Определение истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:42, доклад

Краткое описание

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественной истории в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. Изучая историю, получают представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии России, овладевают необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Вложенные файлы: 1 файл

РП История.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4.

Соответствие содержания требуемым  результатам обучения

п/п

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБУЧЕНИЯ

Учебно-образовательные  модули

1

2

3

4

1.

Знания:

1.1

основные исторические категории, исторические школы;

+

+

+

+

1,2

этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

+

+

+

+

1.3

факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, а также самобытные черты исторического развития России;

+

+

+

+

1.4

возможные альтернативы социального и политического развития общества, появляющиеся на переломных этапах его истории.

+

 

+

+

2.

Умения:

2.1

критически осмысливать накопленную  историческую информацию, вырабатывать собственное аргументированное  мнение;

+

+

+

+

2.2

излагать результаты своей учебной  и исследовательской работы;

+

+

+

+

2.3

применять историческую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социально-экономическую значимость своей будущей профессии;

+

   

+

2.4

оценивать альтернативы общественного  развития с учетом исторических реалий;

+

+

+

+

2.5

извлекать и систематизировать  информацию из различных исторических источников;

+

+

+

+

2.6

сопоставлять различные точки  зрения и оценки исторических событий  и личности;

+

+

+

+

2.7

противостоять заведомым искажениям и фальсификациям исторических событий  и процессов.

+

 

+

+

3.

Владение:

3.1

методами составления текстов  научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, эссе) с использованием приёмов компрессии текста;

+

+

+

+

3.2

навыками устного и письменного  аргументированного изложения собственной  позиции на исторические темы;

+

+

+

+

3.3

навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

+

+

+

+

3.4

навыками исторического анализа  при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

+

+

+

+

3.5

навыками граждански и политически  взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий;

+

+

+

+

3.6

навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде.

+

+

+

+


Таблица 5.

Практические занятия: темы и цели.

п/п

Учебно-образовательный модуль.

Цели практического занятия

Перечень

практических занятий

Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства

(IX-XVI вв.)

Цель: изучить истоки и этапы, формиро-вания древнерусского государства. Уяснить разные точки зрения по вопросу о происхождении Древней Руси.

1. Особенности становления древнерусского государства

Цель: изучить основные экономические  и социально-политические процессы в рус-ских землях в XII – XVI вв., совокупность объективных и субъективных факторов, определивших специфику единого российского государства.

2. Специфика формирования единого российского государства.

Цель: изучить эволюцию социально-политического  строя в XV – XVII вв., формирование самодержавия и основных сословий российского общества в эпоху феодализма.

3. Формирование сословной системы организации общества. Становление казачества как этно-социальной группы.

Модуль 2. Россия в эпоху  Нового времени

Цель: изучить реформы XVIII века - Петра I и Екатерины II; их роль в складывании абсолютизма в России. Уяснить суть дискуссий по вопросу о значении петровской модернизации в истории России.

1. Складывание российского абсолютизма (XVII-XVIII вв.)

Цель: изучить основные закономерности реформаторства России в XIX веке, его связь с особенностями общественной мысли и общественного движения этого периода.

2. Россия в XIX веке

Цель: уяснить сущность основных эконо-мических и социально-политических процессов в России в контексте мирового исторического процесса.

3. Россия в начале XX века

Модуль 3. Отечество в  период советский власти

Цель: изучить основные модели экономи-ческого развития, представленные в 1920 - 1930 гг., факторы, обусловившие отказ от НЭПа и переход к директивно-плановой экономике, суть процессов индустриализации и коллективизации.

1.Социально-экономическое развитие страны в 1920 - 1930 гг.

Цель: изучить основы внешней политики СССР накануне второй мировой войны, содержание основных этапов ВОВ, суть фальсификаций истории и итогов  второй мировой и Великой Отечественной войны

2.Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

Цель: рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие СССР: а) в 1945 – 1953 гг., б) в 1953 – 1964 гг. Уяснить значение реформ эпохи хрущевской «оттепели».

3. Социально-экономическое развитие СССР и общественно-политическая жизнь страны в послевоенные годы (1945 – середина 1960 гг.)

Цель: изучить особенности социально-экономического, политического и научно-технического развития СССР в 1960 - 1970 гг., истоки и содержание «холодной войны»

4. СССР в середине 1960 – 1980 гг.

Модуль 4. Россия на рубеже ХХ-ХХI вв.

Цель: изучить социально-экономические преобразования, изменения в системе высших органов государственной власти и управления, причины и результаты обострения межнациональных отношений в СССР в 1985 – 1991 гг.

1. Советский Союз в  1985 – 1991 гг. Перестройка.

Цель: изучить: важнейшие процессы в развитии российского государства в 1990 гг. и в начале XXI в. Содержание и противоречия процесса становления новой государственности в России.

2. Принятие Конституции РФ 1993 г.; Становление новой российской государственности

3. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России;

4. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.


Таблица 6

Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

№ п/п

Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

 

Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (IX-XVI вв.)

Тема 1.1. История  как наука. Предмет истории.

 

*

*

*

*

Тема 1.2.Особенности становления древнерусского государства 

*

*

*

   

Тема 1.3. Генезис российской государственности в XII – XVI вв.

 

*

     
 

Модуль 2. Россия в эпоху  Нового времени

Тема 2.1. Становление  российского абсолютизма (XVII – XVIII вв.)

*

*

*

*

 

Тема 2.2. Россия в XIX веке

 

*

*

*

 

Тема 2.3. Россия в начале ХХ века.

*

*

   

*

 

Модуль 3. Отечество в период советский власти

Тема 3.1. Социально-экономическое развитие страны в 1920 – 1930 гг..

