Опричнина Ивана Грозного: ее предпосылки и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 19:03, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - определить из-за чего Иван Грозный решился ввести опричнину и к чему привела эта политика.
Задачи:
• рассмотреть причины опричнины;
• выявить суть этого исторического явления;
• проанализировать последствия;

Содержание

Введение 3
1. Формирование личности Ивана Грозного. Истоки политики опричнины. 5
2. Предпосылки и причины введения опричнины. 7
3. Учреждение и содержание опричной политики. 8
4. Отмена политики опричнины.Ее итоги и последствия. 13
Заключение. 17
Список литературы. 18

Вложенные файлы: 1 файл

История - опричнина Ивана Грозного.docx

— 48.08 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

по дисциплине

«Отечественная история»

на тему:

 

Опричнина Ивана Грозного: ее предпосылки и последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

В нашей истории царствование Ивана Грозного (1530-1584), составляющее половину XVI столетия, является одной из самых важных эпох, содержащих в себе ключевые моменты становления Государства Российского: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и наконец опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного.

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565-1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства.

Актуальность темы.

Я выбрала тему опричнины, потому что опричнина является важным периодом в истории российского государства, обозначившим острые противоречия между царем и его окружением. Опричнина стала временем выбора дальнейшего пути развития России: либо самодержавие, когда власть монарха ничем не ограничена, либо правление, при котором царь не может принимать какие-либо решения по внешне- и внутриполитическим вопросам без одобрения Боярской думы.

Источниковая база.

Данная работа в основном посвящена созданию целостной картины возникновения и существования опричнины, поэтому в ней используются большей частью письменные источники. На мой взгляд, одними из самых интересных литературных источников (использованных в данной работе), где более полно и точно представлены основные моменты, сущность и значение политики опричнины Ивана Грозного, являются  книги Скрынникова Р. Г. «Царство террора» и « Иван Грозный», поэтому я ставлю их в список основных, а так же исторические источники взятые из «Хрестоматии по истории России» А.С. Орлова - «Учреждение опричнины, 1565 г. (по Никоновской летописи)» и Курбский А.М. «История о великом князе Московском», 1573 г.

Цель данной работы - определить из-за чего Иван Грозный решился ввести опричнину и к чему привела эта политика.

Задачи:

  • рассмотреть причины опричнины;
  • выявить суть этого исторического явления;
  • проанализировать последствия;

 

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

 

  1. Формирование личности Ивана Грозного.

Истоки политики опричнины.

 

Я не буду конкретно останавливаться на биографии Ивана Васильевича, а лишь  кратко укажу те причины (причины  в  формировании личности Грозного), которые привели к введению политики опричнины Иваном Грозным.

Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше- матери Елене Васильевне. Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Молодой правитель, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Бояре стараясь получить расположение малолетнего царя всячески поощряли его «шалости»: «Воспитывали его потом важные и гордые паны, соревнуясь друг с другом, льстя и угождая ему в его сластолюбии и похоти, - себе и детям своим на беду. А когда начал он подрастать, лет в двенадцать, - что раньше вытворял, все опущу, сообщу лишь это: начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты … вытворять также и многие другие негодные вещи… , а воспитатели льстили ему, позволяя это, расхваливая его, на свою беду научая ребёнка». Лет в пятнадцать он уже начал и «людей бросать», всё больше и больше проявляя в себе, развитую боярской лестью, жестокость.1

Так же, по словам А.М. Курбского (из «истории о великом князе московском»), когда Ивану IV исполнилось семнадцать лет сенаторы стали использовать его в борьбе против неугодных им людей: так был убит «храбрейший стратег» Иван Бельский. Спустя некоторое время уже сам царь «приказал убить другого благородного князя по имени Андрей Шуйский». И только с приходом Сильвестра –«человека в сане священника» буйства Ивана было более или менее усмирено.

Поэтому сложилось мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие Ивана, способствовали развитию в нём подозрительности, скрытности и жестокости. С. Соловьёв анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV отмечает, что он «не сознал нравственных, духовных средств для установления правды или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам».

Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях – захваты крестьянских земель, взятки, судебные штрафы и прочее. От их лихоимства страдали «черные люди» - крестьяне и ремесленники, и главное (в глазах Ивана IV), казна, порядок и спокойствие в государстве.

Царь Иван, по мере возмужания, все больше тяготился опекой «Избранной рады», возражениями своему курсу во внутренних и внешних делах. Не все были, естественно, довольны длительными и не всегда успешными войнами, непосильными тяготами, разорением «подлых людей», кормивших своим трудом всех в государстве. Террор против непокорных, выискивание новых измен, чаще всего выдуманных, стремление свалить свои промахи на других вели царя по пути неправды, не милосердия.

Опала на деятелей «Избранной рады», разногласия среди правящих лиц по ливонскому вопросу послужили для мнительного царя  толчком к новым репрессиям. Существовали для того и иные причины - недовольство основной массы дворян, служивших в армии, тем, что бояре и княжата владеют многими землями и крестьянами, переманивают к себе их крестьян и холопов.  Да и сам царь тяготился вельможами, склонными к независимости, к незабытым ещё порядкам удельного прошлого. Ходили разговоры, что некоторые князья, из первых лиц в государстве, ведут тайную переписку с зарубежными владетелями.

Сам Иван Васильевич во всех подданных, в народе российском, видел только «холопов»; их обязанность - беспрекословно повиноваться его воле. О том он написал в эпистолии к князю-беглецу Курбскому в ответ на его «многошумящее послание»: «мы своих холопов жаловать и казнить вольны».2

 

 

 

  1. Предпосылки и причины введения опричнины.

 

Думается, что опричнина явилась отнюдь не случайным эпизодом в истории Русского государства и была обусловлена глубокими внутренними причинами, борьбой различных тенденций социального и политического развития страны. Но, вопреки традиционному мнению, борьба велась не столько между сторонниками и противниками централизации страны, сколько по вопросу о различных путях и методах самой централизации.

Утверждавшееся на Руси самодержавие с его претензиями на безраздельную власть в государстве неизбежно должно было вступить в столкновение со всеми силами, которые могли реально или потенциально ее ограничить. Учредив опричнину, царь Иван, замечает Р. Г. Скрынников, «избавился от обычной опеки со стороны думы и высшего духовенства»3. Но суть опричного конфликта заключалась не только в этом. По большому счету опричнина явилась своеобразной реакцией царя-самодержца на развитие сословно-представительных тенденций и представляла собой попытку путем введения чрезвычайного положения пресечь «своеволие» сословий и направить весь сословный организм на путь государственного служения.

Причины такой жестокой политики в первую очередь стоит искать в самой личности Ивана Грозного. Его недоверчивый, подозрительный и жестокий нрав, безусловно, является самой главной причиной террора поразившего страну, и обусловлен он тем как Иван IV воспитывался: регентский совет был занят скорее борьбой за власть, нежели воспитанием малолетнего государя. Как рассказано выше: им было выгоднее поощрять самые безнравственные поступки Ивана, нежели указывать ему на его собственные ошибки и заниматься его образованием. Лишь собственная любовь Ивана к книгам и его интерес к политике давали ему информацию об управлении государством.4

Целенаправленная борьба царя против правящей элиты так же является одной из причин установления опричнины. Посредством опричнины царь разделил дворянство и натравил одну группу на другую. Царь оправдывал введение опричнины необходимостью искоренить «неправду» бояр-правителей.

Многочисленные заговоры бояр - ещё одна причина. Их попытки взять власть в свои руки лишь усиливали убеждённость Ивана IV, что его окружают одни предатели (мятеж 1553 года).

Вывод: Можно назвать ещё много причин побудивших Ивана Грозного ввести политику опричнины (все беды и напасти того времени, лишь подгоняли царя к принятию такого решения, ведь оно казалось ему наиболее правильным). Но самая главная причина всё же заключалась в менталитете самого царя. По сути, все те проблему, с которыми столкнулся Иван IV существовали и до и после него, однако другие политики силились решать их более гуманными способами.

 

  1. Учреждение и содержание опричной политики.

