Опричнина Ивана Грозного в оценках историков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:53, реферат

Краткое описание

Мой выбор пал на тему исследования причины опричнины Ивана Грозного не случайно. Изучая разные периоды в истории России, часто встречаешься различными явлениями злоупотребления власти, которые происходят в правлении разных государей и это явление не случайно. Так как в России, как и в других государствах, существовало явление единоличной власти, хочется рассмотреть эту власть с точки зрения взаимозависимости методов укрепления власти, и личности, которая эти методы применяет. Поэтому данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что хочется понять личность Грозного, как человека, который создал опричнину.

Содержание

Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 40.13 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра  Российской цивилизации

и методики преподавания истории.

 

 

 

 

 

 

Тема: Опричнина Ивана  Грозного в оценках историков.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа студентки 1 курса группы №111

Факультета философии  Медянцевой Марии Сергеевны.

 

 

 

 

Работу проверил: доцент С.В. Удалов.           

 

 

Саратов 2013 

Оглавление

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Глава 3
  5. Глава 4
  6. Глава 5
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

Введение

Почему Грозный?

Мой  выбор пал на тему исследования причины опричнины Ивана Грозного не случайно. Изучая разные периоды в истории России, часто встречаешься различными явлениями злоупотребления власти, которые происходят в правлении разных государей и это явление не случайно. Так как в России, как и в других государствах, существовало явление единоличной власти, хочется рассмотреть эту власть с точки зрения взаимозависимости методов укрепления власти, и личности, которая эти методы применяет. Поэтому данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что хочется понять личность Грозного, как человека, который создал опричнину. Для чего он её создал? Какие цели преследовал? Руководила ли им только природная жестокость или же существовал точный расчёт и конкретные политические и экономические цели? А может быть в тот временной период, в котором жил и работал грозный царь, иначе действовать было просто невозможно? В процессе написания этой работы я буду обращаться не только к официально признанным историческим документам, но и к художественной литературе, так как она, на мой взгляд, лучше всего помогает раскрыть именно личные качества героя, его характер и мышление, а так же и эмоции под воздействием которых он, находясь, волею судьбы главенствующим над целой страной, творит историю

 

 

 

 

 

Глава Первая.

«Внешний облик опричнины»

Так чем же всё-таки была опричнина в глазах историков  и современников? Мне вспомнился фильм, снятый по книге А. Толстого о  приключениях князя Серебряного, сцена, когда князь, возвращаясь в Россию из иностранного посольства, сталкивается с отрядом вооруженных людей, которые выглядят как настоящие разбойники. На глазах князя они грабят деревню и подвергают насилию беззащитных людей. Князь вмешивается в эту бойню, но вскоре его самого схватывают, и какого же было его удивление, когда он узнал, что его обвиняют в преступлении против царских людей. Воображаемые разбойники оказываются царскими слугами, а их злодеяния против мирного населения являются проявлениями нового политического строя. В резиденции Ивана 4, Александровской слободе, князь видит новые ужасающие картины. Людей травят медведями, а царь тешится такими страшными забавами.

     Такова картина  опричнины, предстающая нам в кинофильмах и художественной литературе. Но в то же время, многие авторитетные историки, такие как Карамзин, Ключевский, изображали опричнину именно так. Как череду кровавых и бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя и для его забавы. Для исполнения своей воли, царь собрал людей без стыда и совести, готовых на любое злодеяние. Ко всем преступлениям историки добавляют ещё и кощунство. Опричники одевались в чёрные рясы, при этом обладали ещё и такими страшными эмблемами, как собачья голова и метла у луки седла, в знак того, что они верные царские псы выметают крамолу и выгрызают измену из государства. Замечательный писатель и историк В.С. Пикуль, в своей книге «Псы господни» приводит живые и ужасающие описания царских оргий, которые он устраивал вместе со своими верными «псами».        

        На  смену вышеуказанным историкам,  пришли другие, которые, пришли  к совершенно иному пониманию  опричнины. Они увидели некую  идею, зрело обдуманный план, проводимый  Иваном с последовательностью  и настойчивостью. Они увидели обширную программу хозяйственных, социальных и политических преобразований. Только осуществлялись эти преобразования столь страшными и недостойными средствами. Но, возможно, в то время подобное было неизбежно.

        Но  хочу всё-таки вернуться к личности  самого Ивана, и понять, почему  он выбрал именно такой способ  укрепить свою власть. И призову  на помощь историков, чтоб попытаться  сделать правильный вывод о  целях и последствиях опричнины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава Вторая.

Личность Ивана.

