Общественно-политический строй и особенности развития права в Речи Посполитой (до реформ 1760-х гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:45, реферат

Краткое описание

Речь Посполитая представляла собой федеративную державу, складывавшуюся из двух частей: "Короны" (Польского королевства) и "Княжества", или "Литвы" (Великого княжества Литовского). Кроме того на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав Речи Посполитой входила территория Инфлянт (Ливония — современные Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств — Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии).

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

Общественно-политический строй и особенности развития права в Речи Посполитой (до реформ 1760-х гг.)

Речь  Посполитая представляла собой федеративную державу, складывавшуюся из двух частей: "Короны" (Польского королевства) и "Княжества", или "Литвы" (Великого княжества Литовского). Кроме того на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав Речи Посполитой входила территория Инфлянт (Ливония — современные Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств — Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии). Каждая из частей державы сохраняла собственное правительство и административный аппарат, собственный официальный язык (в Польше — латинский, в ВКЛ — белорусский, с 1696 г. — польский).

Основные  тенденции развития общества в Речи Посполитой в XVII—XVIII вв.:

  1. рост латифундий (крупных земельных владений) магнатов и укрепление их роли в хозяйстве страны;
  2. рост влияния магнатов на государственные дела.

Структура общества:

  1. магнаты (часть из них носила титулы князей и графов);
  2. простая шляхта (8—10% населения; с 1578 г. доступ новых людей в шляхетское сословие был ограничен решениями Сейма, за исключением награждения за воинскую доблесть; скортабелат — аноблированные не имели права до 3-го колена занимать государственные должности и избираться депутатами сеймов и соймиков; в 1775 г. шляхта получила разрешение на занятие коммерческой деятельностью);
  3. мещане (с 1775 г. получили право приобретать земельные владения);
  4. зависимые крестьяне.

Мелкая  шляхта, как правило, группировалась вокруг какого-либо магната, присягая ему на верность. Таких людей называли рукодайными слугами (присяга скреплялась рукопожатием).

Речь  Посполитая представляла собой сословно-представительную монархию. Во главе стоял король и великий князь, права и обязанности которого, ограниченные Сеймом, были зафиксированы в "Генриковых артикулах" (изданы в 1574 г. королём Генрихом Валуа). Предусматривалось следующее:

  1. отказ от наследственности трона;
  2. решение вопросов войны и мира только с согласия Сената;
  3. созыв посполитого рушения (ополчения) только с согласия Сейма;
  4. созыв Сейма каждые 2 года;
  5. устройство при короле постоянного совета из сенаторов-резидентов;
  6. право наделения титулами и званиями;
  7. осуществление высшего суда и права помилования;
  8. законодательная инициатива;
  9. право шляхты на отказ в повиновении королю в случае несоблюдения им артикулов.

С прекращением династии Ягеллонов в 1572 г. король и великий князь избирался. Правом избирать и избираться обладала вся шляхта. В связи с этим в периоды межкоролевья шляхта делилась на группировки, возглавляемые сильнейшими магнатами, каждая из которых стремилась посадить на трон своего ставленника.

Высшим  государственным органом был  Вальный сейм Речи Посполитой. Он состоял из двух палат: Сенат Речи Посполитой (140 человек, из них от BKJI — 27) и Посольская изба (до 200 человек; от ВКЛ было 46 чел.). Во главе Сейма стоял председатель, избираемый из числа послов — сеймовый маршалок (если Сейм проходил на территории Польши, им избирался поляк, если в BKJI — литвин). Полномочия сенаторов строго не очерчивались. Они высказывали своё мнение по тем или иным вопросам и делали общее заключение. Сенат почти не собирался в полном составе. Из состава Сената избирались на 2 года 28 человек в королевский совет (сенаторы-резиденты). Реально делами занималась Посольская изба. С 1589 г. действовало право либерум вето — все решения принимались только единогласно. По подсчётам историков, из 50 последних сеймов Речи Посполитой только 7 прошли без применения права либерум вето. 
Компетенция Бального сейма Речи Посполитой включала следующие вопросы:

  1. издание законодательных актов (конституций);
  2. введение налогов;
  3. сбор всеобщего государственного шляхетского ополчения (посполитого рушения);
  4. нобилитация (присуждение шляхетского звания);
  5. выработка внешней политики, утверждение мирных договоров и перемирий;
  6. контроль за деятельностью короля и высших должностных лиц.

Сеймы были двух видов: ординарные (собиравшиеся раз в 2 года) и экстраординарные (чрезвычайные). С 1673 г. ординарные собирались попеременно — 2 раза в Польше, 1 раз  в BKJ1 (в Гродно). К экстраординарным сеймам относились:конвокационный (назначал время и место избрания короля); элекционный (избирал короля); коронационный (принимал от нового короля присягу).

