Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:53, реферат
Мой выбор пал на тему исследования причины опричнины Ивана Грозного не случайно. Изучая разные периоды в истории России, часто встречаешься различными явлениями злоупотребления власти, которые происходят в правлении разных государей и это явление не случайно. Так как в России, как и в других государствах, существовало явление единоличной власти, хочется рассмотреть эту власть с точки зрения взаимозависимости методов укрепления власти, и личности, которая эти методы применяет. Поэтому данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что хочется понять личность Грозного, как человека, который создал опричнину.
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Заключение
Список литературы
Кафедра Российской цивилизации
и методики преподавания истории.
Тема: Опричнина Ивана Грозного в оценках историков.
Контрольная работа студентки 1 курса группы №111
Факультета философии Медянцевой Марии Сергеевны.
Работу проверил: доцент С.В. Удалов.
Саратов 2013
Оглавление
Введение
Почему Грозный?
Мой выбор пал на тему исследования причины опричнины Ивана Грозного не случайно. Изучая разные периоды в истории России, часто встречаешься различными явлениями злоупотребления власти, которые происходят в правлении разных государей и это явление не случайно. Так как в России, как и в других государствах, существовало явление единоличной власти, хочется рассмотреть эту власть с точки зрения взаимозависимости методов укрепления власти, и личности, которая эти методы применяет. Поэтому данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что хочется понять личность Грозного, как человека, который создал опричнину. Для чего он её создал? Какие цели преследовал? Руководила ли им только природная жестокость или же существовал точный расчёт и конкретные политические и экономические цели? А может быть в тот временной период, в котором жил и работал грозный царь, иначе действовать было просто невозможно? В процессе написания этой работы я буду обращаться не только к официально признанным историческим документам, но и к художественной литературе, так как она, на мой взгляд, лучше всего помогает раскрыть именно личные качества героя, его характер и мышление, а так же и эмоции под воздействием которых он, находясь, волею судьбы главенствующим над целой страной, творит историю
Глава Первая.
«Внешний облик опричнины»
Так чем же всё-таки была опричнина в глазах историков и современников? Мне вспомнился фильм, снятый по книге А. Толстого о приключениях князя Серебряного, сцена, когда князь, возвращаясь в Россию из иностранного посольства, сталкивается с отрядом вооруженных людей, которые выглядят как настоящие разбойники. На глазах князя они грабят деревню и подвергают насилию беззащитных людей. Князь вмешивается в эту бойню, но вскоре его самого схватывают, и какого же было его удивление, когда он узнал, что его обвиняют в преступлении против царских людей. Воображаемые разбойники оказываются царскими слугами, а их злодеяния против мирного населения являются проявлениями нового политического строя. В резиденции Ивана 4, Александровской слободе, князь видит новые ужасающие картины. Людей травят медведями, а царь тешится такими страшными забавами.
Такова картина опричнины, предстающая нам в кинофильмах и художественной литературе. Но в то же время, многие авторитетные историки, такие как Карамзин, Ключевский, изображали опричнину именно так. Как череду кровавых и бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя и для его забавы. Для исполнения своей воли, царь собрал людей без стыда и совести, готовых на любое злодеяние. Ко всем преступлениям историки добавляют ещё и кощунство. Опричники одевались в чёрные рясы, при этом обладали ещё и такими страшными эмблемами, как собачья голова и метла у луки седла, в знак того, что они верные царские псы выметают крамолу и выгрызают измену из государства. Замечательный писатель и историк В.С. Пикуль, в своей книге «Псы господни» приводит живые и ужасающие описания царских оргий, которые он устраивал вместе со своими верными «псами».
На
смену вышеуказанным историкам,
Но
хочу всё-таки вернуться к
Глава Вторая.
Личность Ивана.
С детства Ивана Четвёртого отличали патологические черты. Рано осиротев и 8-летним оказавшись на престоле, малолетний царь рос в атмосфере раболепной и льстивой покорности. С другой стороны ребёнок-царь нередко чувствовал себя брошенным и униженным. Эта двойственность по отношению к себе – государю, но мальчишке, не могла не способствовать формированию характера «грозного царя». Более того, это способствовало развитию его природной подозрительности и мнительности. Царь рос в обстановке постоянной кровавой жестокости, сопровождавшей борьбу боярских группировок. В первые годы царствования бояр, оставило юному царю много времени для досуга. Он читал всё, что попадало ему под руку и возбуждало его любопытство. И, думается, что именно из книг он почерпнул много мыслей и идей на будущее, и в его сознании формировалась та роль, которую он мечтал «сыграть» в жизни своей и своего народа.
По сути,
в детстве он не знал ни
любви, ни ласки, и даже не
пользовался должным вниманием.
Ненависть
к боярам сложилась у Грозного
так же в детстве. Когда в
1538 году при загадочных
В
1547 году царь женился на дочери
московского боярина Анастасии
Захарьиной-Кошкиной. Этот первый
брак был заключён по любви.
Царь очень любил свою жену,
а она, в свою очередь,
По своим
убеждениям, сложившимся ещё в
детстве, Иван верил, что он
помазанник Божий, что царская
власть даётся свыше. Он был
религиозен порой до фанатизма,
Я думаю,
что первый год траура по
первой его любимой супруге,
дал Ивану много пищи для
размышлений. И скорее всего
именно тогда в его сознании
зародилась и начала
Глава Третья.
Предпосылки к появлению опричнины.
Политическим прологом в зарождении опричнины послужило падение Избранной Рады в 1560году. Выражая всеобщее недоумение исследователей столь мрачного и загадочного явления в русской истории, С.Б. Веселовский писал: «Созревание исторической науки продвигается так медленно, что может поколебать нашу веру в силу разума вообще, а не только о царе Иване и его времени».
Разногласия
между Иваном и его
Современники-иностранцы полагали, что царь создал опричнину по наущению своей второй жены Марии Темрюковны. Черкешенка родом, она была полу дикарка, жестокая и вспыльчивая, как и сам Иван. Конечно она могла способствовать проявлению отрицательных качеств царя, так как сама любила присутствовать при пытках и казнях она охотно сопровождала царя. Но я думаю, что обвинять её в столь серьёзном историческом преступлении будет неверно. Не того была ума это женщина, и сам царь имел не то отношение к женщинам вообще.
3 декабря 1564года
Иван вдруг оставил столицу.
Поездка была обставлена
Опричниной
на языке того времени
Информация о работе Опричнина Ивана Грозного в оценках историков