С детства Ивана Четвёртого отличали патологические черты. Рано осиротев и 8-летним оказавшись на престоле, малолетний царь рос в атмосфере раболепной и льстивой покорности. С другой стороны ребёнок-царь нередко чувствовал себя брошенным и униженным. Эта двойственность по отношению к себе – государю, но мальчишке, не могла не способствовать формированию характера «грозного царя». Более того, это способствовало развитию его природной подозрительности и мнительности. Царь рос в обстановке постоянной кровавой жестокости, сопровождавшей борьбу боярских группировок. В первые годы царствования бояр, оставило юному царю много времени для досуга. Он читал всё, что попадало ему под руку и возбуждало его любопытство. И, думается, что именно из книг он почерпнул много мыслей и идей на будущее, и в его сознании формировалась та роль, которую он мечтал «сыграть» в жизни своей и своего народа.

       По сути, в детстве он не знал ни  любви, ни ласки, и даже не  пользовался должным вниманием.  Воспитатели Ивана лишь потворствовали  его низменным инстинктам и  оскорбляли его лучшие чувства.  Его обижали и глумились над  ним. Видимо из этого источника  Иван Четвёртый вынес презрение  к человеку, часто принимавшее  форму ненависти. И всё свою  жизнь он пытался отплатить  людям за эти унижения.

        Ненависть  к боярам сложилась у Грозного  так же в детстве. Когда в  1538 году при загадочных обстоятельствах  умерла его мать (скорее всего её отравили) Елена Глинская, вокруг осиротевшего царя началась ожесточённая борьба за власть между Шуйскими и Бельскими. Период боярского правления также способствовал развитию «грозных черт» в будущем царе.

        В  1547 году царь женился на дочери  московского боярина Анастасии  Захарьиной-Кошкиной. Этот первый  брак был заключён по любви.  Царь очень любил свою жену, а она, в свою очередь, способствовала  усмирению кровожадных порывов  царя. Но и здесь Ивана поджидала  жизненная трагедия. Любимая женщина  умерла. Царь был убеждён, что  это дело рук коварных бояр. Яд в тот время был популярным  средством для тайного и тихого  устранения нежелательных людей,  в кругах высшего сословия. Грозный  понимал, что ни царский титул, ни власть не могут защитить его от козней врагов и завистников реальных и мнимых. Царь понимал, что нужно искать способ защититься, укрепить власть. Ведь какой же он самодержец, если каждый завистник может, как хочет творить свою волю, и он не в состоянии ничего с этим поделать?

       По своим  убеждениям, сложившимся ещё в  детстве, Иван верил, что он  помазанник Божий, что царская  власть даётся свыше. Он был  религиозен порой до фанатизма,  особенно в часы раскаяния,  но дураком отнюдь не был  и понимал, что какой бы он ни был «богом избранный», это не поможет ему полностью устранить бояр от власти, так как и его власть происходила из того же источника. Московское государство 16века жило традициями. С отдельными лицами царь, конечно, мог сделать что хотел, но перед существующим порядком он оставался бессилен, потому что и сам он со своей властью являлся частью этого порядка. Князья и бояре, опять же, привыкли смотреть на государство, как на своё достояние, принадлежащее им  по праву родовитости, и в какой-то степени, были независимы от государя. Существовало местничество, и в нём князья видели гарантию сохранения их привилегий. Таким образом складывалась правящая группа, причём, один сидел на троне, а другие заведовали каким-нибудь приказом или областью. Грозный понимал, что истреби он всё боярское сословие, кем же он сможет заменить их? Нужно было кардинальным образом менять сложившийся уклад. Но как? И каким бы стал этот новый порядок? Царю нужно было искать некий компромисс.

       Я думаю,  что первый год траура по  первой его любимой супруге,  дал Ивану много пищи для  размышлений. И скорее всего  именно тогда в его сознании  зародилась и начала оформляться  идея совершенно новой системы  государственного правления. И  свои надежды Иван возлагал  не на боярское сословие, а  искал себе верных слуг в  основном среди поповичей, которые  и тогда стали играть заметную  роль в жизни русской интеллигенции. Но так как бояре представляли реальную материальную и моральную силу, просто так отбросить их от себя царь тоже не мог. Опять же требовался компромисс. По моему мнению, именно боярское сословие во многом способствовало возникновению явления опричнины, да и Иван был человеком своего жестокого века. Жестоки были методы бояр в борьбе за власть – царь нанёс удар не менее грозным оружием…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава Третья.

Предпосылки к появлению  опричнины.

     Политическим прологом в зарождении опричнины послужило падение Избранной Рады в 1560году. Выражая всеобщее недоумение исследователей столь мрачного и загадочного явления в русской истории, С.Б. Веселовский писал: «Созревание исторической науки продвигается так медленно, что может поколебать нашу веру в силу разума вообще, а не только о царе Иване и его времени».