Не  позднее чем за 6 недель до созыва Бального сейма в поветах собирались соймики (сеймики) — собрания местной шляхты. На них избиралось по 2 посла в Посольскую избу и составлялись для них инструкции. После окончания работы Бального сейма на реляционных соймиках послы отчитывались в своей деятельности.

С середины XVII в. роль сеймов в управлении государством уменьшается, зато все большее влияние  приобретают шляхетские конфедерации — союзы и группировки магнатов и шляхты. Конфедераций были двух видов: обычные (собирались шляхтой одного воеводства) и генеральные (участвовала шляхта из всех или большинства воеводств). Руководящим органом конфедерации была Бальная рада (генеральность), соответствовавшая Сейму. Во главе её стоял маршалок. Решения конфедерации принимались большинством голосов, право либерум вето отсутствовало. Конфедерации часто создавались для того, чтобы продемонстрировать отказ шляхты подчиняться королю. Хотя в 1717 г. конфедерации были запрещены, в XVIII в. они продолжали собираться и были направлены в основном против централизаторских устремлений королей Речи Посполитой.

 

Государственные реформы 1760—80-х  гг. и первый раздел Речи Посполитой

В середине XVIII в. в Речи Посполитой развернулась борьба между сторонниками и противниками реформ государственного строя, которые бы больше отвечали новым экономическим отношениям. Характерной чертой этого противостояния является вмешательство в него правительств соседних с Речью Посполитой государств: Австрии, Пруссии, России.

Деятельность сторонников реформ активизировалась после смерти в 1763 г. короля Августа III. Конвокационный сейм 1764 г. издал постановления об ограничении права либерум вето в финансовых делах, об освобождении депутатов Сейма от обязательств, принятых ими на поветовых соймиках. В сентябре 1764 г. Сейм избрал новым королём Станислава Августа Понятовского. 
При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и при поддержке Пруссии в Торуни были созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с католиками православных и протестантов. В ответ противники этого созвали в Радоме собственную конфедерацию. На Сейме 1767 г. была созвана комиссия для подготовки решения об уравнении в правах всех христиан. В результате деятельности комиссии в следующем году был заключён договор с Россией о свободе вероисповедания и расширении прав православных и протестантов.

На Сейме 1768 г. был принят свод основных государственно-правовых норм Речи Посполитой — Кардинальные права. В их основу были положены "Генриковы артикулы" и другие подобные документы, издававшиеся в XV—XVIII вв. В Кардинальных правах провозглашалась нерушимость "шляхетских вольностей", вечность унии Польши и ВКЛ, территориальная целостность Речи 
Посполитой. Разрешался доступ некатоликов шляхетского звания к светским должностям.

В 1768 г. в Баре была собрана ещё  одна конфедерация, представители которой  выступили за отмену равноправия  православных с католиками. Поддержку  конфедерации оказала Турция, объявившая войну России. В это время Австрия  и Пруссия ввели свои войска на отдельные территории Речи Посполитой и стали вести с Россией переговоры об официальном разделе этой страны.

В 1772 г. три державы подписали  конвенцию о частичном разделе  Речи Посполитой. В результате ВКЛ утратила почти полностью Витебское, Полоцкое и Мстиславское воеводства, значительные части Польского королевства отошли к Пруссии и Австрии. Вместе с тем Россия гарантировала соблюдение Кардинальных прав, что означало прежде всего курс на сохранение существующего государственного строя и недопущение дальнейших реформ. Для этого по совету Екатерины II была создана Постоянная рада — своего рода правительство, общее для всей Речи Посполитой. В его состав входили 18 сенаторов и 18 депутатов, которые избирались Сеймом. Но фактически Рада оказалась неспособной руководить государственными делами и в 1789 г. была ликвидирована.

В 60—70-е гг. был проведён ряд  реформ по дальнейшей централизации  страны и демократизации общественного  строя:

  1. в 1765 г. создан кадетский корпус для подготовки офицеров;
  2. в 1773 г. создана Эдукационная (Адукационная) комиссия, руководившая народным просвещением и образованием;
  3. в 1775 г. изданы законы, позволявшие мещанам приобретать имения, а шляхте заниматься торговлей и промышленностью без боязни утратить сословные привилегии;
  4. в 1776 г. государственные города (за исключением Вильно, Лиды, Троков, Ковно, Новогрудка, Волковы- ска, Пинска, Минска, Мозыря, Бреста, Гродно) были лишены магдебургского права;
  5. в наиболее крупных городах с 1768 г. действовали комиссии "доброго порядка",которые занимались городским хозяйством и финансами;
  6. мещанам гарантировалась неприкосновенность имущества, право свободного перемещения по стране;
  7. вводились единые меры длины.

