Общественная мысль и общественно-политические движения в России в XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика общественно-политической мысли и движений в России первой половины XIX века. Задачи 1) определить причины, объективные закономерности возникновения движения декабристов, сравнить основные программы и цели Южного и Северного общества декабристов. 2) показать объективную закономерность движения западников и славянофилов, дать характеристику их взглядам на основные вопросы места России в истории и перспективах ее развития. В задачи работы также входит определение исторического значения и роли в российской истории декабристского движения и последующей общественно-политической мысли 30–40-х годов XIX века.

Содержание

1.Введение стр.3
2. Движение декабристов стр.5
3 Общественное движение второй четверти XIX в. стр.12
4 Общественное движение 1860-1890 гг. стр.18
4.1Русский консерватизм стр.19
4.2Либеральное движение стр.20
4.3Народническое движение стр.21
5.Заключение стр.22
6.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Декабристские организации продолжали существовать, создавая кружки. В 1826-27 гг.в Московской студенческой среде появляется кружок Критских. Братья Критские, как организаторы, в составе ещё десяти человек, объявили себя продолжателями борьбы декабристов и носили политический характер. Михаил Критский считал декабристов великими, а монархистов же несчастными. Печать, оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг, была заведена членами кружка. На печати было написано «Вольность и смерть тирану». Участники этого кружка были за конституционный строй. Члены кружка братьев Критских сделали большой шаг вперед в области тактики революционной борьбы, по сравнению с декабристами. Они вели речь о необходимости поднять массовое восстание и устроить революцию.

 

Студентами  Московского университета во главе  с Белинским было создано демократическое  «Литературное общество 11 нумера» (по номеру занимаемой им комнаты). В.Г. Белинский  являлся представителем нового поколения  революционеров-разночинцев, а также  зачинателем революционного демократического движения в России и выдающимся русским революционным демократом. Виссарион Григорьевич Белинский хорошо знал тяжелое положение народных масс, так как принадлежал к числу выходцев из народа, который жил за счет своего трудового заработка. Он отражал их борьбу в своей идеологии.

 

Был организован  еще один кружок студентов. Организаторами были А.И. Герцен и Н.П. Огарев, с участием А. Закревского, И. Оболенского, Е. Челищева, В. Петрова, П. Антоновича. Участники  этого кружка, довольно демонстративно, носили береты a la Карл Занд – немецкий студент, которого убил в 1819 году драматурга А. Коцебу. А. Коцебу считался агентом русского правительства в Германии. Также студенты из кружка носили шейные платки французских республиканских цветов. Огарев со своими товарищами пели и распевали на улицах Марсельезу. Именно это давало повод некоторым современникам называть молодых друзей фрондерами, которые любили картинность и внешний эффект. В кружке шла напряженная работа, несмотря на показную браваду. Произведения декабристов, труды западноевропейских философов и политических деятелей, исследования по истории французской революции, которые были запрещены цензурой, все равно читались и распространялись. Всё большее внимание членов кружка стало привлекать учение французского социалиста-утописта К.А. Сен-Симона, с конца 1832 года. Часть людей, состоящих в кружке, были готовы перейти на позиции утопического социализма, но неожиданно кружок был разгромлен в 1834 году.

 

Сложился кружок  Станкевича в 1833 году. Боткин, Бакунин, Аксаков и Герцен являлись членами кружка, а также изучали философские системы Гегеля, Фихте и Шеллинга и пытались объяснить с их помощью развитие России. Бакунин был одним из главных проповедников философского кружка Станкевича. У участников кружка имелись общие интересы к философии, истории и литературе, личное обаяние Станкевича и отвращение к крепостничеству. В связи с отъездом Станкевича за границу, кружок постепенно распался. В 1839 году кружок вовсе перестал существовать. Распространению в России идей классической философии, а также пропаганде просветительских идей и гуманистических идеалов способствовала деятельность кружка. Именно в этом кружке сформировались два цельных течения общественной мысли в 1830 году. Это были славянофильское и западническое течения, которые предлагали свои концепции исторического развития.

 

Западники и  славянофилы являлись горячими патриотами, которые твердо верили в великое  будущее своей Родины и резко  критиковали Россию.

 

Особенно резко  они выступали против крепостного права. Герцен и Грановский подчеркивали, что крепостное право – одно из проявлений произвола, который пронизывал всю жизнь России. «Образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма.

