Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:55, реферат
Одной из интересных страниц Отечественной истории по праву считается период правления Ивана Грозного.
Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачал колокола церквей, и они как бы сами собой зазвенели. Один из них сорвался с колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих больших несчастий…
Великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях. В развитии опричнины сыграли также внешнеполитические неудачи, соратники царя настоятельно советовали установить в стране диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия.
Итак, можно сказать, что опричнина получила значение политического убежища, куда хотел укрыться царь от своего крамольного боярства. Мысль, что он должен бежать от своих бояр, постепенно овладевала его умом, стала его безотвязной думой. Опричнина явилась учреждением, которое должно было ограждать личную безопасность царя.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДАННОЙ ПОЛИТИКИ
МЕТОДЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ОПРИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. При определении вины, степени участия бояр в «заговорах», летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных оппозиционеров.
По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-летнего сына и его тестя - П.П. Головина. В 1567 году царь вызвал во дворец боярина Федорова - одного из богатейших и уважаемого в народе человека, облачил его в царские одежды, усадил на трон, а затем собственноручно заколол его ножом, считая виновным в заговоре. По “делу” Федорова было уничтожено 370 человек.
В 1569 году по приказу царя принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий, второй по знатности в России после самого царя, вместе с ним были умерщвлены его семья и слуги. 25 июля 1570 года на рыночной площади были зверски казнены 116 человек “опальных”. Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших “опальным”. Но самой жуткой страницей опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском и где творил расправу полтора месяца. История не знает столь ужасной резни” - пишет англичанин Дж. Горсей. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. Впрочем, за рубежом его называли Иваном Ужасным.
Очевидцы первых дней опричнины Таубе и Крузе отметили, что царские опричники форменным образом терроризировали обитателей княжеских гнезд. Опальных княжат хватали и увозили в ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были добираться в места поселения сами. Поскольку опальным запрещалось брать с собой что-либо из имущества, некоторые принуждены были кормиться в пути подаянием.
Власти не пожелали обременять себя заботами о содержании ссыльных и по этой причине решили наделить их землями в местах поселения на восточной окраине.
Присланный
из Москвы окольничий Н.В.Борисов произвел
в 1565-1566 гг. описание всех наличных земель
Казанского края, включая земли татарские,
чувашские, мордовские и земли дворца.
ПОПЫТКИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА
Весна 1566г. принесла с собой долгожданные перемены. Опричные казни прекратились, власти объявили о прощении опальных. По ходатайству руководителей земщины царь Иван вернул из ссылки удельного князя Михаила Воротынского и пожаловал ему старую "отчизну" с укрепленными городами Одоевом и Новосилем. Первого мая 1566г. в Казань прибыл гонец, объявивший ссыльным "государево жалование". Грозный "простил" большую часть опальных княжат и дворян и милостиво позволил им вернуться в Москву. Эта уступка, впрочем, носила половинчатый характер: в Казани были оставлены на поселении самые влиятельные из ссыльных. Как бы то ни было, амнистия привела к радикальному изменению опричной земельной политики. Казна вынуждена была позаботиться о земельном обеспечении вернувшихся из ссылки и взамен утраченных ими родовых вотчин стала отводить им новые земли. Но земель, хотя бы примерно равноценных княжеским вотчинам, оказалось недостаточно. И тогда сначала в отдельных случаях, а потом и в более широких масштабах казна стала возвращать родовые земли, заметно запустевшие после изгнания их владельцев в Казань.
По существу опричным властям пришлось отказаться от курса, взятого при учреждении опричнины. Земельная политика опричнины быстро утрачивала свою первоначальную антикняжескую направленность. Объяснялось это тем, что конфискация княжеских вотчин вызвала противодействие знати, а монархия не обладала ни достаточной самостоятельностью, ни достаточным аппаратом насилия, чтобы длительное время проводить политику, идущую в разрез с интересами могущественной аристократии. К тому же, с точки зрения властей, казанское переселение достигло основной цели, подорвав могущество суздальских княжат.
Прекращение
казней и уступки со стороны опричных
властей ободрили недовольных и породили
повсеместно надежду на полную отмену
опричнины.
РАЗГРОМ
ЗЕМСКОЙ ОППОЗИЦИИ
Оппозицию поддержало влиятельное духовенство. Митрополит Афанасий 19 мая 1566г. в отсутствие царя демонстративно сложил с себя сан и удалился в Чудов монастырь. Грозный поспешил в столицу и после совета с земцами предложил занять митрополичью кафедру Герману Полеву, казанскому архиепископу. Полев переехал на митрополичий двор, но пробыл там всего два дня. Будучи противником опричнины, архиепископ пытался воздействовать на царя «тихими и кроткими словесы егоНаказующе».
Когда содержание бесед стало известно членам опричной думы, те настояли на немедленном изгнании Полева с митрополичьего двора. Бояре и земщина были возмущены бесцеремонным вмешательством опричников в церковные дела. Распри с духовными властями, обладавшими большим авторитетом, поставили царя в трудное положение, и он должен был пойти на уступки в выборе нового кандидата в митрополиты.
В Москву был спешно вызван игумен Соловецкого монастыря Филипп. Колычев был хорошо осведомлен о настроениях земщины и по прибытии в Москву быстро сориентировался в новой обстановке. Он изъявил согласие занять митрополичий престол, но при этом категорически потребовал распустить опричнину.
Поведение соловецкого игумена привело Грозного в ярость. Царь мог бы поступить с Филиппом так же, как и с архиепископом Германом. Но он не сделал этого, понимая, что духовенство до крайности раздражено изгнанием Полева. На исход дела повлияло, возможно, и то обстоятельство, что в опричной думе заседал двоюродный брат Колычева.
