Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:13, реферат
Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.
Возникали и новые органы управления. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а, кроме того, государственная канцелярия, занимающаяся еще и внешнеполитическими вопросами. В Казне формируется штат дьяков - государственных чиновников.
В административно-
Основной военной силой единого государства становилось войско, составленное из служилых людей. За выполнение своих военных обязанностей они получали земельное владение, т.е. "испомещались" на земле (отсюда термин помещик).
Что бы централизовать порядок судебно-административной деятельности, в 1497 г. был составлен новый свод законов – Судебник Ивана Ш, установивший единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения следствия и суда. Он был направлен, прежде всего, на защиту жизни и собственности феодальных землевладельцев, а также государства в целом. Характерно, что одна из статей Судебника (ст. 57) ограничивала право крестьян на уход от своего феодала на другие земли строго определенным сроком – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после, с обязательной выплатой «пожилого» - платой за прожитые годы, в сумме около 1 рубля.
Судебник также ограничивал холопство в городе. Т.о., увеличивалось количество тяглецов в городе.
Хотя после долгих перипетий престол все-таки наследником был объявлен второй сын Василий, в обход внука Дмитрия, тем не менее, Иван закрепил принцип передачи великокняжеской власти по прямой нисходящей линии.
Церковь и ереси во второй половине XV в.
К концу XV в. положение русской православной церкви оказалось довольно сложным. После падения Константинополя в 1453 г. русская церковь окончательно стала самостоятельной и на ее отношения со светской властью извне уже никто не мог воздействовать. Наиболее дальновидные иерархи православной церкви стремились к укреплению великокняжеской власти и централизации государства. Вместе с тем внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен. В наиболее крупных русских городах еще в XIV в. появились т.н. еретики, деятельность которых была опасна для церкви.
Новый подъем еретического движения произошел в конце 15 в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего их Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название ереси «ересь жидовствующих» из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила распространение среди низшего новгородского духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ. По имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли (иосифляне). Московский кружок еретиков составляли дьяки, купцы, возглавляемы приближенным Ивана Ш думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредства церкви может общаться с богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительному наказанию. В самой церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентам иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели считали, что, например, с еретиками следует полемизировать, а не расправляться и что подлинное служение церкви надо исправлять через аскетический образ жизни, «нестяжанием» земных богатств и владений. Некоторое время Иван Ш был склонен поддерживать нестяжателей. Но на церковном соборе в 1503 г. воинствующие иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе отказа церкви от землевладения. А уже на следующий год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал «священство выше царства», а устои православия – условие существования самодержавия.
Внешняя политика Ивана Ш. Падение ордынского ига
Во второй половине XV в. бывшая Золотая Орда представляла собой ряд независимых государств. В Крымской Орде утвердилась династия Гиреев, с которой Иван Ш поддерживал дружеские отношения, Москва и Крым имели общего врага – хана Большой Орды. Хан большой Орды Ахмет, со своей стороны, пытался действовать в союзе с Литвой, но из-за невозможности организовать объединенный поход ограничивался лишь набегами на московские границы. Так, в 1472 г. он совершил поход к берегам Оки, но на Москву идти так и не решался. Иван Ш проводил все более независимую от ордынцев политику. С 1476 г. он вообще прекратил выплату дани. В ответ на это Ахмет собрал большую армию и двинулся к Москве. В сентябре 1480 г. русские и Ордынские войска сосредотачивались у притока Оки на р. Угре. Иван Ш сомневался надо ли дать ордынцам сражение. В октябре Ахмет дважды пытался перейти Угру, но был отброшен назад, а обещанная помощь из Литвы так и не подошла. Ранняя зима и наступившая бескормица заставила Ахмета повернуть назад. «Стояние на реке Угре» закончилось окончательным падение ордынского ига.
Поражение Ахмета означало развал Золотой Орды (1502). В результате войны с Крымским ханством в 1487 г. московские войска взяли Казань, а на престол был посажен ставленник Москвы.
