Одежда в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 11:59, реферат

Краткое описание

Одежда в Древнерусском государстве поражала иностранных посетителей своей пышностью, разнообразием убранств и красочностью. Но все они четко делят эту одежду по социальному признаку: на одежду простолюдинов и крестьян (скромную и бедную) и одежду бояр и царского двора (богатую и нарядную). Таким образом, в те века одежда играла роль социального показателя, символа принадлежности ее хозяина к тому или иному сословию или профессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
I Глава. Особенности женской одежды Древней Руси…………………..…...5
1.1 Формирования одежды в древнерусском быту……………………………..5
1.2. Эстетический идеал красоты и особенности костюма…………………….5
1.3. Характеристика одежды исторического периода……………………….…6
II Глава. Одежда высших сословий……………………………………….……..7
III Глава. Крестьянский народный костюм……………………………….…….8
3.1. Крестьянская одежда……………………………………………………......9
IV Глава. Украшения древнерусской женщины……………………………....10
Заключение………………………………………………………………………13
Литература……….…………………………………………………………..…..

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

        Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги. Украшения из золота и серебра, осыпанные драгоценными и полудрагоценными камнями, жили в княжеских семьях столетиями, переходя от матери к дочери, от нее к внучкам и далее по женской линии.

         В простонародье же девочки, девушки и женщины носили расшитые наряды и украшения, куда более легкие и скромные. Вместо золота и серебра в них использовалась медь и ее сплавы. Сережки носили все маленькие девочки - это отличало их от мальчишек, одетых и постриженных точно, как они. По тонкости работы простонародные украшения зачастую не уступали «господским», а уж по прочности явно превосходили их.

        Особым видом украшения у древнерусских женщин служили шейные гривны. Это название родственно слову «грива», одним из значений которого в древности, по-видимому, было «шея». Но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто - нечто вроде ордена за заслуги. Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян.(3) Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец.

         Древнеславянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром или позолотой.

Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов.

         О развитой торговле свидетельствуют и гривны, попавшие в славянские земли из Скандинавии. Их делали из железного прутка, обмотанного тонкой бронзовой лентой. Судя по небольшому диаметру, сидели они довольно плотно на шее.

         Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой медной или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

          Русский  народ в период своего становления  рассматривал себя как часть христианского мира, стремился демонстрировать свою причастность к этому миру. Огромную роль в формировании его общественного сознания, социокультуры сыграло православие, которое пришло в древности из Византии.

           Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой - это произведения декоративно прикладного искусства, эстетически преобразующие облики человека.

           Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте и нравственных идеалах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. - М., 1970.
  2. Работнова И. П. Русский народный костюм. - М.: Искусство, 1964.
  3. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. - М.: Мысль, 1989.
  4. Пушкарева Н. Л. Венчик золотный, ошивка, цепковая, кичка низаная, ошивка атласная...//Красота и мир. - 1998, № 4
  5. Мерцалова М. Н. История костюма. - М.: Искусство, 1972

 


 



Информация о работе Одежда в Древней Руси