Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:57, курсовая работа
Цель: осветить вопросы о необходимости и формах объединения государств, а так же о последствиях такого важного шага для их народов.
Рассматривая вопрос об объединении германских государств, не возможно обойти вопрос о причинах и действующих силах, способствовавших объединению страны в империю, о роли личности в истории и его методах управления молодым и сильным государством.
Введение
Глава I. Правовой статус германских государств на рубеже XVIII-XIX в.в.
Глава II. Германская конфедерация: цели, задачи, принципы объединения.
Глава III. Значение конфедерации для становления единого германского государства.
Заключение.
Список использованной литературы
План:
Введение
Глава I. Правовой статус германских государств
на рубеже XVIII-XIX в.в.
Глава II. Германская конфедерация: цели, задачи,
принципы объединения.
Глава III. Значение конфедерации для становления
единого германского государства.
Заключение.
Список использованной литературы
Введение
Германский вопрос всегда представлял собой значительный интерес для исследователей.
Ранее отсталое и раздробленное государство, формировавшееся в течение многих веков, но не распадавшееся при этом, многонациональное и одновременно имеющее единую культуру, превратилось в одночасье, по историческим меркам, в мощнейшую империю, инициировавшую многократный передел мира и две мировые войны, претендовавшую в какое-то время, на мировое господство на равнее с такими государствами как Великобритания, Франция, Испания, США.
Будучи раздробленной, Германия была государством слабым и не могла оказать достойного сопротивления внешним агрессорам. Германские княжества до этого времени на протяжении многих веков были независимыми друг от друга и достаточно часто вступали между собой в военные конфликты, которые разоряли население и экономику страны.
К середине XIX века в Германии на волне роста национального самосознания поднялся вопрос об экономическом и политическом объединении разрозненных немецких княжеств в единое национальное государство.
В этом были заинтересованы многие общественные слои и политические силы.
Ее объединение было важнейшим историческим событием, произошедшем в Европе во второй половине XIX века.
Проблема объединения Германии и по сей день является актуальной, во многом потому, что объединение слабых государств во главе с милитаристской Пруссией, значительно усилило их в совокупности.
Буквально до последнего времени (до 1991 г.) судьба страны была связана с разделом. Лишь в короткие сроки она была единой и этот факт буквально настораживал соседние державы, заставляя их опасаться за свою безопасность.
Единство Германии не дает покоя современным крупным державам, т.к. в настоящее время она является инициатором объединения всей Европы в единый конгломерат. Усиливающаяся единая Европа в достаточной степени беспокоит Великобританию и Соединенные Штаты, имеющие здесь свои стратегические интересы.
Политика Российской Федерации не остается в стороне и так же тесно связана с объединенной Германией. Сама по себе являясь крупной мировой державой, Россия стремится к сближению с единой Европой, главнейшую роль в которой, бесспорно, играет ФРГ.
Именно поэтому в настоящее время актуален вопрос изучения истории объединения этой страны.
В работе я постараюсь осветить вопросы о необходимости и формах объединения государств, а так же о последствиях такого важного шага для их народов.
Рассматривая вопрос об объединении германских государств, не возможно обойти вопрос о причинах и действующих силах, способствовавших объединению страны в империю, о роли личности в истории и его методах управления молодым и сильным государством.
Глава I. Правовой статус германских государств на
рубеже XVIII-XIX в.в.
Длительное время Германия была одновременно сильным и слабым, единым и раздробленным государством. Множество раз она стремилась объединиться и в то же время, не хотела этого делать по различным историческим, экономическим или политическим причинам.
Предпосылкой такой противоречивости явилась история ее возникновения.1
В первые века христианской эры Германию населяли семь разных племен, не имевших общего предводителя. Племенные союзы алеманов, баваров, тюрингов, саксов и др. были включены в 6-8 вв. во франкское государство. В результате его раздела (843 г.) было создано Восточно-Франкское королевство, на основе которого сформировалось в 10 в. раннефеодальное королевство Германия. 2
В 10-15 вв. германскими племенами была захвачена часть земель славян и прибалтийских народов.
В их число входили и франки, которые, завоевав галлов, образовали королевство, названное их именем.
В девятом веке их воинственный король Карл Великий вел победоносные войны с соседями во всех направлениях, и Германия стала частью его обширных владений. Но при его сыновьях империя распалась, и Германия стала самостоятельной и независимой.
