Общественное движение во второй четверти XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:26, реферат

Краткое описание

Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.
Транспорт и система путей сообщения были слабо развиты, и также носили в основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Александр I поиски конституционного переустройства монархии………..4
1.1 Реформы Александра I………………………………………………………4
1.1.1 Реформа системы государственного управления………………………..5
1.1.2 Реформа системы образования……………………………………………5
1.1.3 Проекты реформ М. М. Сперанского……………………………………..6
1.1.4 Военная реформа. Введение военных поселений………………………..8
1.1.5 Конституционная и крестьянская реформы………………………………8
1.1.6 Итоги реформ Александра I………………………………………………..9
Внешняя политика Александра I……………………………………………10
2 Движение декабристов………………………………………………………..13
3 Правление Николая I………………………………………………………….16
3.1 Внутренняя политика Николая I……………………………………………16
3.2 Внешняя политика Николая I……………………………………………….22
3.2.1 Кавказская война…………………………………………………………..22
3.2.2 Крымская война……………………………………………………………23
4 Общественное движение во второй четверти XIX века…………………….25
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Члены Северного общества собрались на квартире Рылеева и наметили план действий. Они решили в день присяги 14 декабря вывести свои воинские части на Сенатскую площадь, отказаться от присяги Николаю, окружить здание сената, силой оружия заставить сенаторов объявить царское правительство низложенным и опубликовать революционный манифест к народу. В подготовленном проекте манифеста объявлялось об уничтожении самодержавия, об отмене крепостного права, провозглашалось равенство всех граждан, свобода печати и вероисповедания, назначались всенародные выборы в учредительное собрание. Обряды гвардии должны были пойти в Зимний дворец и арестовать царскую семью. Диктатором восстания был избран князь Сергей Трубецкой.

План восстания был конкретный и ясный, но осуществить его не удалось. Утром 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь пришли солдаты одного полка под командой писателя-декабриста Александра Бестужева-Марлинского. Через несколько часов к ним присоединились еще некоторые части гвардии. На площади выстроилось около трех тысяч солдат и офицеров. Выяснилось, что сенаторы уже присягнули Николаю и разъехались по домам. К восставшим подъехал губернатор Петербурга генерал Милорадович и начал уговаривать солдат принять присягу, но был смертельно ранен офицером Петром Каховским. Посланную Николаем против восставших гвардейскую конницу солдаты отогнали ружейным огнем.

Время шло. Декабристы проявляли нерешительность. Ждали диктатора Трубецкого, но он не явился. На площади собрались тысячи жителей столицы, готовых подержать восставших. Декабристы однако побоялись привлечь к восстанию народ и не предприняли никаких наступательных действий. Вечером верные царю войска окружили восставших. Николай приказал стрелять из пушек картечью. Первыми залпами были смыты десятки людей, главным образом подростков, забравшихся на деревья и крыши домов. Потом град картечи обрушился на ряды восставших. Убитые и раненые падали, обагряя снег кровью. Солдаты бросились бежать. Пули преследовали их. К ночи все было кончено. В городе начались аресты.

Узнав о восстании в Петербурге, члены Южного общества – полковник Сергей Муравьев-Апостол и его друг офицер Бестужев-Рюмин 29 декабря организовали восстание Черниговского полка. Их руководитель П.И.Пестель в это время уже был арестован. Через несколько дней карательные войска окружили восставший полк, обстреляли его картечью и разоружили.

По делу декабристов было арестовано 579 человек. Николай сам допрашивал арестованных. Следствие продолжалось несколько месяцев. Пятерых виднейших участников восстания – П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г.Каховского – суд приговорил к смерти. Их казнили в Петропавловской крепости в июле 1826 года. Декабристов-офицеров разжаловали, лишили дворянства, 120 человек сослали в Сибирь на каторгу и поселение, многих отправили в действующую армию на Кавказ. Солдат, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй. Многих забили палками насмерть, остальных зачислили в штрафные батальоны Кавказской армии, иначе говоря, тоже обрекли на верную гибель.

