Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:45, контрольная работа
Уголовно-процессуальное право англосаксонской системы прежде всего состоит из общего права и права справедливости. Общее право в Англии было создано Вестминстерскими судьями, а право справедливости сложилось из решений суда канцлера, которые исправляли недостатки общего права. Вот почему право данных стран и по происхождению, и по структуре называют прецедентным.
В настоящей работе из всех стран, реципировавших общее право, будет рассмотрено право Англии и США.
ВВЕДЕНИЕ ………...………...………...……………...………...………...………………...…...3
I. ОБЩЕЕ ПРАВО И ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ В АНГЛИИ И США
Формирование англосаксонской системы права.
Общее право и «право справедливости».
Специфика английской правовой терминологии. …...…...…...…... 4-5
Развитие английского права в период Нового Времени. ………..... 6-9
Источники и особенности права США. ………...………...………...…….10-12
Антитрестовское законодательство в Англии и США. ………...…. 13-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...………...………...……………...………...………...……………….. 17
II. РЕШЕНИЕ КАЗУСА ………...………...………...……………...………...………...……18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………...………...……...……19
Принципиальное значение для формирования федерального общего права имело решение Верховного суда 1938 г. по делу ErieRailroad v. Tompkins. Это решение содержит основу для урегулирования отношений между общим правом штатов и федеральным правом. В нем Верховный суд указал, что федеральные суды не могут создавать “независимый свод национальных доктрин в сфере общего торгового права”, а должны в случае коллизии законов применять общее право штатов. [7, 257с.]
В 1972 году Верховный суд в одном из своих решений высказался о желательности формирования в практике низших федеральных судов своего рода остова федерального общего права, уклонившись лишь от высказывания по вопросу о юридической силе решений нижестоящих федеральных судов для судов штатов. Последние считают, что они должны следовать только решениям Верховного суда США, а все иные решения рассматривать лишь как “убедительные” (persuasive) или же как заслуживающие “уважительного рассмотрения”. Таким образом, федеральное общее право в XX в. имеет безусловную силу лишь в сфере действия федеральной юрисдикции, причем там, где (например, в делах об адмиралтейской юрисдикции) нет соответствующего законодательного акта конгресса и судебные споры разрешаются на основе норм.выработанных судебной практикой. [4, 141с.]
3. Источники и особенности права США.
Право США по своей структуре относится к семье общего права. Категории «общее право», «право справедливости», «доверительная собственность» понятны и естественны как для английских, так и для американских юристов. Для американского юриста, как и для английского, право - это только право судебной практики; нормы, выработанные законодателем, как бы многочисленны они не были, несколько смущают юристов, которые не считают их нормальным типом норм права; эти нормы по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие. [8, 225с.]
Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичную структуре английского права. Но стоит приступить к рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются различные структурные различия между этими системами права. Особо следует изучить одно существенное различие, так как оно является основополагающим, - различие между федеральным правом и правом отдельных штатов.
США в отличие от Англии являются федеральным государством, в котором неизбежно возникает вопрос о соотношении компетенций федеральных властей и властей штатов.
Десятая поправка к Конституции США, принятая в 1791 году, разрешила этот вопрос: «Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединённым Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатом, остаются за штатами или народом». Это принцип действовал всегда: законодательство относится к компетенции штатов; компетенция федеральных властей - исключение, которое всегда должно основываться на определённой статье Конституции. Также немаловажным фактом является то, что даже по тем вопросам, по которым законодательствует конгресс, штатам также предоставлена часть компетенции. Это так называемая остаточная компетенция. Штатам разрешается законодательствовать по этим вопросам, но им запрещается принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права. Конгресс США воздерживался от издания законов по многим вопросам, входящим в сферу его компетенции. Хотя он мог регламентировать внешнюю торговлю или торговлю между штатами, такового федерального закона нет. По этим вопросам издаются законы в штатах, тем самым восполняя пробел в законодательстве. Принцип остаточной компетенции штатов имеет определённые границы. Даже в отсутствие федеральных законов штаты не могут законодательствовать вразрез с духом Конституции и препятствовать торговле между другими штатами. Говоря о судебной компетенции необходимо сказать, что она регламентировалась Актом о судоустройстве 1789 года. Он предписал федеральным судам применять по вопросам, не регламентированным федеральным законом, «законы» «Thelaws» того штата, к которым отсылает коллизионная норма, действующая там, где федеральный суд рассматривает дело. [8, 227с.]