Карл Великий и его преемники обладали как подлинной властью, так и ее символами и величием. Но в Собрании земель, которое Карл оставил в неприкосновенности, заседали могущественные вассалы, чьи феоды стали наследственными, и постепенно они обрели суверенные права и независимость.
Влияние, которым пользовался император, оказалось недостаточным, чтобы обуздать столь мощных подданных и тем самым сохранить единство и мир в империи. Между отдельными князьями и государствами часто вспыхивали жесточайшие междоусобные войны, сопровождавшиеся всевозможными бедствиями. Императорская власть, не способная уже поддерживать в стране порядок, мало-помалу теряла силу, пока, в конце концов, не переродилась в анархию, бушевавшую долгий период между смертью последнего императора из Швабской династии и вступлением на престол первого императора Австрийского дома. Если в одиннадцатом веке императоры пользовались суверенной властью во всей ее полноте, в пятнадцатом за ними оставалось немногим больше ее символов и регалий.3
Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. Его деятельность на местах была в значительной степени парализована реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов.
Наибольшим объемом прав обладали в империи так называемые имперские и вольные города.
Имперские города — непосредственные вассалы императора — получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). Их обязанности по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города (Любен, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюренберг и др.) имели постоянное представительство в рейхстаге.
Что касается семи вольных городов Германии, к которым относились наиболее старые епископские города (Майнц, Кельн, Трир, Вормс и т.д.), то они получили привилегии, как от германского императора, так и от владеющих ими духовных князей. Эти города были освобождены от налога и поставки войска и являлись центрами епархии, церковно-светского управления епархией и княжеством.
В XII—XV вв. эти города пользовались самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гражданские дела. Духовные князья сохраняли юридический контроль над этими городами посредством назначения главных чиновников города — бургграфа, префекта, руководивших осуществлением правосудия.
Имперские и вольные города Германии нередко объединялись в союзы, которые проводили свою собственную политику, не всегда совпадающую как с интересами центральной, так и княжеской власти.
В XIV в. отдельные княжества-государства трансформируются в сословно-представительные монархии, отличающиеся известным многообразием форм. В большинстве государств сформировалось три замкнутых курии — духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами.
Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества и по структуре больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большинстве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, их согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, свободных от уплаты налогов, но принимавших участие в расходовании этих средств, — высшего духовенства и рыцарства.4
Впоследствии в Германских землях формируется так называемый региональный абсолютизм, т.е. невозможность создания единого централизованного государства была определена рядом факторов: деформирующей процесс создания немецкого национального государства, ролью Священной римской империи германской нации под имперством Габсбургов, расколом на протестантские и католические земли в результате Реформации и Контрреформации, образованием вне системы «Священной империи» Бранденбургско-прусского курфюршества, а с 1701 г. — королевства Пруссии, особенностями Крестьянской войны 1524 - 1525 гг., которые укрепили власть земельных суверенов. Свою роль отрицательную сыграла здесь и тридцатилетняя война 1618-1648.5
К началу XIX века Германия все еще оставалась Священной римской империей германской нации. В ее составе числилось более 300 государств. Они были малоземельными и малочисленными по населению.6
Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и, особенно, Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и была населена главным образом славянскими народами – поляками, хорватами, словенцами, чехами и венграми.
Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью.
Императорская власть не смогла создать
систему центральных имперских учреждений и "вырастить"
королевскую бюрократию, сколько-нибудь
сравнимых с судебно-финансово-
Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязанностями королевской власти поддерживать "мир" и осуществлять правосудие. Однако эта его прерогатива осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утрачиваемой регалией. Император практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли вассалов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип "принудительного пожалования леном"). Попытки Фридриха Барбароссы возобновить императорские регалии — права на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монетных дворов, а также ввести подушевой и земельный налоги окончились безрезультатно.7
С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно.8 Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.
Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.
Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.9
В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.
Дворянство было неоднородно по своему составу и находилось в зависимости либо от князей, либо от императора.
Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носителями политической власти в Германии. От классической феодальной раздробленности процесс распада на территориальные княжества отличался следующими особенностями. Это было дробление государства не на вотчины, сеньории с их вассально-иерархической зависимостью и иммунитетами, а на обособленные территориальные образования с полной политической властью князей. Княжества оформились в независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления (княжеский двор, совет, чиновники и т.п.). Подчинение князей императору определялось лишь слабыми вассально-ленными связями, поскольку вассальные обязанности князей сводились к участию в коронационном походе на Италию, явке в курию и выставлению в случае войны определенного контингента воинов.10