*

*

     

Тема 3.2 СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

 

*

   

*

Тема 3.3. СССР в  середине. 1950 – 1980 гг.

*

*

   

*

 

Модуль 4. Россия на рубеже ХХ – XXI вв.

         

Тема 4.1 СССР в 1985 – 1991 гг. Перестройка

*

*

     

Тема 4.2 Становление новой российской государственности

 

*

   

*


*

1. История российской  пищевой промышленности;

2. Экономика;

3. Культурология;

4. Философия;

5. История мировых  цивилизаций.

4. Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения

Многообразие форм обучения: лекции с использованием технических  средств обучения, наглядных пособий (карты, схемы, таблицы), презентаций. Практические занятия: доклады, рефераты, деловые игры, музейные занятия с составлением отчетов, проведение конференций и олимпиад в рамках дней студенческой науки, посвященных историческим событиям.

Таблица 7.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения дисциплине

п/п

Учебно-образовательный модуль.

Цели применения активных форм обучения

Темы и применяемые

активные формы обучения и другие образовательные технологии

Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства

(VI - XVI вв.)

Цель: изучить культурно-историческое и цивилизационное значение принятия христианства на Руси. Уяснить на конкретном примере принцип альтернативности в исторической науке.

1. Коллоквиум  на тему: «Крещение Руси: проблема религиозного выбора»

Цель: изучить влияния геополитического фактора на формирование и развитие древнерусского государства, роль кочевых народов Востока в истории России.

2. Творческие  работы на тему: «Русь и Великая  Степь».

Цель: изучить социальную структуру российского общества в эпоху феодализма, ее особенности, углубленно проработать историю формирования казачества как этно-социальной группы.

3. Коллоквиум на тему: «Формирование ведущих сословий российского общества в XV – XVII вв., казачества».

Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени

Цель: изучить особенности петровской модернизации России, научиться сопоставлять точки зрения историков по проблеме.

1. Деловая игра на тему: «Петр I – великий реформатор или злой гений России»

Цель: осознать великие достижения русской культуры ХIХ в., оценить ее вклад в развитие мировой культуры.

2. Творческие работы на тему: «XIX век – золотой век русской культуры»

  1. й

Цель: изучить спектр политических партий в России в начале ХХ в., уметь различать возможные альтернативы политического развития, которые эти партии представляли.

3. Деловая игра  на тему: «Есть такая партия  в России».

Модуль 3. Отечество в период советский власти

Цель: изучить особенности модели НЭПа, выяснить её актуальность в современных условиях.

1. Коллоквиум  на тему: «НЭП: сущность, противоречия, актуальность».

Цель: проанализировать международные  отношения и внешнюю политику СССР накануне и во время второй мировой войны, изучить важнейшие события и факты ВОВ, противостоять фальсификациям и искажениям событий и итогов Второй мировой войны.

2. Конференция  на тему, посвященную Великой  Отечественной войне 

Цель: показать противоречия реформ середины 1950 - 1960 гг., непоследовательность в демократизации общества. Движение «шестидесятников»

3. Творческая  работа на тему: Хрущевская «оттепель»  и развитие советской культуры  в 1960 гг.

Модуль 4. Россия на рубеже XX - XXI вв.

Цель: изучить состояние советского общества в 1980 гг., выяснить объективные факторы, приведшие к проведению преобразований.

1. Творческая  работа: диспут на тему: «Перестройка»

Цель: изучить содержание и противоречия реформ начала 1990 гг.

2. Деловая игра: «Альтернативы начала 1990 гг.»


 

5. Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов.

Изучение истории позволяет получить представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии России с древнейших времен до наших дней, уяснить основные закономерности и особенности отечественной истории в контексте мирового опыта. Эти знания студенты приобретают в значительной мере путём самостоятельного изучения учебного материала (36 часов). При этом студенту следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.

Изучение отдельных  разделов курса рекомендуется проводить  в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием  тем по рабочей программе;

б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

в) подготовка докладов, рефератов, эссе.

В методическом пособии  по «Отечественной истории» (методические документы для студентов всех специальностей и всех форм обучения) представлен список тем рефератов и докладов с рекомендуемой литературой, приводятся контрольные вопросы для аттестации по итогам освоения дисциплины (44 вопроса).

Учебно-практическое пособие по «Отечественной истории» (Гуманитас. Том II) по каждой теме содержит «Задания. Вопросы» и «Задания. Тесты» для самостоятельной работы студентов.

В качестве промежуточного контроля проводятся контрольные работы по отдельным модулям.

Таблица 8.

Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов

№ п/п

Учебно-образовательные модули дисциплины

Трудоемкость СРС,

зач. ед./часы

Виды самостоятельной работы студентов

1

Модуль 1.

От Древней Руси к формированию единого российского государства (VI – XVI вв.)

/21

1. Изучение  тем лекций 

2. Подготовка  к практическим занятиям

3. Подготовка к тестированию по модулю

4. Подготовка к деловой/ролевой игре

5. Подготовка к рубежному контролю.

2

Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени

/22

1. Изучение  тем лекций 

2. Подготовка  к практическим занятиям

3. Подготовка  к тестированию по модулю

4. Подготовка к деловой/ролевой игре

5. Подготовка к рубежному контролю.

3

Модуль 3. СССР  в период советской  власти

/22

1. Изучение  тем лекций 

2. Подготовка  к практическим занятиям

3. Подготовка  к тестированию по модулю

4. Подготовка к деловой/ролевой игре

5. Подготовка к рубежному контролю

4

Модуль 4. Россия на рубеже XX – XXI вв.

/21

1. Изучение  тем лекций 

2. Подготовка  к практическим занятиям

3. Подготовка  к тестированию по модулю

4. Подготовка к деловой/ролевой игре

5. Подготовка к рубежному контролю.

Информация о работе Определение истории