     Разногласия  между Иваном и его сторонниками, составлявшими Избранную Раду, накапливались  постепенно. Когда в 1553 году царь  опасно заболел, придворные, в  том числе и члены Избранной  Рады, отказались присягнуть новорождённому  сыну Ивана Дмитрию. В приемники  они предлагали князя Владимира  Старицкого – двоюродного брата  царя, но царь выздоровел, а отношения  с приближёнными  испортились  окончательно. Царь, по-видимому,  счёл подобное поведение проявлением измены и предательства. Смерть любимой женщины и разговоры о претендентах на Московский престол в момент  болезни убедили Ивана в том, что от нынешних его приближённых, не стоит ждать ничего хорошего. Бегство в Польшу князя Курбского ещё больше усугубило это его мнение. Сомнение превратилось в уверенность. Таким образом у Ивана появился повод воплотить в реальность замысел того компромисса, который уже начал оформляться в его мыслях в определённую систему. Но он никому не сказал, что намеревается сделать. Постепенно Грозный расправиться со всеми из бывших своих приближённых и единомышленников.

      Современники-иностранцы  полагали, что царь создал опричнину  по наущению своей второй жены  Марии Темрюковны. Черкешенка родом, она была полу дикарка, жестокая и вспыльчивая, как и сам Иван. Конечно она могла способствовать проявлению отрицательных качеств царя, так как сама любила присутствовать при пытках и казнях она охотно сопровождала царя. Но я думаю, что обвинять её в столь серьёзном историческом преступлении будет неверно. Не того была ума это женщина, и сам царь имел не то отношение к женщинам вообще.

     3 декабря 1564года  Иван вдруг оставил столицу.  Поездка была обставлена необычно. Царь велел всем боярам и  «дворянам ближним» причём с  семьями сопровождать его. За  государем следовало сотни возов  нагруженных его сокровищами.  Сопровождала всё это огромная свита. В Москве было смятение. Долгое время никто не знал куда и зачем уехал царь. Но общество того времени к подобным загадкам привыкло и все ждали чем же всё-таки завершится этот царский отъезд. Ждали в страхе. Царь расположился в предместье маленького городка Александровска и тогда только решил объявить причины столь необычного отъезда. 3 января 1565года в Москву прибыл царский гонец с письмом от царя к митрополиту. В письме говорилось о всевозможных злодеяниях совершаемых воеводами и должностными лицами и духовенством высшим и низшим. Царь объявил что «опалился» на всех в своём государстве. В заключение царь сообщал митрополиту, что покидает своё государство и поселится «где Бог укажет». В этом послании уже явно проявилась противоречивая двойственная натура Грозного, как, в последствии, он фактически разделит своё государство на две части – опричнину и земщину. В своём письме царь отказывается от престола и в тоже время своей царской волей и властью налагает кару на своих подданных. За первым письмом последовало второе, адресованное купцам и всему народу Московскому. Иван заявил, что на «этих людей не жалуется и не имеет никакого гнева». Таким образом, страх ещё более усилился. Атмосфера была зловещей. Митрополиту было поручено умолить царя сменить гнев на милость, не покидать своего народа и править, как ему будет угодно, и судить тех, против кого он опалился. В Александровскую слободу отправилась депутация. Царь, конечно же, склонился на её мольбы, но по своей натуре Иван очень, любил театральные эффекты, и его пришлось уговаривать. И это событие говорит нам о дальновидности и хитрости Ивана. Он, конечно же, заранее предполагал такой исход, ждал его и на него рассчитывал. Иван согласился вернуться, но поставил условия. Он заявил, что отлучит от себя всех крамольников и изменников, некоторые из них будут казнены, а имущество их конфисковано. Грозный обещал, что вернётся в Москву, когда устроит свою опричнину.

     Опричниной  на языке того времени называлась  вдовья часть, дававшаяся жёнам  умерших знатнейших вельмож. Я  думаю, что Иван выбрал это  название, намекая на свою любимую  покойную жену Анастасию. Так  как он был уверен, что смерть  царицы лежит на совести бояр, он, таким образом, получил с  убийц своей жены свою «вдовью  часть». Он, как бы сказал –  вы забрали то ценное, что было  у меня, теперь я возьму с  вас. Такое было вполне в  его характере. Но так же  слово «опричнина» имело и другое значение. На пирах того времени, так назывались лучшие блюда, которые хозяин оставлял при себе, чтоб делится со своими избранными гостями. Иван Четвёртый Грозный и в этом смысле не исказил значения слова. С приближёнными он поделился щедро… И милостью своей и гневом…

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного в оценках историков