20 июля 1566г. Филипп вынужден был публично отречься от своих требований и обязался «не вступаться» в опричнину и не оставлять митрополию из-за опричнины.
Известный исследователь опричнины П.А. Садиков указывал, что протест против насилий опричнины исходил от членов созванного в Москве Земского Собора. Выступления земской оппозиции и собор состоялись в одном и том же году. Одинаковым было число участников оппозиции и членов Собора. И те и другие составляли самую активную часть земского дворянства. По словам слуги царского лейб-медика Альберта Шлихтинга, земцы обратились к царю с протестом против произвола опричных телохранителей, причинявших земщине нестерпимые обиды. Выступление служилых людей носило внушительный характер: в нём участвовало более 300 знатных людей земщины, в том числе некоторые бояре-придворные.
По свидетельству Шлихтинга, царь отклонил ходатайство земских дворян и использовал чрезвычайные полномочия, предоставленные ему указом об опричнине, чтобы покарать земщину.
300 челобитчиков попали в тюрьму. Правительство, однако, не могло держать в заключении цвет столичного дворянства, и уже на шестой день почти все узники получили свободу. 50 человек, признанных зачинщиками, подверглись торговой казни: их отколотили палками на рыночной площади. Нескольким урезали языки, а трех дворян обезглавили.
Опричные
репрессии испугали высшее духовенство.
Но Филипп, по - видимому, выхлопотал у
царя помилование для большинства тех,
кто подписал челобитную грамоту. После
недолгого тюремного заключения они были
выпущены на свободу без всякого наказания.
Сообщая об этом, Шлихтинг сделал важную
оговорку. По прошествии непродолжительного
времени, замечает он, царь вспомнил о
тех, кто был отпущен на свободу, и подверг
их опале. Власти были поражены не только
масштабами земской оппозиции, но и тем,
что протест исходил от наиболее лояльной
части думы и руководства церкви. На царя
протест произвел ошеломляющее впечатление.
Он должен был отдать себе отчет в том,
что все попытки стабилизировать положение
путем уступок потерпели неудачу. Социальная
база правительства продолжала неуклонно
сужаться.
УСИЛЕНИЕ
ОПРИЧНИНЫ
После
выступления земцов царь не только
не отменили опричнину, но постарался
укрепить её изнутри. Царь забрал в опричнину
Костромской уезд. Численность опричного
корпуса увеличилась с 1 до 1,5 тыс. человек.
Правительство не только расширяло границы
опричнины, но и укрепляло важнейшие опричные
центры, строило замки и крепости. На расстоянии
ружейного выстрела от кремлевской стены,
за рекой Неглинной, в течение полугода
вырос мощный замок. Его окружали каменные
стены высотою в три сажени. Выходившие
к Кремлю ворота украшала фигура льва,
раскрытая пасть которого была обращена
в сторону земщины. Шпили замка венчали
черные двуглавые орлы. Днем и ночью несколько
сот опричных стрелков несли караулы на
его стенах. Замок на Неглинной недолго
казался царю надежным убежищем. В Москве
он чувствовал себя неуютно. В его голове
родился план основания собственной опричной
столицы в Вологде. Там он задумал выстроить
мощную каменную крепость наподобие московского
Кремля. Опричные власти приступили к
немедленному осуществлению этого плана.
За несколько лет была возведена главная
юго-восточная стена крепости с десятью
каменными башнями. Около 300 пушек, отлитых
на московском пушечном дворе, были доставлены
в Вологду. 500 опричных стрельцов круглосуточно
стерегли стены опричной столицы. Наборы
дворян в опричную армию, строительство
замка у стен Кремля, сооружение крепости
в вологодском крае в значительном удалении
от границ и прочие военные приготовления
не имели цели укрепления обороны страны
от внешних врагов. Все дело заключалось
в том, что царь и опричники боялись внутренней
смуты и готовились вооруженной рукой
подавить мятеж земских бояр.
ОПРИЧНАЯ
ГРОЗА
Продолжением опричного террора стали набеги на крупные уездные города – Новгород и Псков, где, по мнению Ивана Грозного, гнездились его противники. Разгром Новгорода ошеломил современников. В декабре 1569 г. царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о "великой измене" новгородцев. Не мешкая, войска двинулись к Новгороду.
8
января 1570 г. царь прибыл в древний
город. В городе прошли
Опричники ограбили Софийский собор, забрали драгоценную церковную утварь и иконы. В опричную казну перешли бесценные сокровища Софийского дома. По данным новгородских летописей, опричники конфисковали казну также у 27 старейших монастырей. В некоторых из них Грозный побывал лично. Царский объезд занял самое малое, несколько дней, может быть, неделю. Участники опричного похода и новгородские авторы очевидцы единодушно свидетельствуют о том, что «новгородский посад жил своей обычной жизнью, пока царь занят был судом на Городище и монастырями». В это время нормально функционировали городские рынки, на которых опричники имели возможность продавать награбленное имущество.
Положение изменилось после окончания суда и монастырского объезда. В эти дни опричники произвели форменное нападение на город. Они разграбили новгородский торг и поделили самое ценное из награбленного между собой. Простые товары, такие, как сало, воск, лен, они сваливали в большие кучи и сжигали. Ограблению подверглись не только торги, но и дома посадских людей.
Опричники ломали ворота, выставляли двери, били окна. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте. Следующим за Новгородом стал Псков. Иван Грозный беспощадно осуществлял свои замыслы Опричные санкции против этих городов преследовали две основные цели. Первая состояла в том, чтобы пополнить опричную казну, а вторая - в том, чтобы терроризировать низшие слои городского населения, подавить в нем все элементы недовольства, ослабить опасность народного возмущения.