Отношения Москвы с Литвой и Ливонией
Во вт. Половине ХV в. определилось важнейшее внешнеполитическое направление Московского государства – борьба за выход к Балтике. Война с Ливонией (1492) позволила основать русскую крепость Иван-город напротив Нарвы. В 1501 г. московские войска разгромили силы ордена у крепости Гельмед. В 1503 г. было заключено русско-ливонское перемирие на 50 лет, по которому орден был обязан выплачивать ежегодную дань Москве за Юрьевскую землю. В том же году шестилетние перемирие было подписано между Москвой и Литвой. К Московскому государству перешли Новгород-Северское и Стародубское княжества, а также города Брянск, Мценск, Дорогобуж и др.
В целом в период правления Ивана Ш значительно возрос внешнеполитический авторитет Московского государства. Союза с растущей державой Ивана Ш искали Священная Римская империя, Венгрия, Дания, с которой в 1493 г. был заключен договор о совместных действиях против Швеции.
Окончание объединения русских земель. Правление Василия Ш
В октябре 1505 г. Василий Ш вступил на престол и продолжил дело своего отца по «собиранию» русских земель, которое в основном закончилось в 1521 г. присоединением Рязани. Объединенные в первой трети ХV в. представляли собой пока еще конгломерат различных политических и хозяйственных образований.
Сложна была и структура правящего слоя: удельные князья (семья великого князя), служилые князья (те, кто перешел на службу к князю вместе со своими владениями из Литвы), князья присоединенных к Москве великих княжеств, старое московское боярство, боярство удельных и присоединенных княжеств. В начале правления Вас. Ш существовало три удела его братьев, а к концу его правления осталось два.
Подавляющая часть княжеских владений при Вас Ш превращалась в вотчины, причем если часть князей оказывается наместниками в своих владениях, то другие получали вотчины в иных местах, многие вотчины дробились и мельчали. Великий князь был заинтересован в том, чтобы земли получали из его рук, необходимые территории для этого еще были. И, если в начале века поместья (условные держания) приближались по условиям владения к вотчине, то к концу века, напротив, вотчина стала ближе к поместью. Увеличивали свои доходы крупные монастыри. И хотя великий князь имел в лице монастырей опору своей централизаторской деятельности, тем не менее, в то же время стремился ограничить рост церковных богатств.
Процесс централизации во многом шел по линии усиления власти великого князя. В ХVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Число членов Думы не превышало 24 человека. В число думных бояр начинают производить и князей. До середины века существовало только два общегосударственных учреждения: Дворец – ведавший землями великокняжескими, и Казна – финансовый центр и государственная канцелярия (именно из неё будут выделяться приказы). Государство делилось на уезды (территориально близкие к бывшим княжествам), а уезды – на волости. Во главе уезда ставился наместник; во главе волости волостель.
В русском городе очень большое значение имели низовые формы сословных организаций посадских людей. Деятельность выборных в общине и на посаде строго контролировалась рядовыми членами. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими и заставляли государство всегда считаться с ними. Личная власть князя на верху была всегда была сильнее, чем на местах.
Место главы государства оставалось источником династических смут, особенно при бездетном Вас. Ш, который в 1526 г. решился на неслыханный шаг – развод с женой Соломонией Сабуровой (она была насильно пострижена в монастырь) и женитьбу на молодой Елене Глинской, и только через 4 года у Вас Ш родился наследник – Иван. И только в 1533 г. самому послушному из братьев Вас. Ш было разрешено жениться, когда ему было за 40.
Список литературы
1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск,1991.
2. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы. - М., 1980.
3. Зимин А.А. Россия на рубеже ХV-ХVI столетий: Очерки социально-политической истории. М.,1982.
4. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России ХV в. М.,1991.
5. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (ХV-ХVI вв.) М.,1985.
6. Кучкин В.И. Дмитрий Донской // Вопросы истории, 1995, № 5-6.
7. Милов Л.В. Природно-климатический
фактор и особенности
8. Сахаров А.М. Образование
и развитие российского
9. Черепнин Л.В. Образование
русского централизованного
10. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ - нач. ХХ в. М.,1991, с. 34-75.
11. Хрестоматия. Т.1. Раздел IV-VI.