арифметики, географии, этики, политики и физики. Однако широкие замыслы организаторов школы не были осуществлены. После смерти Глюка (май 1705 г.) школа стала «разноязычной»: в ней изучались лишь иностранные языки. С 1711 г. школой руководил Ф. ,П. Поликарпов. В это время в ней работали четыре учителя, которые обучали немецкому, шведскому, французскому и итальянскому языкам. В 1715 г. школа закрылась. За время ее существования было обучено 238 человек. В ней учились братья Исаак и Федор Веселовские и некоторые другие видные деятели того времени.

В Петербурге первая «разноязычная  немецкая школа» («немецкие школы» - школы, основанные иностранцами различных  национальностей) была открыта в 1704 г. В 1711 г. здесь уже числилось  четыре «разноязычные немецкие школы». В одной из них значилось 38 учеников и 9 учителей.

Школы для изучения иностранных  языков, открываемые по инициативе частных лиц, содержались полностью  или частично на государственные  средства и находились под контролем  правительственных учреждений. В  них учились дети разных сословий, главным образом чиновников государственного аппарата, которым по роду деятельности необходимо было знание иностранных  языков.

 

2.3.Цифирные (арифметические) школы

 

В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чтении, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в профессиональных школах. Организация общеобразовательных школ проводилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистраты, а также церковь, в распоряжении которой имелись необходимые для этого средства (помещения, учителя, известный педагогический опыт). Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создавались при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

Первые школы подобного  типа были открыты по инициативе А. А. Курбатова в 1711 г. в Архангельске, где он исполнял должность вице-губернатора.

         28 февраля 1714 г. Петр I издал указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некоторую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет». Вскоре к обучению в цифирных школах стали привлекаться дети духовенства и купечества.

Для преподавания в открываемых  цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и  навигацких наук и Морской академии.

Организация школ натолкнулась на большие препятствия. Сохранившаяся  обширная переписка по этому вопросу  говорит о том, что очень многими  это воспринималось как тяжкое бремя. Местные власти нередко отказывались предоставлять помещения для  них и выделять средства на содержание учителей.

Большие трудности возникли и с набором учащихся, так как  родители, чаще всего дворяне, отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места  жительства. Жестокие дисциплинарные меры, применяемые в школах, также  не располагали к ним детей  и родителей. Учителям предлагалось выдавать ученикам по окончании школы  «свидетельствованные письма за своею  рукою» и следить, чтобы без таких  свидетельств им не давали «венчанных памятей» (то есть разрешения жениться).

Суровые меры не принесли желаемых результатов, и учителя цифирных школ постоянно жаловались на отсутствие учащихся. Одно сословие за другим просило царя об освобождении от принудительной повинности учить сыновей в новых школах. В 1716 г. от обязательного обучения в цифирных школах освобождаются дворянские дети. В 1720 г. из разных городов стали поступать челобитные об освобождении детей посадского населения от обязательного обучения в цифирных школах. Петр I удовлетворил просьбу купцов и приказал принимать в учение посадских детей только по желанию их родителей. Вместе с тем Петр I в «Регламенте Главного магистрата» (1721) потребовал не пренебрегать государственными школами, оказывать им всяческое содействие и магистратам всех городов заботиться о содержании малых школ для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Число детей, подлежащих обязательному  обучению в цифирных школах, все  уменьшалось. В 1722 г. в связи с  изданием «Духовного регламента» (1721) и организацией архиерейских школ Сенатом  было указано обучать детей духовенства  в этих новых школах.

Цифирные школы не смогли утвердиться. Они не получили поддержки  в кругах дворянства и духовенства, стремившихся обособить своих детей  от других сословий. Для посадских  жителей школы были очень неудобными, так как находились далеко от торговых центров и посадов, общежитий  и интернатов при них не имелось. Эти школы не имели достаточных  средств на содержание учителей и  учащихся. Грубые принудительные меры, применяемые при наборе в школы  и в процессе обучения, создавали  также отрицательное отношение  к ним.

Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного  типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели  большое значение. Они являлись первыми  светскими государственными школами  в провинциальной части России. Их сеть была относительно разветвленной. В них велось обучение арифметике, начальной геометрии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для  организации учебной работы светских школ других типов - адмиралтейских гарнизонных  и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ перешли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в области начального обучения.

 

2.4.Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

 

В первой четверти XVIII в. возникают  государственные гарнизонные и  адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы  предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства  судов и обслуживания кораблей. Эти  школы находились на полном государственном  содержании. Первая гарнизонная школа  для солдатских детей была открыта  еще в 1698 г. при артиллерийской школе  Преображенского полка. В ней  обучали грамоте, счету и бомбардирскому делу. Школы для солдатских детей имелись также при артиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. последовало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каждом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерству.

В официальных документах эти школы назывались «русскими» (основными предметами обучения в  них были чтение, письмо и счет, преподавание шло на русском языке). Этим названием  их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в которых главными предметами обучения были иностранные языки.

Первая адмиралтейская русская  школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы  открыты в Кронштадте и Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партикулярной верфи (1722).

         В первой четверти XVIII в. возникли и первые школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Это были горнозаводские школы. Первая из них открыта в 1716 г. по инициативе коменданта Олонецкой провинции В. И. Геннина на Петровском заводе - на территории Карелии. Адмиралтейская коллегия для обучения послала в школу первых ее учащихся -- 20 подростков из бедных дворянских семей. Еще до открытия этой школы там же, на Олонецких заводах, учили горному делу юношей, мобилизованных правительством для работы на горных заводах, а также 12 воспитанников «из нижних чинов» Московской школы математических и навигацких наук доменному, кузнечному и якорному мастерству. В Петрозаводской школе учились «и дети поселенцев новой Петровской слободы. В школе помимо письма и чтения изучалась арифметика, геометрия, артиллерия, горное дело.

Несколько горнозаводских школ создано на Урале В. Н. Татищевым. Работая начальником Главного управления сибирскими и казанскими казенными  заводами, он в 20-х гг. создал цифирные и «словесные» горнорудные школы  при уральских государственных  заводах. Екатеринбург стал главным  центром горнозаводского образования  на Урале. В эти школы принимались  дети нижних чинов и работных людей. Учащиеся проходили практику на заводах.

Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские школы Урала и  Олонецких заводов получили дальнейшее развитие во второй четверти XVIII в. Они сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших сословий, в подготовке кадров для армии и флота, строительного дела и промышленных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Просветительные реформы  благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку  со стороны видных прогрессивных  ученых и общественных деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я. В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курбатов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд  из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных  школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской  иностранная молодежь. Это содействовало  взаимопроникновению новых педагогических идей в среду славянских народов.

В течение длительного  времени Петр I вел разнообразную  деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для  организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в  России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.

 

 

 

Список источников

 

1. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XVIII веке: (Очерки). М., 1958. – 238 с.

2. Всемирная история. [В 24 т. Т. 15. Эпоха просвещения]. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. – 512 с. История государства и права. – 2008. – № 10. – С. 21-22.

3. Запесоцкий, Ю. А. Петровские реформы как культурная Доминанта// Новая и новейшая история. – 2007. – № 4. – С. 67-74.

4. Пискунов А.И.  и др. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для педагогических учебных заведений. М., 2001.

5. Савко, Е. В. Губернское реформирование Петра I / Е. В. Савко // История государства и права. – 2008. – № 10. – С. 21-22.

6. http://petersburg-on-line.ru

 


Информация о работе Общая характеристика просветительских реформ Петра I