Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 19:49, реферат
Демократизация системы образования и просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием в дворянской и разночинской среде привели к появлению нового общественного слоя — интеллигенции . Российская интеллигенция — это уникальное явление в жизни России, ее отличительными чертами были высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам. Эта среда дала начало различным направлениям общественной мысли.Либерализм.
Общественное движение во второй половине XIX в.
Демократизация системы образования
и просвещения, появление большого числа
специалистов с высшим образованием в
дворянской и разночинской среде привели
к появлению нового общественного слоя — интеллигенции
. Российская интеллигенция —
это уникальное явление в жизни России,
ее отличительными чертами были высокая
идейность и принципиальная направленность
на активное противодействие традиционным
государственным началам. Эта среда дала
начало различным направлениям общественной
мысли.Либерализм. В
политическом смысле либерал
— это сторонник парламентаризма,
демократических прав и свобод личности,
мирных средств достижения политических
целей, просвещения народа. Российские
либералы традиционно выступали за введение
в России конституционного правления,
а единственный источник реформ видели
в правительстве. Будучи сторонниками
легальных форм, либералы действовали
через печать и земства. Следует отметить,
что русский либерализм не был однородным,
в нем можно проследить несколько течений.Первыми
программу российского либерализма изложили
историки К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые
в 1856 г. опубликовали «Письмо к издателю».
В «письме» высказывалась мысль о реформировании
существующих порядков «сверху», отмечалось,
что свобода должна существовать в строгих
рамках законности.Либеральные западнические
идеи нашли свое отражение на страницах
журнала «Русский вестник» (1856—1862), основанного
публицистом М.Н. Катковым.Славянофилы
также издавали свои журналы — «Русская
беседа» и «Сельское благоустройство»
под руководством видного либерала А.И. Кошелева.Либералы
с энтузиазмом встретили намерение императора
отменить крепостное право. Они приняли
активное участие в работе дворянских
губернских комитетов по подготовке реформы.
Своеобразным явлением российского либерализма
стала позиция тверского дворянства во
главе с А.М. Унковским, которое высказалось
не только за отмену сословных привилегий
дворянства, но и требовало созвать «Собрание
выборных всей земли русской» — подобие
парламента. Либеральное движение в целом
было гораздо умереннее и рассматривало
введение конституционного порядка в
стране как отдаленную перспективу.После
земской реформы 1864 г. центрами либерального
движения стали земства. В 1870—начале 1880-х гг.
либералы направили императору множество
адресов с требованиями расширения прав
органов местного самоуправления, создания
центральных представительных учреждений,
введения гражданских свобод.Стремясь
выйти за рамки местных интересов и объединений
по инициативе либералов в конце 70-х гг.
было проведено несколько общеземских
съездов. Не найдя понимания у властей,
левое крыло либерального движения (И.И. Петрункевич,
Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев и др.) решили
использовать нелегальные методы борьбы.
В декабре 1878 г. они предприняли попытку
заключить соглашение с революционными
организациями. Но принципиальные разногласия
в тактике не позволили достичь такого
соглашения.В 1880 г. лидеры либерализма
С.А. Муромцев, В.Ю. Скалон, А.А. Чупров обратились
к начальнику Верховной распорядительной
комиссии М.Т. Лорис-Меликову с предложением
ввести в стране конституционные начала.Убийство
Александра I I изменило настроения в обществе.
Либералы отказались от своего требования
конституции, так как этого же требовали
и террористы. Если до этого большинство
либералов с сочувствием относились к
революционерам, то теперь основная часть
интеллигенции отвернулась от радикализма,
а некоторые — от политики вообще. Либеральное
движение приняло новые формы. Либерализм
переместился в научные сборники и в университетские
аудитории. Либеральные идеи звучали в
трудах и лекциях историков В.О. Ключевского,
Н.И. Кареева, юристов М.М. Ковалевского,
Б.Н. Чичерина.Земское движение взяло на
вооружение теорию «незаметного служения»
(теория «малых дел»), согласно которой
долгом прогрессивной интеллигенции является
осознание реальных, каждодневных нужд
и запросов простого народа, и практическая
социальная работа «адресной» помощи
нуждающимся. Земские деятели без декларирования
политических лозунгов работали на народное
благо, пытаясь освободить народ от безграмотности,
нищеты и невежества.Уход из сферы активной
политической деятельности позволил либералам
дистанцироваться от власти, но открыл
путь в политику радикалам и консерваторам.
