Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:45, реферат
Речь Посполитая представляла собой федеративную державу, складывавшуюся из двух частей: "Короны" (Польского королевства) и "Княжества", или "Литвы" (Великого княжества Литовского). Кроме того на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав Речи Посполитой входила территория Инфлянт (Ливония — современные Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств — Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии).
Второй и третий разделы Речи Посполитой: предпосылки, содержание, значение. Включение белорусских земель в состав Российской империи
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. влияние на страну иностранных государств, прежде всего России, возросло. Подготовка ко второму разделу Речи Посполитой была непосредственно связана с попытками Четырёхлетнего сейма упразднить шляхетские вольности и принять Конституцию. Особенное беспокойство России вызвало решение сейма об освобождении любого, кто ступит на польскую землю, в т. ч. и российских крепостных крестьян. К тому же реформы вызвали сопротивление консерваторов внутри страны.
В то время как король Станислав
Август пытался найти поддержку
своим планам то в Берлине, то в
Санкт-Петербурге, Пруссия и Россия
вступили у него за спиной в тайные
переговоры. В 1792 г. оппозиция образовала
Тарговицкую конфедерацию, которая попросила
у России помочь восстановить старые порядки,
существовавшие в стране до реформ Четырёхлетнего
сейма. В ответ Екатерина II приказала ввести
в страну армейский корпус, которому предписывалось
занять как можно большую территорию Великого
княжества Литовского. В 1793 г. Россия и
Пруссия заключили тайную Петербургскую
конвенцию, по которой обязались упразднить
Конституцию 1791 г. Вскоре они договорились
об отчуждении от страны в свою пользу
новых значительных территорий. К России
при этом отошли земли Полоцкого, Витебского
и Минского воеводств, и некоторые другие
части современной Беларуси. Короля Станислава
Августа принудили признать этот раздел
законным. Это решение было принято на
Гродненском сейме Речи Посполитой, который
также принял новую Конституцию взамен
Конституции 3 мая. Конституция 1793 г. восстанавливала
выборность короля, подтверждала Кардинальные
права.
В 1794 г. в Речи Посполитой развернулось
восстание, направленное против российской
и прусской оккупации и за восстановление
независимости и целостности страны в
границах 1772 г. Во главе восстания стояли
прогрессивно настроенные шляхтичи, в
том числе офицеры, которые стремились
к продолжению реформ Четырёхлетнего
сейма. Главнокомандующим национальными
вооружёнными силами был выбран генерал-лейтенант
Тадеуш Костюшко. После начала восстания
было создано правительство восставших
— Высшая национальная рада (в ВКЛ действовало
её отделение — Высшая литовская рада).
7 мая 1794 г. Костюшко издал "Полонецкий
универсал" — закон, по которому крестьянам
давалась личная свобода, при условии,
если они рассчитаются с землевладельцем,
и признавались их права на земельные
наделы, которыми они пользовались. Эта
мера привлекла к восставшим народные
массы.
В то время как российские войска вели борьбу с восставшими, Пруссия захватила часть территории Речи Посполитой. Подавив восстание, Россия вступила в переговоры с Пруссией и Австрией, желавшими принять участие в окончательном разделе Речи Посполитой. В результате соглашения между ними в 1795 г. был осуществлён третий раздел, по которому к России отошли в числе прочих оставшиеся белорусские земли. Король Станислав Август отрёкся от престола. Речь Посполитая перестала существовать.
Положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.
В результате жесткой
борьбы за независимость и
В результате Брестской
церковной унии 1596 г. была создана
униатская церковь. Она подчинялась
папе римскому, но обряды сначала оставались
православными, позже они стали
заменяться католическими. При помощи
униатской церкви Ватикан и польское
католическое духовенство пытались
постепенно, незаметно, путем обмана,
через использование
Таким образом, униатская церковь представляла собой средство окатоличивания населения на национальной основе, а не национальную церковь как символ суверенитета государства. Белорусская шляхта перешла в католичество, а униатами стали крестьяне и городские низы, которых нередко силой и обманом присоединяли к униатской церкви.