Общие условия развития русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.

Вложенные файлы: 1 файл

Общие условия развития русской культуры.docx

— 34.62 Кб (Скачать файл)

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным обследовали Курильские острова и были захвачены в плен японцами. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в плену познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г.И. Невельского.

Основные тенденции  в литературе и искусстве. Первую треть XIX в., называют «золотым веком» русской культуры, которая прошла большой путь развития  от классицизма и сентиментализма, которые еще господствовали в начале века, до прогрессивного романтизма 20–30-х годов и критического реализма, утвердившегося в 40–50-х годах.

Литература. Именно литература  определила название этого времени  как «золотого века». Утверждаются многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.

В начале века появились написанные в духе классицизма пьесы Озерова, читатели восхищались «Бедной Лизой» Н.Карамзина, виднейшего представителя отечественного сентиментализма. Бурные события первой половины века, накопившиеся проблемы внутри страны не могли не вызвать к жизни романтизм с его особым интересом к личности, и противопоставлением реальному миру мира идеального. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.

В.А. Жуковский в своих балладах  воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд. В своем раннем творчествеА.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием. «Дух беспокойный» воссоздает Лермонтов в истории Тамары (поэма «Демон»), пытается передать в космических образах трагедию современного человека и отношение самого поэта к реальной действительности: «Где не умеют без боязни // Ни ненавидеть, ни любить».

Основоположником критического реализма в русской литературе стал, величайший национальный поэт А.С. Пушкин. Связанный дружескими узами со многими декабристами, Пушкин отразил в своем творчестве зарю освободительного движения. Вольнолюбивые стихи и эпиграммы на тогдашних правителей России – Александра и Аракчеева знала наизусть всямолодежь. Его роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», лирические стихи читались по всей России, становились известны в Польше и Чехии, во Франции и Англии.

Сороковые годы – эпоха  «гоголевского периода» русской  литературы. Н.В. Гоголь создал незабываемые по выразительности картины, яркие и живые образы России в романе «Мертвые души», в комедии «Ревизор» под несравненным юмором нельзя не различить горечь и боль автора за гнетущую атмосферу русской общественной жизни. После первого представления «Ревизора», восторженно встреченного зрителями, Николай I сказал: «Всем досталось, а мне больше всех».

В 40-х годах крепнет  демократическая направленность литературы. Н.А. Некрасов священным долгом художника полагал гражданственную смелость во имя любви к народу. Этому девизу служило творчество и отнюдь не склонного к радикализму молодого И.С. Тургенева. В печатавшихся с 1847 г. «Записках охотника» Тургенев показал высокую мораль подавленного несправедливым строем крепостного человека.  Цензор, допустивший ее к печати, был уволен, а Тургенев, провинившийся еще и некрологом Гоголю, выслан в деревню.

Очень важно, что в первой половине века формируется русский литературный язык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается  словесный факультет в Московском университете и Общество любителей российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство  дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали противнизкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Театр  первой половины  XIX в. приобрел крупное общественное значение. Классическими произведениями драматургии этого периода наряду с «Ревизором» являлись «Горе от ума» A.С. Грибоедова и позднее в начале 50-х годов первые пьесы  Н. Островского. Комедия Грибоедова была блестящей сатирой на дворянскую Москву и разошлась в 20-е годы в списках по всей России. Стихи ее тотчас стали крылатыми, но автор так и не увидел ее на сцене. Впоследствии «Горе от ума» заняло почетное место в репертуаре и сейчас не сходит со сцены многих театров. Комедии Островского вывели на сцену «темное царство» невежественного и жадного купечества.

В первой половине века в  России существовали различные виды театров. Крепостные театры принадлежали известным русским аристократическим  фамилиям – Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым. Однако они  играли  все меньшую роль в театральной жизни. Лучшие актеры переходят из них на казенную сцену. В 20–40-х годах в Москве в Малом театре во всем блеске раскрылось многогранное сценическое дарование сына крепостного крестьянина М.С. Щепкина. По выражению Герцена, он «первый стал не театрален на театре». Другими замечательными артистами в Петербурге и Москве были А. Мартынов, В. Каратыгин, В. Самойлов, П. Мочалов.

Успехи русского балетного театра были связаны во многом с  именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. Среди русских танцовщиц следует назвать Истомину.

Музыка. В первой половине XIX в. в России формируется вполне самостоятельная и оригинальная музыкальная школа. Среди талантливых композиторов первой трети XIX в. – А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев (автор свыше 200 романсов и песен и в том числе исключительно популярного «Соловья»), А.Л. Гурилев.

Особенно велик вклад  в развитие русской музыки М.И. Глинки. Оперы «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» сразу же поставили Глинку, по выражению Чайковского, в ряд с крупнейшими композиторами мира. Но если первая из них имела громкий успех, то вторую публика встретила холодно.

«Создает музыку народ, а  мы, художники, только аранжируем ее»  – утверждал Михаил Иванович. Наверное поэтому, «Камаринская»,  «Арагонская хота»,  «Ночь в Мадриде», удивительные романсы («Я помню чудное мгновенье...») были столь популярны и в России и за ее пределами.

Пушкинские сюжеты легли  в основу опер «Русалка» и «Каменный гость» А.С. Даргомыжского. «Русалка» встретила холодный прием у столичной публики. «Большинство наших любителей и газетных писак не признает во мне вдохновенья, – писал огорченный композитор. – Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен низводить для них музыку для забавы. Хочу, чтобы звуки прямо выражали слово. Хочу правды».

Благородную задачу распространения  классической музыки взяло на себя  столичное Филармоническое общество. Благодаря его инициативе петербургские ценители музыки могли слушать произведения Гайдна, Моцарта, Баха. Впервые прозвучали в Петербурге некоторые партитуры Бетховена. Громадным успехом пользовались в русской столице композиторы Ф. Лист и Г. Берлиоз.  


Информация о работе Общие условия развития русской культуры