 

Западники и  славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны, при этом они сходились в критике российской действительности. Отвергая современную Россию, славянофилы с сильнейшим отвращением смотрели на современную Европу. Они считали, что западный мир изжил себя и не имеет будущего.

 

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России, а  также выделяли ее в отдельный  мир, который противостоял Западу в  силу особенностей русской истории, религиозности, стереотипа поведения. Самой великой ценностью у славянофилов считалась православная религия, противостоящая рационалистическому католицизму. Большее внимание славянофилы уделяли деревни, потому что считали, что крестьянство несет в себе основу высокой нравственности и до сих пор не испорчено цивилизацией.

 

У русских особое отношение к властям, по мнению славянофилов. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом и силой общественного мнения, но право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Отношения между земским собором и царем было примером отношений в период Московского государства. Это и позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов. Славянофилы с деятельностью Петра Великого, прорубившего окно в Европу, связывали «искажения» в русской истории.

Не придавая большого значения делу политической свободы, славянофилы защищали самодержавие. Также они являлись в то время убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Аксаков представил Александру II «Записку о внутреннем состоянии России». В этой записке он упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, которая привела к деградации нации. Он считал, что только крайние меры могут сделать в народе идею политической свободы популярной. К тому же Аксаков указывал, что будет возможность породить стремление к достижению политической свободы революционным путем. Аксаков дал совет царю для предотвращения подобной опасности. Совет заключался в том, что нужно даровать свободу мысли и слова и возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Важное место в работах славянофилов занимали идеи предоставления народу гражданских свобод и отмены крепостного права. Ничего удивительного не было в том, что цензура довольно часто подвергала их преследованиям и мешала свободно выражать собственные мысли.

Непримиримыми противниками для славянофилов были революционные демократы, такие как Белинский, Герцен, Огарев. В литературе их иногда называли левыми западниками. Данное название не очень целесообразно, так как не отражает взглядов как революционных демократов. Как защитники революционного пути развития России, Белинский, Герцен и Огарев боролись со славянофилами. Они приветствовали революции, которые происходили на Западе.

Кроме революционных  демократов против славянофилов также  выступали представители нарождавшейся  либеральной буржуазии. К ним можно отнести термин «западники». К ним относились: Боткин, Корш, Анненков, Кавелин, Редкий, Чичерин и Соловьев. Они расходились со славянофилами в оценке путей развития, а также отрицали особый путь развития России. В противовес им, они считали, что Россия пойдет по пути Запада – это значит по пути капитализма, вследствие мирных реформ. «Правые западники» приветствовали буржуазный прогресс капиталистического общества на Западе.

Западники в  отличие от славянофилов оценивали  самобытность как отсталость. Россия долгое время была будто вне истории, считали западники. Главной заслугой Петра I они считали ускорение процесса перехода от отсталости к цивилизации. Началом вхождения России во всемирную историю явились реформы Петра для западников.

«Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем» подчеркивали западники. По их мнению Россия должна заимствовать опыт у Европы. Добиться освобождения личности, а также создать государство и общество, которое обеспечивает свободу – являлось важнейшей задачей для западников. Образованное меньшинство считалось силой, которая была способна стать двигателем прогресса.

 

Кружок петрашевцев, который был создан в 40-х годах, играл важную роль в формировании и распространении революционных, а также социалистических идей.

 

Последователями Фурье объявили себя участники данного кружка. Фурье – представитель западного утопического социализма.

 

Петрашевцы  состояли из разночинцев , хотя в их числе были дворяне.

Салтавов, Плещчев, Майков, Достоевский и Милютин являлись членами кружка. Постепенно начали возникать кружки-филиалы.

 

Предметом горячих  споров были политика правительства, возможности  и пути социальных преобразований в  России. В окружении Петрашевского были довольно популярны социалистические взгляды и обсуждалась возможность организации революционного движения. Предполагалось провести широкие демократические реформы после свержения самодержавия.

 

Петрашевцами  был выпущен карманный словарь  иностранных слов в 1845 году. Издателем  являлся Н. Кириллов,  редактором  был Майков. Кириллов не имел никакого отношения к петрашевцам. Второе издание этого словаря было напечатано в 1846 году, а затем конфисковано за пропаганду идей фурьеризма. Все конфискованные экземпляры были подвержены сожжению.

