Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:26, реферат
Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.
Транспорт и система путей сообщения были слабо развиты, и также носили в основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Александр I поиски конституционного переустройства монархии………..4
1.1 Реформы Александра I………………………………………………………4
1.1.1 Реформа системы государственного управления………………………..5
1.1.2 Реформа системы образования……………………………………………5
1.1.3 Проекты реформ М. М. Сперанского……………………………………..6
1.1.4 Военная реформа. Введение военных поселений………………………..8
1.1.5 Конституционная и крестьянская реформы………………………………8
1.1.6 Итоги реформ Александра I………………………………………………..9
Внешняя политика Александра I……………………………………………10
2 Движение декабристов………………………………………………………..13
3 Правление Николая I………………………………………………………….16
3.1 Внутренняя политика Николая I……………………………………………16
3.2 Внешняя политика Николая I……………………………………………….22
3.2.1 Кавказская война…………………………………………………………..22
3.2.2 Крымская война……………………………………………………………23
4 Общественное движение во второй четверти XIX века…………………….25
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы…………
Введение…………………………………………………………
1 Александр I поиски конституционного переустройства монархии………..4
1.1 Реформы Александра I…………………………
1.1.1 Реформа системы
1.1.2 Реформа системы образования………
1.1.3 Проекты реформ М. М. Сперанского……………………………………..6
1.1.4 Военная реформа. Введение военных поселений………………………..8
1.1.5 Конституционная и
1.1.6 Итоги реформ Александра I……………
2 Движение декабристов…………………………
3 Правление Николая I……………………………
3.1 Внутренняя политика Николая I…
3.2 Внешняя политика Николая I…………
3.2.1 Кавказская война…………………………………………………………..
3.2.2 Крымская война…………………………………………
4 Общественное движение во
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Впервой половине XIX одной из крупнейших европейских держав. Ее территория составляла около 18 миллионов квадратных километров, а население превышало 70 миллионов человек.
Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства.
Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был мало рентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села. В это время значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на росте городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург и Москва.
Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.
Транспорт и система путей сообщения были слабо развиты, и также носили в основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный.
1 Александр I и поиски конституционного переустройства монархии
1.1 Реформы Александра I
Первая четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801 – 1825). Александр Павлович родился 12.12.1777 года и умер 19.11.1825 года. Император Всероссийский с 12.03.1801 года по 19.11.1825 года. Александр I – старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы Марии Федоровны. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской, которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.
Он взошел на престол в
С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала особенность преобразований Александра I.
В первые же годы правления Александр I уничтожил Тайную канцелярию. Затем он официально подтвердил Жалованную грамоту дворянству, наделявшую первое сословие 92 привилегиями. Император вернул из ссылки и снял опалу с тысяч чиновников и офицеров, пострадавших при его отце, разрешил выезд подданных за границу, снял запрет с иностранной прессы и прекратил гонения на западную моду. Большой проблемой для Александра I являлось то, что он вступил на престол, не имея своей «команды». Екатерининские вельможи и приближенные отца в массе своей его не устраивали, поскольку не соответствовали тем задачам, которые новый император поставил перед собой.
Отстранив от престола участников заговора 11 марта, он собрал вокруг себя «молодых друзей» — людей, известных ему с юности. Именно они составили в июле 1801 г. Негласный комитет для выработки общего плана, государственных реформ. Комитет не имел официального статуса и в основном собирался в апартаментах императора за чашкой кофе
B 1801 г. был опубликован указ, по которому право покупать незаселенные земли получили лица недворянского звания. Этот важный прецедент стал началом отмены монополии дворянства в сфере землевладения.
20 февраля 1803 г. последовал указ о «вольных хлебопашцах». Он разрешал помещикам освобождать крестьян за выкуп без особого разрешения на то вышестоящих органов власти.
В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.
Изменения в системе государственного управления не могли, не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу церковного управления. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
1.1.2 Реформа системы образования
В 1802—1804 гг. правительство Александра I перестроило всю систему учебных заведений. Теперь она включала в себя: приходские, уездные, губернские училища (в губерниях они иногда открывались под названием гимназий) и университеты, к которым приравнивались и лицеи. Новые университеты были открыты в Дерпте (Тарту), Вильно, Харькове и Казани,
Также в 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.
Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I.
Принятый в 1804 г. университетский устав впервые предоставил высшим учебным заведениям столь значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.
В том же году правительство утвердило новый цензурный устав. В нем было сказано, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».
1.1.3 Проекты реформ М.М. Сперанского
Обсудив насущные проблемы и сделав первые необходимые шаги, Негласный комитет прекратил свое существование (1805 г.), а его члены получили назначения на важные управленческие должности. На смену совещательному органу пришел человек дела, который мог претворить в реальные проекты довольно смутные замыслы «молодых друзей». Звали этого человека М.М. Сперанский.
Получив от царя список того, что «целесообразно преобразовать», Сперанский к 1809 г. подготовил развернутое «Введение к уложению государственных законов» — план превращения Российской империи в правовое буржуазное государство.
Согласно проекту, население России делилось на дворянство, «среднее состояние» и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права получали два первых сословия, а остальным предоставлялась возможность перейти со временем в «среднее состояние» и, приобретя недвижимость, стать политически правомочными.
Будучи сторонником принципа разделения властей, Сперанский разработал стройную систему высших и местных органов, разделенных по принадлежности к законодательной, исполнительной или судебной власти. Главным законодательным органом являлась Государственная дума (в губерниях, уездах и волостях — губернские, окружные и волостные думы). Высшими органами исполнительной власти были министерства (на местах — губернские, окружные и волостные управления). Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Выборы в законодательные и судебные органы были четырех-степенными, а избиратели должны были обладать определенным имущественным цензом. Деятельность трех ветвей власти объединялась в Государственном совете, который служил связующим, звеном между ними и императором. Последнее слово в законодательной и исполнительной деятельности оставалось за монархом.
Таким образом, проект Сперанского не ущемлял прав самодержца, но внешне делал их более законными, цивилизованными. Это не был конституционный проект, но он мог стать таковым при стечении определенных обстоятельств. Александр I признал труд Сперанского удовлетворительным и приказал ему составить календарный план проведения в жизнь своего проекта.
Однако замыслы императора и государственного секретаря встретили такое сопротивление со стороны правящей бюрократии и консервативного общества, что из всего задуманного Сперанским в жизнь воплотилось лишь одно: учреждение Государственного совета.
Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составе антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году в Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Все эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу России и патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (в последствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к своей власти, не был готов к новым идеям своего советника.
Общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и полностью зависело от бюрократии. Были предприняты некоторые меры по борьбе с бюрократией. Так в 1809 году был принят указ царя о введении экзамена на чин. От экзамена освобождались те чиновники, которые окончили университет в России. К остальным предъявлялись следующие требования: знание русского языка и одного из иностранных, владение основами естественного, римского и гражданского права, уголовного права, знания по истории России и всемирной истории, овладение основами естествознания, математики, географии и физики. Этот указ был воспринят с неудовольствием. Но, к сожалению, принятые меры не были достаточно эффективными.
1 января 1810 был учрежден Государственный совет. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут, затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр I испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ.
Информация о работе Общественное движение во второй четверти XIX века