Либерализму, в силу различных причин,
так и не удалось стать ведущей общественной
силой в стране. Среди них — узость социальной
базы, разобщенность, неспособность выработать
общую программу и добиться единства действий.
Политический центр оказался в России
крайне слабым.Консерватизм.
Консерватизм как политическая сила был
направлен на сохранение существующих
в обществе порядков. Для русского консерватизма
характерно стремление к сохранению самодержавной
монархии, православного типа общественного
сознания и культуры, абсолютизация идей
державности, направленность на защиту
традиционных ценностей и устоев общественной
жизни, отрицание революционных изменений.
Но социальной базой было дворянство —
класс, который пытался вернуть утраченные
в ходе реформ привилегии. Поэтому их основной
целью стало не закрепление происшедших
в стране перемен, а их пересмотр в свою
пользу.Идеологом консерваторов во второй
половине XIX в. стал бывший либерал М.Н. Катков.
Он в корне поменял свою политическую
позицию после польского восстания 1863 г.
Сторонник единства Российской империи
победил в нем либерала, Катков даже выдвинул
лозунг: «Либо Россия, либо Польша». Катков
выпускал газету «Московские ведомости»,
которая под его руководством приобрела
огромное влияние, оказывая воздействие
на внутренний и внешнеполитический курс
правительства. Он отрицательно относился
к проводимым в стране реформам, считая,
что именно они вызвали рост революционного
движения. Ответственность за это Катков
возлагал на либералов, навязавших власти
реформы.Близкие к верхам консерваторы
добивались ограждения царя от влияния
либеральной бюрократии. Их деятельность
увенчалась успехом. Александр I I, возлагая
надежду на то, что это смягчит недовольство
дворян реформой 1861 г., постепенно удалил
из правительства основных разработчиков
реформ.Сразу же после убийства царя в
1881 г. консерваторы основали тайную организацию «Священная дружина»,
руководителем которой стал П.П. Шувалов —
шеф жандармов и начальник I II отделения
при Александре I I. Основной целью организации
стал разгром революционного движения
в России. Участники «Священной дружины»
громили подпольные типографии, с помощью
разветвленной сети шпионов и провокаторов
выявляли членов революционных организаций,
издавали в Женеве газеты «Вольное слово»
и «Правда».При Александре I II консерватизм
превратился в ведущее направление политики
правительства, а проводником консервативных
идей стал воспитатель царя К.П. Победоносцев.Рупором
консерватизма по-прежнему оставались
издания М.Н. Каткова, которые, после введения
жесткой цензуры, во многом формировали
общественное мнение. Катков и Победоносцев
решили сплотить русское общество на основе
идей русской самобытности, национализма,
самодержавия и православия. Они отмечали,
что развитие России по западноевропейскому
образцу, как этого требовали либералы,
невозможно из-за обширных территорий
и многонационального состава ее населения.