Между правом разных штатов немало различий. Судебная система и организация управления меняются от штата к штату, равно как гражданский и уголовный процесс. От штата к штату меняется список наказаний, предусмотренных уголовным законом. Как ни значимо федеральное право, в повседневной жизни наиболее важным для граждан и юристов остаётся право штатов. При этом необходимо знать не только право штатов, но и различия между ними. Очень важно отдавать себе отчёт в том, что при всех возможных различиях в праве штатов в основе своей право США едино из-за воздействия федерального права.
Право США, так же как и англо-саксонское право, в качестве основных источников включает: 1) обычаи и традиции, 2) законодательство, которое в самом широком смысле называется статутным правом и 3) прецедентное право, создаваемое судами. [5, 25с.]
Они представлены судебной практикой и законом. Первым и, наверное, главным источником права в США, так же как и в Англии, является судебная практика.
Судебная практика.
Право США, как и английское право, - это в основном право судебной практики. При поверхностном рассмотрении кажется, что судебная практика играет одинаковую роль в Англии и США. Однако это впечатление правильно только в отношении понимания права: норма права считаются только правилами судебной практики, сформулированные в связи с конкретным делом. Если же посмотреть, какую роль играют судебные решения как источники права, то можно отметить важные различия между английским и американским правом. [5, 26с.]
В Англии с XIX в. существует правило прецедента, которое обязывает судей в данных конкретных условиях следовать нормам права, вытекающим из ранее вынесенных другими судьями решений по аналогичным делам. В США тоже есть подобное правило, но это американское правило – stardacisis – действует в иных условиях и не имеет той же силы, что современное английское правило прецедента. В США все усложнено в силу федеративной структуры страны. Это мешает правилу stardacisis действовать в США с той же силой, что и в Англии.
В отличие от Англии,
Верховный суд США и верховные
суды штатов не обязаны
Законодательство.
Законы США – это, с одной стороны, федеральные законы, а с другой – законы штатов.
Конституция США. Среди федеральных
законов особое место занимает Основной
закон, то есть Конституция США. Американская
Конституция говорит не только об
организации политических институтов
страны. Исходя из идей естественного
права и общественного
Американские кодексы. В современных США число законов постоянно растет. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих федеральное законодательство или законы штатов. Как правило, они именуются кодексами, например, Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих федеральных законов. Цель их: классифицировать американские законы (федеральные или отдельных штатов), оставляя в стороне Общее право. [5, 28с.]
4. Антитрестовское
Антитрестовское законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские комитеты). [9, 51с.]
Эффективно развивающаяся
рыночная экономика основывается, прежде
всего, на свободном предпринимательстве.
Рынок появляется везде и всюду,
где люди покупают или продают
свои товары или услуги. В системе
свободной рыночной экономики продавцы
и потребители обмениваются товарами
и услугами на многих конкурирующих
рынках, и обмен обеспечивает им
возможность честно и эффективно
заниматься бизнесом. Конкуренция побуждает
производителей улучшать качество товаров,
постоянно увеличивать
Но любой предприниматель, приобретая
рыночную власть, стремится установить
контроль над ценами и условиями, которые
определяют деятельность предприятия
на рынке. Чтобы сохранить свою рыночную
власть и контроль за ситуацией на рынке,
предприниматели могут совершать действия,
ограничивающие конкуренцию, создавать
искусственные барьеры для входа на рынок,
заключать антиконкурентные соглашения,
приобретать акции или активы своих конкурентов.