 

В 1848 году революция на Западе поспособствовала оживлению деятельности петрашевцев, а также укреплению взглядов и сосредоточению внимания на вопросах о свержении самодержавия. В таких условиях стало более заметным размежевание на две группы.

 

В петрашевцах  правительство заметило опасный элемент. Именно поэтому ночью с 22 на 23 апреля 1849 года их арестовали.

Кружки петрашевцев  явились промежуточным звеном на пути к новому этапу, поэтому продолжили дальнейшее развитие общественного  движения  в России.

 

 

    4. Общественное движение 1860-1890 гг.

 

На поиск  оптимального исторического развития переходный характер экономики и  социальной структуры толкал различные  общественные силы России. С одной  стороны, сохранение сельской общины, самодержавия, помещичьего землевладения  обостряло противоречия процесса модернизации, а с другой – давало основание для утверждений особого исторического пути России. Форсированное развитие капитализма стимулировалось государством, усиливало его негативные стороны, даже приводило к мысли об искусственности капитализма в России.

 

Обнищание некоторых  крестьян в условиях рыночных отношений  переживалось интеллигенцией как народное бедствие. К тому же вызвало стремление спасти крестьян от ужаса капитализма  и создало условия для распространения  социалистических идей.

 

Непоследовательность, отход от политики либеральных реформ усиливало оппозиционные и радикальные  настроения в русском обществе.

 

Особенное влияние  оказывали теории, которые проникали  с Запада. Некоторое распространение получили идеи социализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Русский консерватизм

 

Крупнейшими представителями  консерватизма являлись государственные  деятели, а также литераторы и  философы. К таковым относились: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Развивали традиции Погодина, Шевырева и Уварова в своих работах. Данное направление не являлось единым в идейном отношении. Представители высказывали разные мысли. Для всех был характерным ряд общих идейных установок.

 

Буржуазная  и католическо-протестантская Европа была воспринята как антипод патриархальной и православной России.

 

Русский консерватизм не получил организационного оформления, потому что это направление открыто  поддерживалось самодержавием. Некоторые  представители консервативной общественной мысли оказывали влияние на царя и даже его окружение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Либеральное движение

Главными деятелями  либерализма в России были представители  научной и творческой интеллигенции. Ими считались такие как Чичерин, Кавелин, Стасюлевич, Унковский, Петрункевич, Тургенев.

 

Определенное  место в либеральном движении занимали: М.Т. Лорис-Меликов, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, А.А. Абаза. Они пытались осуществлять некоторые свои убеждения  в государственной деятельности. Либеральная мысль была не единая. Она характеризовалась многими положениями: обеспечение прав личности, утверждение свободы, защита частной собственности.

 

Наиболее оптимальной  формой государственного устройства страны либералам представлялась конституционная  монархия. Переход к ней оговаривался необходимостью создания социальных и культурных предпосылок, без которых Россия могла оказаться жертвой безудержной народной стихии.

 

Русский либерализм не был организационно оформлен. Либеральное течение не было связано с широкими слоями предпринимателей и опиралось на передовую часть земского дворянства и интеллигенцию. Желание либералов спасти страну от революционных и насильственных преобразований свидетельствовало о их трусости, слабости и исторической обреченности.

 

 

 

 

 

 

4.3. Народническое движение

Основоположниками народничества являлись Герцен и  Чернышевский. Они в 1850 году разработали основные теоретические положения.  Также они резко критиковали крепостнический и самодержавный строй. Герцен и Чернышевский были радикальными демократами, но все же стремились избежать насилия. Основные идейные принципы были: отрицание исторического значения капитализма, стремление создать социалистическое общество, идеализация крестьянской общины, критика и отрицание государственности как формы общественного управления.

 

В народничестве  складывались различные направления, которые имели общую цель борьбы. Ведущим теоретиком революционного народничества выступил Лавров. У  него были на все это свои взгляды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

Восстание декабристов  – это кульминация и итог декабристского движения, которое имеет большое  историческое значение.

 

Выступление декабристов  имело большое международное  значение и получило широкий отклик в странах Европы. Они нанесли серьезный удар зданию реакционного Священного союза. Победа декабристов сыграла бы большую роль в крушении реакционного альянса монархов.

Информация о работе Общественная мысль и общественно-политические движения в России в XIX в.