Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:45, реферат
Речь Посполитая представляла собой федеративную державу, складывавшуюся из двух частей: "Короны" (Польского королевства) и "Княжества", или "Литвы" (Великого княжества Литовского). Кроме того на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав Речи Посполитой входила территория Инфлянт (Ливония — современные Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств — Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии).
Общественно-политический строй и особенности развития права в Речи Посполитой (до реформ 1760-х гг.)
Речь Посполитая представляла собой федеративную державу, складывавшуюся из двух частей: "Короны" (Польского королевства) и "Княжества", или "Литвы" (Великого княжества Литовского). Кроме того на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав Речи Посполитой входила территория Инфлянт (Ливония — современные Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств — Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии). Каждая из частей державы сохраняла собственное правительство и административный аппарат, собственный официальный язык (в Польше — латинский, в ВКЛ — белорусский, с 1696 г. — польский).
Основные тенденции развития общества в Речи Посполитой в XVII—XVIII вв.:
Структура общества:
Мелкая
шляхта, как правило, группировалась
вокруг какого-либо магната, присягая
ему на верность. Таких людей называли рукодайны
Речь Посполитая представляла собой сословно-представительную монархию. Во главе стоял король и великий князь, права и обязанности которого, ограниченные Сеймом, были зафиксированы в "Генриковых артикулах" (изданы в 1574 г. королём Генрихом Валуа). Предусматривалось следующее:
С прекращением династии Ягеллонов в 1572 г. король и великий князь избирался. Правом избирать и избираться обладала вся шляхта. В связи с этим в периоды межкоролевья шляхта делилась на группировки, возглавляемые сильнейшими магнатами, каждая из которых стремилась посадить на трон своего ставленника.
Высшим
государственным органом был
Вальный сейм Речи Посполитой. Он состоял
из двух палат: Сенат Речи Посполитой (140
человек, из них от BKJI — 27) и Посольская
изба (до 200 человек; от ВКЛ было 46 чел.).
Во главе Сейма стоял председатель, избираемый
из числа послов — сеймовый маршалок (если
Сейм проходил на территории Польши, им
избирался поляк, если в BKJI — литвин). Полномочия
сенаторов строго не очерчивались. Они
высказывали своё мнение по тем или иным
вопросам и делали общее заключение. Сенат
почти не собирался в полном составе. Из
состава Сената избирались на 2 года 28
человек в королевский совет (сенаторы-резиденты).
Реально делами занималась Посольская
изба. С 1589 г. действовало право либерум вето — все решения
принимались только единогласно. По подсчётам
историков, из 50 последних сеймов Речи
Посполитой только 7 прошли без применения
права либерум вето.
Компетенция Бального сейма Речи Посполитой
включала следующие вопросы:
Сеймы
были двух видов: ординарные (собиравшиеся
раз в 2 года) и экстраординарные
(чрезвычайные). С 1673 г. ординарные собирались
попеременно — 2 раза в Польше, 1 раз
в BKJ1 (в Гродно). К экстраординарным
сеймам относились:конвокационный (
Не позднее чем за 6 недель до созыва Бального сейма в поветах собирались соймики (сеймики) — собрания местной шляхты. На них избиралось по 2 посла в Посольскую избу и составлялись для них инструкции. После окончания работы Бального сейма на реляционных соймиках послы отчитывались в своей деятельности.
С середины XVII в. роль сеймов в управлении государством уменьшается, зато все большее влияние приобретают шляхетские конфедерации — союзы и группировки магнатов и шляхты. Конфедераций были двух видов: обычные (собирались шляхтой одного воеводства) и генеральные (участвовала шляхта из всех или большинства воеводств). Руководящим органом конфедерации была Бальная рада (генеральность), соответствовавшая Сейму. Во главе её стоял маршалок. Решения конфедерации принимались большинством голосов, право либерум вето отсутствовало. Конфедерации часто создавались для того, чтобы продемонстрировать отказ шляхты подчиняться королю. Хотя в 1717 г. конфедерации были запрещены, в XVIII в. они продолжали собираться и были направлены в основном против централизаторских устремлений королей Речи Посполитой.
Государственные реформы 1760—80-х гг. и первый раздел Речи Посполитой
В середине XVIII в. в Речи Посполитой развернулась борьба между сторонниками и противниками реформ государственного строя, которые бы больше отвечали новым экономическим отношениям. Характерной чертой этого противостояния является вмешательство в него правительств соседних с Речью Посполитой государств: Австрии, Пруссии, России.