На этом этапе на первый план выходит "арбитр"
в лице государства. В данной ситуации
одной из основных функций государства
является сохранение конкуренции как
основного экономического механизма,
поэтому в целях предупреждения, ограничения
и пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции в ряде
случаев требуется государственное вмешательство.
Ни одна рыночная экономика не обходится
без государственного вмешательства.
Однако вопрос состоит в том, какими методами
осуществляется это регулирование, какие
сферы оно затрагивает. В США государство
впервые занялось антимонопольным, или
антитрестовским, законодательством.
В США появившееся в конце XIX века антитрестовское
законодательство было направлено против
создания картелей, удержания цен и заключения
разного рода соглашений. Основными органами
власти в США, призванными осуществлять
контроль за соблюдением антитрестовского
законодательства, являются бюро федерального
правительства - Антитрестовский отдел
Министерства юстиции США, Федеральная
торговая комиссия США. Судопроизводство
в области разрешения споров, возникающих
при применении антитрестовского законодательства,
осуществляет Верховный суд США. Некоторые
штаты имеют свои антитрестовские управления
и, соответственно, собственное законодательство.
Стоит отметить, что хотя большинство
принимаемых в штатах законов аналогично
по содержанию основным федеральным антитрестовским
правовым актам, тем не менее деятельность
некоторых штатов по применению антитрестовских
законов идет вразрез с практикой применения
данного законодательства Министерством
юстиции и Федеральной торговой комиссией.
Например, в большинстве штатов приняты
нормы законов, аналогичные статьям закона
Шермана, и суды штатов основываются на
федеральной антитрестовской судебной
практике при толковании этих положений.
Так, в середине 90-х годов около 20 штатов
ввели в действие постановления, запрещающие
слияние компаний, и данные нормы существенно
отличались от федеральных.[9,61с.]
В чем же
главное отличие между органами власти,
осуществляющими контроль за соблюдением
антитрестовского законодательства, которые,
на первый взгляд, занимаются одними и
теми же вопросами - предотвращением появления
на рынке занимающей доминирующее положение
компании и пресечением недобросовестной
конкуренцией?
Министерство юстиции имеет полномочия
для осуществления контроля за исполнением
законов Шермана и Клейтона, но не вправе
обеспечивать применение Закона о Федеральной
торговой комиссии. Антитрестовское управление
возглавляет заместитель министра юстиции,
которого назначает президент и утверждает
в должности Сенат. Общая численность
управления составляет около 500 человек.
Министерство юстиции осуществляет деятельность
по проведению в жизнь законов посредством
возбуждения гражданских и уголовных
исков. Все судебные дела оно передает
на рассмотрение федеральных судов. Только
Министерство юстиции имеет полномочия,
позволяющие осуществлять контроль за
соблюдением положений об уголовной ответственности,
содержащихся в федеральном антитрестовском
законодательстве. Министерство юстиции
может потребовать применения санкций
по уголовному праву, когда существует
прямое доказательство того, что компании
вследствие своих действий ущемляют конкуренцию.
В данном случае существует срок исковой
давности. Министерству следует начать
проведение уголовных антитрестовских
мероприятий в течение пяти лет с момента
совершения преступления, за исключением
некоторых оговоренных в законе случаев
(например, незаконный сговор). Интересен
факт, что министерством принята политика
так называемой "снисходительности",
которая позволяет компаниям, сообщившим
о нарушениях антитрестовского законодательства
и сотрудничавшим при расследовании уголовных
дел, получить так называемую "амнистию".[9,65с.]
Федеральная торговая
комиссия (ФТК) разделяет с Министерством
юстиции деятельность по применению закона
Клейтона согласно гражданскому праву.
Функции и полномочия ФТК, созданной как
экспертный орган, оговорены в Законе
о Федеральной торговой комиссии. Данный
орган занимается антитрестовским законодательством
в обеспечении политики по отношению к
справедливой конкуренции и защите прав
потребителей. Во главе него стоят пять
членов комиссии, назначенные президентом
по согласованию с сенатом сроком на семь
лет, причем в одной и той же политической
партии могут состоять не более трех членов
комиссии. Рассмотрение антитрестовских
дел происходит совместно с Управлением
экономики. ФТК осуществляет свое право
применять законы, в основном посредством
вынесения судебных решений в административном
порядке. По отношению к компаниям-нарушителям
норм антитрестовского законодательства
комиссия может применять санкции в виде,
например, штрафов. Также комиссия использует
свое право для подачи гражданских исков
в федеральные окружные суды.