Так закончилось в России первое революционное выступление против самодержавия и крепостничества. Революционеров-дворян было очень мало. Они хотели совершить революцию без участия народа и погибли. Гром пушек на сенатской площади разбудил новые поколения революционных борцов за свободу народа.

 

3 Правление Николая I

3.1 Внутренняя политика Николая I

 

         В 1796 г., в последний год правления Екатерины II, у нее родился третий внук, которого нарекли Николаем. Он рос здоровым и крепким ребенком, выделяясь среди сверстников высоким ростом. Отца, который его очень любил, он потерял в четыре года. Со старшими братьями у него не сложилось близких отношений. Детство он провел в бесконечных военных играх с младшим братом. Глядя на Николая, Александр I с тоской думал о том, что этот насупленный, угловатый подросток со временем, наверное, займет его трон.

Посетив Англию, Николай высказал пожелание, чтобы лишились дара речи все эти болтуны, которые шумят на митингах и в клубах. Зато в Берлине, при дворе своего тестя, прусского короля, он чувствовал себя как дома. Немецкие офицеры удивлялись, как хорошо он знает прусский военный устав.

В отличие от Александра, Николай всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи.

После выступления декабристов правительство предприняло ряд спешных мер по укреплению полиции. В 1826 г. было учреждено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало главным органом политического сыска. В его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Начальник Третьего отделения одновременно являлся и шефом корпуса жандармов. Долгие годы эту должность занимал барон А. X. Бенкендорф, герой Отечественной войны 1812 г. и иных войн начала XIX в., участвовавший в разгроме декабристов и в следствии над ними. Личный друг Николая I, он сосредоточил в своих руках громадную власть.

В 1826 г. был принят новый устав о цензуре, прозванный “чугунным”. Цензоры не должны были пропускать  никаких произведений, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать “самочинные” предложения о государственных преобразованиях. Сурово пресекалось религиозное вольномыслие. Министерство народного просвещения бдительно следило за деятельностью цензора, карало и увольняло тех, которые допускали послабления.

Другие ведомства, считая, что Министерство народного просвещения пользуется незаслуженным преимуществом, тоже стали добиваться для себя права цензуры — каждый в области своих интересов. Вскоре такое право приобрели Третье отделение, Синод, почти все министерства. Даже Управление коннозаводства обзавелось собственной цензурой. Разгул цензуры превзошел все разумные рамки — даже с точки зрения правительства. Но попытки как-то исправить положение давали лишь кратковременный успех, а затем в цензуре восстанавливались хаос и произвол. Жертвами его нередко становились дружественные правительству люди, а оппозиционные идеи продолжали проникать в некоторые слои образованного общества.

Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы; университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал историк и литератор С. С. Уваров, бывший с 1834 г. министром народного образования. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую теорию “официальной народности” (“самодержавие, православие и народность”). Смысл идей Уварова состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской революционности и верности народных масс существующему в России порядку. Оппозиционные идеи представлялись как привнесенное с Запада явление, распространенное только среди “испорченной” части образованного общества. Пассивность крестьянства, его набожность, веру в царя министр считал исконными и самобытными чертами народного характера. Другие народы, писал он, “не ведают покоя и слабеют от разномыслия”, а Россия “крепка единодушием беспримерным — здесь царь любит отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу”.

Среди части образованного общества теория официальной народности встретила самое решительное неприятие и осуждение, которое, однако, мало кто осмеливался высказывать открыто. Поэтому такое глубокое впечатление произвело “философическое письмо”, опубликованное в 1836 г. в журнале “Телескоп” и принадлежавшее перу П. Я. Чаадаева, друга А. С. Пушкина и многих декабристов. С негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших европейских идейных течений, об утвердившейся в стране обстановке политического и духовного застоя. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Теория “официальной народности” на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15—16 тысяч, в 1847 г.—61,5 тысяч и в 1857 г.— 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее.

Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.