Деятельность Четырехлетнего сейма. Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г.: общая характеристика, содержание, значение

Своего пика государственные реформы  в Речи Посполитой достигли в 1788-92 гг., когда в Варшаве без перерыва заседал Четырёхлетний сейм. Ведущую роль на нём играла т. н. "патриотическая партия", состоявшая из прогрессивной части шляхты и буржуазных кругов. Первоначально Сейм составляли 177 депутатов, из которых только 69 относили себя к сторонникам этого блока. Чтобы обезопасить себя от использования права либерум вето, Сейм провозгласил себя конфедерацией (в результате все решения принимались большинством голосов). До окончания своих полномочий в 1790 г., Сейм принял постановление об их продлении ещё на два года и проведении новых выборов депутатов. К уже заседающим депутатам было избрано ещё 182 человека, из которых 112 были сторонниками реформ. Таким образом, из 359 депутатов Четырёхлетнего сейма 181 являлись сторонниками либеральных преобразований. Большое воздействие на активизацию их деятельности оказали революционные события во Франции. В своём двойном составе Сейм также объявил себя конфедерацией.

В результате деятельности реформаторов в Речи Посполитой были созданы новые органы власти. Центральным коллегиальным органом государственной власти стали "комиссии двух народов": Комиссия войсковая, Комиссия полиции, Комиссия скарбовая.

Комиссия войсковая (действовала в 1788-92 гг.) руководила военными делами — ведала комплектованием, вооружением й материальным обеспечением регулярного 100-тысячного войска. В неё входили 3 гетмана и 14 комиссаров, которые выбирались на местных соймиках и Сейме сроком на 2 года с правом перевыбора. При Комиссии были созданы штаб и канцелярия. К числу сфер деятельности Комиссии войсковой относился также суд над военными и разрешение споров между военными и гражданскими лицами.

Комиссия полиции (действовала в 1791—95 гг.) должна была контролировать гражданскую безопасность и выполнение судебных решений. Во главе её стояли надворные маршалки, всего она состояла из 15 комиссаров, избиравшихся Сеймом сроком на 2 года. К компетенции Комиссии относилось ревизия городских доходов, выдача разрешений на деятельность вне ремесленных цехов, надзор за правильным пользованием городскими землями, полицейская власть, руководство местами заключения, оказание помощи калекам и больным. В качестве судебной инстанции Комиссия рассматривала дела, направленные ей по апелляции порядковыми комиссиями.

Комиссия скарбовая (действовала в 1792 г.) руководила финансами Речи Посполитой. Её составляли 2 под- скарбия, 16 комиссаров, 8 шляхетских послов, 2 сенатора, 6 адвокатов от городов в равном представительстве от Польши и ВКЛ. Члены Комиссии избирались Сеймом сроком на 2 года. К сфере деятельности Комиссии скарбовой относился надзор за монетными дворами, внутренней и внешней торговлей, фабриками. В качестве суда Комиссия разбирала дела о расхищении государственной казны, фальшивомонетничестве, торговых спорах с иностранными купцами, злоупотреблениях чиновников.

Кроме того, в 1789 г. были созданы органы местной администрации — комиссии порядковые цивильно-войсковые. С 1791 г. они подчинялись Комиссии полиции двух народов. Всего в ВКЛ было создано 23 местные комиссии порядковые (в каждом повете), в состав которых входило по 15 комиссаров, избиравшихся на соймиках. Комиссии порядковые надзирали за мерами и весами, ценами, деятельностью фабрик, корчмами, городами, путями сообщения, речными переправами. К сфере их деятельности относились учёт населения и регистрация браков, крестин, похорон, организация приходских школ и рекрутирование в армию. В качестве судов первой инстанции комиссии рассматривали имущественные дела и дела по административным правонарушениям (окончательно и безапелляционно), если иск не превышал 300 злотых, а наказание — 50 злотых и 3 дней тюрьмы. Другие дела передавались на рассмотрение в Комиссию полиции двух народов. 
В начале своей деятельности Четырёхлетний сейм определил конституционные основы Речи Посполитой — новые Кардинальные права. В 1791 г. были приняты законы, касающиеся шляхты и горожан. В результате безземельная шляхта утратила политические права (участие в соймиках и выборах в Сейм Речи Посполитой). Мещане были наделены личной неприкосновенностью, им было разрешено приобретать имения с зависимыми крестьянами, допускалось занятие государственных должностей. Облегчалось возведение в шляхтичи мещан с имениями стоимостью свыше 2000 злотых.

3 мая 1791 г. Четырёхлетний сейм  принял Конституцию, которая включала  преамбулу и 11 разделов. Краткое  содержание Конституции 3 мая:

Информация о работе Общественно-политический строй и особенности развития права в Речи Посполитой (до реформ 1760-х гг.)