Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 22:08, реферат
Общественный строй. Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там образовалась многочисленная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Наиболее важную роль играли "мужи галицкие" -крупные вотчинники, которые уже в XII в. выступают против любых попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих городов.
Развитое центральное и местное управление в Галицко-Волынской земле сложилось раньше, чем в других землях Руси. Это была система дворцово-вотчинного управления. Здесь быстрее проходит процесс формирования дворцовых чинов. Летописи сохранили известия о чинах дворского канцлера и стольника.
Центральной фигурой среди этих чинов был двор-ский. Он управлял княжеским двором и стоял во главе аппарата управления, прежде всего, хозяйством княжеского домена. От имени князя дворский часто осуществлял судопроизводство, был «судьей княжеского двора» и в этом качестве входил в Боярский совет. В его обязанности входило также сопровождать князя во время его поездок за пределы княжества.
Среди других чинов в летописях упоминается канцлер (ᴨȇчатник). Он отвечал за княжескую ᴨȇчать, составлял тексты грамот или руководил работами по их составлению, заверял княжеские документы. Он также хранил княжеские грамоты и другие государственные документы важного значения, отвечал за их доставку на места. Некоторые источники свидетельствуют, что канцлер руководил княжеской канцелярией.
Среди чинов Галицко-Волынского княжества летописи называют стольника, который отвечал за своевременное поступление доходов из княжеских земельных владений. Летописи вспоминают также оружейника, который отвечал за княжеское войско, отроков, которые сопровождали князя в воинских походах, и некоторые другие чины.
В Галицко-Волынской земле существовала довольно развитая система местного управления. Городами управляли тысяцкие и посадники, котоҏыҳ назначал князь. В их руках сосредотачивалась адмиʜᴎϲтративная, военная и судебная власть. Они имели право собирать с населения дань и различные налоги, которые составляли важную часть княжеских доходов.
Территория Галицко-Волынского княжества подразделялась на воеводства с воеводами во главе, а те, в свою очередь, -- на волости, управление которыми осуществляли волостели. И воевод, и волостелей назначал князь. В пределах своей комᴨȇтенции они обладали адмиʜᴎϲтративными, военными и судебными полномочиями.
Тысяцкие, посадники, воеводы и волостели имели в своем распоряжении вспомогательный адмиʜᴎϲтративный ᴨȇрсонал, на который они опирались при выполнении обязанностей по управлению подвластной территорией. Местное управление строилось по системе «кормления». В сельских общинах управление осуществляли выборные старосты, которые полностью подчинялись местной княжеской адмиʜᴎϲтрации.
Следовательно, в Галицко-Волынском княжестве существовала развитая система центрального и местного управления, которая надежно выполняла свои функции.
Поиск: |
|
|
Рефераты >> История | ||
| ||
Реферат: Русская Правда. Правовое положение социальных групп Киевской Руси(Cтраница 1 из 1) | ||
|
|
Шрифт: |
|
|
Страница 1
Министерство образования РФ
НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Дисциплине «История отечественного государства и права»
По Теме «Русская Правда. Правовое положение социальных групп Киевской Руси»
Выполнил:
Студент 1 курса
юридического факультета
Кисловодск 2009
2. 1. Феодалы: состав класса феодалов, их личные и имущественные права.
Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киевской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную.
Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Нашли место лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливается штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда – в две гривны.
На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.
Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).
Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, рабочие
Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре,
дружина, местная знать,посадники, тиуны
В феодальной прослойке ранее, всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных - до 5 гривен серебра. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.
В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.
2. 2. Зависимые люди: смерды, закупы, холопы - личный и имущественный статус.
Не сложившись в глобальную систему производства, рабство Руси получило распространение как общественный уклад. Источником рабства был прежде всего плен, рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина и кражи, в рабство обращался злостный банкрот (ст. ст. 56, 64, 55 Пространной Правды). Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за «наготу».
В первом тысячелетии н.э. рабство у славян, по сообщениям римские авторов, носило патриархальный характер, пленных рабов отпускали за выкуп или включали в состав племени. В XI в. в русском праве уже действует принцип, согласно которому раб не может быть субъектом правоотношений, вступать в договоры. Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5-6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние.
В русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом (пекулием), с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах (ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев.
В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные зависимые (рабы). Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.
Информация о работе Общественный строй Галицко-Волынского княжества