Деятельность сторонников
При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и
при поддержке Пруссии в Торуни были созваны
конфедерации, которые потребовали от
правительства уравнения в правах с католиками
православных и протестантов. В ответ
противники этого созвали в Радоме собственную
конфедерацию. На Сейме 1767 г. была созвана
комиссия для подготовки решения об уравнении
в правах всех христиан. В результате деятельности
комиссии в следующем году был заключён
договор с Россией о свободе вероисповедания
и расширении прав православных и протестантов.
На Сейме 1768 г. был принят свод основных
государственно-правовых норм Речи Посполитой
— Кардинальные права. В их основу были
положены "Генриковы артикулы" и
другие подобные документы, издававшиеся
в XV—XVIII вв. В Кардинальных правах провозглашалась
нерушимость "шляхетских вольностей",
вечность унии Польши и ВКЛ, территориальная
целостность Речи
Посполитой. Разрешался доступ некатоликов
шляхетского звания к светским должностям.
В 1768 г. в Баре была собрана ещё одна конфедерация, представители которой выступили за отмену равноправия православных с католиками. Поддержку конфедерации оказала Турция, объявившая войну России. В это время Австрия и Пруссия ввели свои войска на отдельные территории Речи Посполитой и стали вести с Россией переговоры об официальном разделе этой страны.
В 1772 г. три державы подписали конвенцию о частичном разделе Речи Посполитой. В результате ВКЛ утратила почти полностью Витебское, Полоцкое и Мстиславское воеводства, значительные части Польского королевства отошли к Пруссии и Австрии. Вместе с тем Россия гарантировала соблюдение Кардинальных прав, что означало прежде всего курс на сохранение существующего государственного строя и недопущение дальнейших реформ. Для этого по совету Екатерины II была создана Постоянная рада — своего рода правительство, общее для всей Речи Посполитой. В его состав входили 18 сенаторов и 18 депутатов, которые избирались Сеймом. Но фактически Рада оказалась неспособной руководить государственными делами и в 1789 г. была ликвидирована.
В 60—70-е гг. был проведён ряд реформ по дальнейшей централизации страны и демократизации общественного строя:
Деятельность Четырехлетнего сейма. Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г.: общая характеристика, содержание, значение
Своего пика государственные реформы в Речи Посполитой достигли в 1788-92 гг., когда в Варшаве без перерыва заседал Четырёхлетний сейм. Ведущую роль на нём играла т. н. "патриотическая партия", состоявшая из прогрессивной части шляхты и буржуазных кругов. Первоначально Сейм составляли 177 депутатов, из которых только 69 относили себя к сторонникам этого блока. Чтобы обезопасить себя от использования права либерум вето, Сейм провозгласил себя конфедерацией (в результате все решения принимались большинством голосов). До окончания своих полномочий в 1790 г., Сейм принял постановление об их продлении ещё на два года и проведении новых выборов депутатов. К уже заседающим депутатам было избрано ещё 182 человека, из которых 112 были сторонниками реформ. Таким образом, из 359 депутатов Четырёхлетнего сейма 181 являлись сторонниками либеральных преобразований. Большое воздействие на активизацию их деятельности оказали революционные события во Франции. В своём двойном составе Сейм также объявил себя конфедерацией.
В результате деятельности реформаторов в Речи Посполитой были созданы новые органы власти. Центральным коллегиальным органом государственной власти стали "комиссии двух народов": Комиссия войсковая, Комиссия полиции, Комиссия скарбовая.
Комиссия войсковая (
Комиссия полиции (действовала в 1791—95 гг.) должна была контролировать гражданскую безопасность и выполнение судебных решений. Во главе её стояли надворные маршалки, всего она состояла из 15 комиссаров, избиравшихся Сеймом сроком на 2 года. К компетенции Комиссии относилось ревизия городских доходов, выдача разрешений на деятельность вне ремесленных цехов, надзор за правильным пользованием городскими землями, полицейская власть, руководство местами заключения, оказание помощи калекам и больным. В качестве судебной инстанции Комиссия рассматривала дела, направленные ей по апелляции порядковыми комиссиями.
Комиссия скарбовая (
Кроме того, в 1789 г. были созданы органы
местной администрации — комисс
В начале своей деятельности Четырёхлетний
сейм определил конституционные основы
Речи Посполитой — новые Кардинальные
права. В 1791 г. были приняты законы, касающиеся
шляхты и горожан. В результате безземельная
шляхта утратила политические права (участие
в соймиках и выборах в Сейм Речи Посполитой).
Мещане были наделены личной неприкосновенностью,
им было разрешено приобретать имения
с зависимыми крестьянами, допускалось
занятие государственных должностей.
Облегчалось возведение в шляхтичи мещан
с имениями стоимостью свыше 2000 злотых.
3 мая 1791 г. Четырёхлетний сейм
принял Конституцию, которая