Для претворения в жизнь своих целей и
для предотвращения распространения революционных
идей Катков и Победоносцев создали в
Москве Добровольную народную
охрану.Александр I II не одобрил деятельность
Священной дружины и Добровольной народной
охраны. Он считал, что только слабая и
неуверенная в себе власть позволяет существование
таких организаций, стоящих на страже
самодержавия. В 1883 г. Священная дружина
была распущена, а Добровольная народная
охрана созывалась лишь на особо торжественные
массовые мероприятия.В целом, хотя консерватизм
и лег в основу правительственной политики
80—90-х гг. XIX в., но он, также как и либерализм,
не имел широкой социальной базы и не получил
в России широкого распространения.Революционно-
Тактика революционного лагеря в начале 60-х гг. состояла в пропаганде, целью которой было распространение идей русского социализма в крестьянской среде. Основной формой пропаганды стали прокламации, поэтому начало 60-х гг. и вошло в историю как «эпоха прокламаций».Наиболее известными прокламациями стали «Великорусс», «Что нужно народу?», «Молодая Россия» и «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Первой прокламацией был «Великорусс». Она была рассчитана на «образованные классы» и содержала требования освобождения крестьян с землей без выкупа; уничтожения сословных привилегий; введения свободной конституции. В отличие от «Великорусса», автор прокламации «Что нужно народу?» был известен. Ее написал соиздатель Герцена по «Полярной звезде» — Н.П. Огарев. В прокламации отмечалась необходимость передачи земли крестьянам, сокращения размеров выкупа, общинного землевладения, введения самоуправления и народного представительства. Автором «Молодой России» был студент П.Г. Заичневский. Она призывала к установлению демократической республики и применению террора. Большинство революционеров считало ее несвоевременной и ошибочной. В прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» раскрывалась антикрестьянская сущность реформы, содержался призыв к вооруженному крестьянскому восстанию в союзе с армией.В целом, можно отметить, что поскольку прокламации печатались, как правило, нелегально, то они не сдерживались цензурой и рамками официальной печати. Кроме того, установить авторство большинства из них было затруднительно. Прокламации не получили широкого распространения и из-за неграмотности населения редко доходили до крестьян, которым они предназначались.«Эпоха прокламаций», распространявшая идеи скорой крестьянской революции среди интеллигенции, привела к идее создания революционной организации, которая должна была направить эту революцию в нужное русло. По подсчетам революционеров она должна была произойти в 1863 г. В 1861 г была создана такая организация. Ее идейными вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Она получила название «Земля и воля» и просуществовала до 1864 г. Активными участниками «Земли и воли» были братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов, Н.Н. Обручев, М.А. Михайлов, Н.В. Щелгунов. Организация была достаточно крупной (около 400 членов) и представляла из себя федерацию кружков во главе с Центральным комитетом, которому подчинялись 14 местных отделений. В качестве программной основы была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?».«Земля и воля» ожидала начала революции в Поволжье, члены организации отправили туда оружие и прокламации. Однако надежды на скорую крестьянскую революцию не оправдались. А вскоре слабо законспирированная организация была разгромлена полицией. 5 человек московского отделения были казнены. В 1864 г. Центральный комитет уведомил отделения о приостановлении работы на неопределенный срок.Либеральные реформы дали толчок национальному движению. В 1860—1861 гг. в Польше прокатилась волна демонстраций с требованиями независимости. Было введено военное положение, произведены массовые аресты, но в то же время царское правительство пошло на ряд уступок: восстановило Государственный совет, вновь открыло университет в Варшаве. Однако эти мелкие уступки не остановили революционной волны. Стали создаваться тайные революционные кружки, призывающие к вооруженному восстанию. Польское общество разделилось на две партии. Одна рассчитывала добиться восстановления независимости Польши дипломатическими средствами («белые»), другая настаивала на восстании («красные»). Обе партии были едины в одном — в требовании восстановить Польшу в границах 1772 г.В 1862 г. кружки объединились в единую повстанческую организацию во главе с конспиративным центром подготовки восстания —Центральным национальным комитетом. В его состав входили Я. Домбровский, З. Падлевский, С. Сераковский и др. Программа комитета была достаточно радикальной и требовала ликвидацию сословий, передачу земли крестьянам и восстановление независимости Польши.Восстание вспыхнуло 22 января 1863 г. Поводом послужило решение властей провести рекрутский набор лиц, заподозренных в революционной деятельности. Центральный комитет «красных» принял решение о немедленном выступлении. Первоначально военные действия шли с переменным успехом. Вскоре руководство восстанием захватили «белые», которые сделали ставку на поддержку Англии и Франции. Но, несмотря на ноту этих держав прекратить кровопролитие в Польше, царские войска продолжали военные действия против повстанцев.Чтобы лишить восстание поддержки крестьян Александр I I объявил о земельной реформе, взяв за основу земельную программу повстанцев. Крестьянство отошло от восставших и к осени 1864 г. восстание было окончательно подавлено.Русские консерваторы и почти все либералы осудили восстание и одобрили карательные действия правительства. Революционная демократия выступила в защиту Польши, вела агитацию в пользу восставших и даже оказывала повстанцам помощь деньгами и оружием.Идеи русского социализма Герцена и Чернышевского явились основой для создания нового политического течения в среде радикальной интеллигенции — народничества. Несмотря на единую идейную основу, в идеологии народников можно выделить три течения.