Поскольку вся информация к министру стекается через его аппарат, то министр оказывается как бы во власти своего аппарата. Подчиненные чиновники готовят и проекты решений по разным делам. Решение дела, как известно, во многом зависит от того, как оно будет доложено. Многочисленные дела, особенно те, которыми начальство не очень интересуется, фактически решают чиновники, готовящие их к докладу. Если подчиненные чиновники изо дня в день методично воздействуют на начальство в одном и том же направлении - это, в конце концов, становится общим направлением политики данного ведомства. В николаевские времена на посты руководителей министерств и ведомств нередко назначались армейские генералы, мало знакомые с новым для них делом. Именно они в первую очередь оказывались в положении начальства, руководимого подчиненными.

Однажды Николай I сказал: “Россией правят столоначальники”. И действительно, среднее чиновничество (столоначальники) играет в принятии решений особую роль. Но столоначальник не отвечает за решение, принятое по его докладу. Отвечать в принципе должен тот, кто его подписывал. Но все знают, что министр или губернатор не мог принять иное решение, раз ему доложили так, а не иначе. Так происходит круговая безответственность, свойственная бюрократическому управлению.

Бюрократии свойственно свои узкогрупповые интересы выдавать за государственные нужды, трактуемые узко и односторонне. Раздуваются штаты министерств и ведомств, растут внешнеполитические амбиции, а вместе с ними - военные расходы. Всеми благами пользуется чиновничья каста и те социальные группы, с которыми она связана (в России XIX в.— в первую очередь поместное дворянство). Очень немного делается для улучшения жизни народа, хотя официальная пропаганда не устает повторять, что это — первейшая забота правительства. Расходы на образование, науку и культуру очень невелики и весьма избирательны: во-первых, создается картина всеобщего благополучия, во-вторых, преимущества получают те отрасли науки, от которых ожидают результатов, полезных в военном деле. Таковы коренные свойства бюрократической системы управления.

Показания декабристов, данные во время следствия, открыли перед Николаем широкую панораму российской жизни со всеми ее неустройствами. По окончании следствия он приказал составить свод из этих показаний, постоянно держал его в своем кабинете и часто к нему обращался. Многое из того, о чем говорили декабристы, он признавал справедливым.

Вскоре после воцарения Николай удалил Аракчеева. Это, однако, не означало конец аракчеевщины. Многие люди, выдвинутые Аракчеевым, оставались при должностях и пользовались доверием Николая. Аракчеевские традиции были сильны до конца его царствования.

Тем не менее, в первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая оказался ряд крупных государственных деятелей. Это, прежде всего М. М. Сперанский, П. Д. Киселев и Е. Ф. Канкрин. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.

Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу невозможно решить без четко составленных законов. Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов, указов и «положений», которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Разобраться в них мог только очень опытный юрист. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, создавало почву для злоупотреблений чиновников.

По распоряжению Николая работы по составлению Свода законов были поручены группе специалистов под руководством Сперанского. Прежде всего, были выявлены в архивах и расположены в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51-м томе “Полного собрания законов Российской империи”. Затем началась более сложная часть работы: были отобраны, расположены по определенной схеме и отредактированы все действующие законы. Редактирование заключалось в устранении противоречий между ними. Иногда действующих законов не хватало для заполнения схемы, и Сперанскому со своими помощниками приходилось “дописывать” закон на основании норм зарубежного права. К концу 1832 г. закончилась подготовка всех 15 томов “Свода законов Российской империи”. В первый том были включены законы, касающиеся высших, центральных и местных органов власти. “Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный,— гласила статья 1 “Свода законов”.— Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает”.

19 января 1833 г. “Свод законов” был  одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Этот “Свод” немедленно вступил в действие, затронул жизнь миллионов людей и облегчил ее, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. Что важнее? Те ли проекты времен царствования Александра I, которые открывали заманчивые, но туманные перспективы? Это ли дело, которое выглядит сравнительно малым, несмотря на вложенный в него титанический труд и немедленную практическую пользу? Непросто ответить на эти вопросы. Наверное, всякое время имеет свой масштаб дел. Но во все времена, говоря старомодным и наивным языком Державина, “сияют добрые дела”.

Информация о работе Общественное движение во второй четверти XIX века