 

Для борьбы с непокорными боярами Иван IV решил сформировать опричнину, с помощью которой царь хотел подорвать экономическую и политическую силу боярства, покончить с «боярской изменой», укрепить свою деспотическую власть царя. Однако царь не мог ввести в стране чрезвычайное положение, вопреки воле Боярской думы и церковного руководства. По этой причине он вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю думе, Иван IV объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения и на репрессии против боярской оппозиции.

Дальнейшие события описываются в историческом источнике «Учреждение опричнины», 1565г. (По никоновской летописи). 5

*Мною прочитан этот источник и пересказан в данном этапе работы.

3 декабря 1564 г. Иван Грозный, царская семья, ближние бояре, дворяне  и приказные, а также их семьи  покинули Москву. Начались «скитания», длившиеся целый месяц. Царь выехал  в село Коломенское на Москве-реке, к югу от столицы. В Коломенском  царская семья оставалась две  недели. Затем он отправился на молитву с Троице-Сергиев Монастырь, а оттуда выехал в Александровскую слободу.

В слободе Грозный составил грамоту об отречении от престола. Готовя грамоту об отречении, Иван IV допускал, что Боярская дума и духовенство примут его отставку. На этот случай царь и его окружение выработали проект передачи власти малолетним царевичам. Царь намеревался отказаться от короны, но при этом сохранить все права престолонаследия за своими сыновьями. Более того, он разработал проект, который позволял ему сохранить в своих руках реальную власть после вынужденного отказа от престола.

3 января 1565 г. в Москву  прискакал царский гонец с  грамотами к думе, митрополиту  и населению. В послании к власть  имущим царь объявлял, что кладёт  опалу на думу – бояр, конюшего, дворецкого, казначеев, а заодно  и на дьяков и дворян, епископов, игуменов и прочих вассалов, светских  и духовных. Далее Иван многословно  перечислял измены бояр, воевод  и всяких приказных людей. Обращение  Ивана вызвало страх и замешательство  среди членов Боярской думы, спешно  собравшихся в Кремле на подворье  митрополита. Между тем в нескольких  шагах от митрополичьего двора  думные дьяки П. Михайлов и  А. Васильев поочерёдно читали  царское послание к населению  столицы. Слухи об отречении мгновенно  распространились по всей Москве. Специальным посланием царь извещал посадских людей о своём отречении и просил их, чтобы они не сомневались в том, что на них царский гнев и опала не распространяются. Выражая милость посадскому населению, Иван IV в то же время объявлял опалу власть имущим. Тем самым он апеллировал к народу в своём давнем споре с боярством. Царь, не стесняясь, говорил об измене бояр, притеснениях и обидах, причинённых ими народу.6

Отречение царя и его обращение к народу привели в движение низы и вызвали призрак бунта. Опасность волнений существенно повлияла на решении думы и священного собора, собравшихся на митрополичьем дворе. Противники Грозного, пользовавшиеся большим весом в Боярской думе и среди титулованной знати, не осмелились поднять голос среди всеобщего негодования на «изменников» и, таким образом, безвозвратно упустили благоприятный момент.

И всё же никакого единого решения на совещании у митрополита принято не было. Каждый заботился о том, чтобы выразить царю свои верноподданнические чувства и отмежеваться от «изменников». Старшим из иерархов, отправившихся к царю, был архиепископ ростовский Никифор. Вслед за ним туда выехали главные бояре, казначеи, дворяне, приказные люди. Иван IV не желал вести переговоры со всеми челобитчиками разом. Он предпочёл разъединить их. Лишь те, кто получил от него персональное разрешение, мог попасть в загородную резиденцию монарха. Первыми прибыли церковные иерархи. Они прежде всего просили, чтобы царь на них не гневался. Затем они просили монарха, чтобы он простил членов думы и приказных. После многих слёзных молений царь дал себя уговорить и приказал допустить в Слободу думных людей. Купцов и прочий чёрный народ, толпой двинувшийся в Слободу за боярами, в царскую резиденцию не пустили.

По возвращении в Москву Иван IV вызвал к себе оба сословия – дворянство и духовенство – и обратился к чинам с речью. Учреждая опричнину, Царь старался убедить всех в том, что заботится о водворении в стране порядка, мира и единства.

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного: ее предпосылки и последствия