В движении народников выделяется несколько этапов:
Первой народной организацией
стал кружок ишутинцев (1863—1866).
Его руководителями были Н.А. Ишутин и И.А. Худяков.
Участники организации пытались организовывать
коммуны и мастерские по образцу романа
Чернышевского «Что делать?», но эти попытки
закончились полным провалом. Тогда целью
кружка стала подготовка революционного
переворота с целью создания нового общества
на основе коллективной собственности.
Часть членов организации придерживалась
тактики террора. В результате в 1866 г. член
кружка Д.В. Каракозов совершил первое
покушение на царя. Он был схвачен и казнен,
а кружок разгромлен.В 1869 г. С.Г. Нечаев организовал
в Москве общество «Народная расправа». Целью нечаевцев был
Общественное движение в России в начале XX в. приобрело совершенно иную силу. Империя оказалась в ситуации выбора: или радикальные перемены, или попытаться «законсервировать» модель.
1. Основные направления общественно-политической мысли
Начавшийся процесс модернизации Российской империи не мог не породить дальнейшую дифференциацию общественного сознания. Видных представителей правящей элиты страны, оппозиционных и революционных кругов с особой остротой волновали проблемы дальнейшего развития страны, ее места в мировом сообществе, соотношения традиционных ценностей и новых идей. По своим идейным убеждениям российская общественная элита была крайне неоднородна:
1.1. Государственный консерватизм был представлен именами К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова, Д.И. Иловайского, В.П. Мещерского и других видных русских традиционалистов, выступавших с позиций защиты самодержавной формы правления, православной веры и многовековых народных традиций и ценностей.
Рис. 1. Шествие активистов Союза Михаила Архангела (Источник)
1.2. Славянофильская традиция нашла свое дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких и других видных представителях этого течения, которые делали особый акцент на идеях религиозно-нравственного обновления страны и русского общества с опорой на традиционные ценности: патриархальность русской общины и семьи, духовность, религиозность и т. д.
1.3. Западническая доктрина нашла своих ярких представителей в лице видных русских либералов, среди которых особое место занимали крупные русские историки и обществоведы П.Н. Милюков, В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.А. Корнилов, В.Д. Набоков, Д.Н. Шипов, В.И. Вернадский и др. В отличие от своих многолетних оппонентов, они выступали за установление конституционной формы правления в виде парламентской (конституционной) монархии и становление правового государства, основанного на принципе разделения властей.
1.4. Революционный лагерь был представлен сторонниками социалистической доктрины — народниками, анархистами и марксистами, в недрах которого существовало несколько основных течений:
либеральные (легальные) народники и революционные неонародники, которые по-прежнему исповедовали теорию «крестьянского социализма». Видными идеологами легальных народников были Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Южаков, Н.Ф. Даниельсон и С.Н. Кривенко, а общепризнанными лидерами и идеологами нелегальных народников являлись В.Я. Чернов и Н.Д. Авксентьев;
Рис. 2. Земское собрание Приамурья (Источник)
анархисты, в недрах которых обозначились два основных течения — революционный анархизм («хлебовольцы») (П. Кропоткин, М. Дайнов, Г. Гогелия, М. Гольдсмит) и ненасильственный анархизм («толстовцы») (Л. Толстой, П. Николаев, В. Чертков), — продолжали исповедовать идеи ликвидации любого государства, которое являлось главным носителем всех существующих форм угнетения и деспотизма;
Информация о работе Общественное движение во второй половине XIX в