Для избежания дублирования в расследовании
дел и судебном производстве Федеральная
торговая комиссия и Министерство юстиции
взаимодействуют между собой, уведомляя
друг друга о начале расследования и распределяя
при необходимости вопросы, которыми будет
заниматься каждый орган.
Деятельность ФТК и Министерства юстиции
заключается не только в проведении расследований
и привлечении нарушителей к административной
и уголовной ответственности, а также
и в подготовке юридических заключений
по той или иной экономической ситуации,
вынесении приговоров и в распространении
административных директив. Например,
Министерство юстиции и ФТК в ответ на
значительные структурные изменения в
секторе здравоохранения опубликовали
ряд совместно разработанных заявлений
по вопросам, связанным с процессами слияний
в данном секторе экономики, и тем самым
дали возможность предпринимателям сориентироваться
относительно возможных последствий некорректного
поведения при применении норм антитрестовского
законодательства. Данные ведомства также
консультируют правительственные организации,
законодательные органы власти, комиссии
по контролю в целях предотвращения издания
нормативно-правовых актов, которые своим
действием ограничивают конкуренцию.
Таково основное поле деятельности двух
федеральных структур, которые реализуют
политику пресечения ограничения конкуренции.
[9, 67с.]
Рассмотрев структуру
и полномочия федеральных органов,
занимающихся контролем за соблюдением
антитрестовского законодательства, на
данном этапе следует определить - что
представляет из себя данное законодательство.
Наиболее важным нормативным актом является
закон Шермана, принятый Конгрессом почти
без обсуждения или возражений в 1890 г.
Из-за всеобъемлющего характера его стали
называть конституцией конкурентной системы.
Закон Шермана запрещает любые контракты,
объединения и тайные сделки, направленные
на ограничение торговли между штатами,
и любые попытки монополизировать какую-либо
часть этой торговли. В действительности
язык данного закона очень ограничил сферу
его применения. В конце концов, любых
двух партнеров, решивших вести совместное
дело, можно было бы считать объединившимися
с целью затруднить торговлю для своих
конкурентов и, таким образом, захватить
как можно большую долю рынка. Поэтому
федеральные суды пришли к убеждению,
что объединения или другие попытки установить
монополию могут быть запрещены согласно
закону Шермана только если они "неразумны"
или представляют серьезную угрозу общественному
благосостоянию. Нарушения данного закона
рассматриваются как преступные действия.
Отдельные действия наказываются штрафом
до 250 тыс. долларов и даже тюремным заключением
сроком до трех лет в каждом случае. На
корпорации может быть наложен штраф до
10 млн долларов.
Чтобы помочь судам в применении норм
закона Шермана, Конгресс принял дополнительные
законы: закон Клэйтона и закон о Федеральной
торговой комиссии, которые вступили в
силу в 1914 г. Главное положение закона
Клэйтона (и последующих поправок) рассматривает
специальный вопрос слияний, запрещая
любые слияния, которые могут значительно
ослабить конкуренцию. Закон Клэйтона
является актом Гражданского кодекса
и не влечет за собой уголовных наказаний.
Он также запрещает определенные виды
деловой практики, такие как установление
специальных тарифов для ряда потребителей,
если это "уменьшает конкуренцию и ведет
к созданию монополии". Политика по
отношению к слияниям является важнейшим
элементом антитрестовского законодательства,
которое направлено на предотвращение
консолидации компаний, приводящих к возникновению
доминирующего положения или усилению
значительного уровня концентрации рынка.
[9, 71с.]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общее (англосаксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права. [1, 36с.]
Информация о работе Общее право и право справедливости Англии и США